Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:56, контрольная работа
Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому, данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Организационные структуры управления и типы этих структур…...4
2. Объекты и субъекты социального управления……………………….8
3. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами……………………………………………………………………...…9
4. Совершенствование методов социального управления………...…13
5. Мероприятия по совершенствованию организационных структур управления……………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Социология управления»
на тему:
«Модели и методы социального управления»
Выполнила:
Студентка:
Специальность:
№ зачетной книжки:
Преподаватель:
Брянск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Организационные структуры управления и типы этих структур…...4
2. Объекты и субъекты социального управления……………………….8
3. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами……………………………………………………
4. Совершенствование методов социального управления………...…13
5. Мероприятия по совершенствованию организационных структур управления……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому, данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.
В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.
Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся самой организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.
Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
1. Организационные структуры управления и типы этих структур
Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.
Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:
Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.
Целостность - состояние единого и целого
Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого
Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.
Социальная система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)
Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).
Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.
Структура - это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества - это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.
Формирование организационной структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем формируются функции социального управления. Необходимо также сразу позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование - устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:
Развитие персонала
Охрана здоровья и безопасность условий труда
Природоохранная деятельность и ресурсосбережения
Развитие местного сообщества
Добросовестная деловая практика
Социально ответственная реструктуризация и др.
Каждая программа включает в себя комплексы социально значимых задач и социальных условий их исполнения.
Для разработки организационной модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:
Каковы социальные цели и результаты программ управления;
Необходимы ли изменения в существующих отношениях делегировании прав и обязанностей для достижения целей;
Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;
Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.
Типы организационных структур социального управления:
Формальная
Регламентирована в различных организационно - распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.
Бюрократическая
Тип организации с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:
- жестко регламентированные правила и положения (в процессе работы проявление инициативы возможно только в рамках установленных «от» и «до»);
- строгая субординация;
- иерархия не персонифицированных должностей и т.п.
Неформальная
Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.
Иерархические структуры (адаптивные):
Функциональная структура
Применяют в условиях:
- относительно ограниченная номенклатура продукции;
- неизменные технологии;
- стабильный спрос;
- относительно низкий уровень конкуренции;
- массовое производство;
- стабильная внутренняя социальная среда;
- прогнозируемые социальные процессы и явления
Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.
Дивизионные структуры
Применяют в условиях:
- активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;
- многофункциональности действий;
- рыночного многообразия;
Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.
Институциональные аспекты управляющей системы:
Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;
Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например - ценностей и норм организационной культуры)
Выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий
Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.
2. Объекты и субъекты социального управления
Социология - от латинского societas (общество) и греческого logos (учение), т.е. наука об обществе.
Объектом социального управления являются - наиболее общие законы и движущие силы деятельности социальных общностей.
- это социальное управление, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. Это и реальные процессы социального управления, и каким образом оно осуществляется и достигает поставленных целей.
- это социальная сфера общественной жизни.
Социальная сфера общественной жизни - это сфера взаимоотношений между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.
Субъект социального управления - это должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.
3. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами
В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.
Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:
рассматривать управление с точки зрения:
а) социальных критериев;
б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;
2) подходить к изучению системы управления с позиции социального анализа, учитывая:
а) взаимоотношения между людьми при выполнении ими определенных функций;