Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание

Цель - изучение модели инвалидности и проблем в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов, государственной политики и нормативно-правового обоснования социальной защиты инвалидов.
Объектом исследования являются модели инвалидности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Гл. I. Теоретические аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности…………………………………………5
1.2. Современная концепция инвалидности……………………………7

Гл. II. Государственная политика и нормативно-правовое
обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами….... 10
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ…………………………..12

Гл. III. Модели инвалидности и проблемы в реализации мер
социальной защиты и поддержки инвалидов
3.1. Медицинская, социальная, политико-правовая модели инвалидности и модель культурного плюрализма………………………….....15
3.2. Среда обитания без барьеров………………………………………..20
3.3. Проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов………………………………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

курсоваяТСР.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тен­денции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государствен­ным и общественным институтам в определении и реализации поли­тики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1.                  Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2.                  Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3.                  Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4.                  За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5.                  Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6.                  При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий [13;92].

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

- наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;

- наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;

- судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;

- наличие неправительственных организаций инвалидов;

- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав;

- наличие безбарьерной физической и социальной среды [12; 312].

 

2.2. Основные законы об инвалидности в РФ

 

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержатель­ном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкивают­ся на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отверже­ния пришли признание их прав, достоинства и полноценного уча­стия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реаби­литационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1.                  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

2.                  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ .

3.                  Постановление Правительства РФ «Об утверждении по­рядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г.

4.                  Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996г.

5.                  Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реа­билитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993г.

6.                  Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

7.                  Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор­мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.

8.                  Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ­ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г.

9.                  Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.

10.             Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсион­ном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержа­нии» № 1—6-у от 23.06.1995г.

11.             Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г.

12.             Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417                          «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин­валидов"».

13.             Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об­разования».

14.             Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру­да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34) .

15.             Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови­тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов».

16.             Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения».

17.             Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».

18.             Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»

19.             Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений»

20.             Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда»

21.             И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

 

 

 

 

 

III.              Модели инвалидности и проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов

 

3.1. Медицинская, социальная, политико-правовая модели инвалидности и модель культурного плюрализма

 

Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит  от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят. Господствовавшая прежде медицинская модель инвалидности исходила их ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. Реабилитация, таким образом, рассматривается исключительно с одной стороны – со стороны восстановления трудовых возможностей. В этой связи в общественном сознании понятия «инвалидность» и «нетрудоспособность» воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяемые термины. Необходимость опровержения такого подхода привела к появлению в научном обороте и распространению в литературе наряду с медицинской моделью инвалидности такого понятия как «социальная модель инвалидности». Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых нормативными документами, а из факта наличия и степени утраты трудоспособности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня. Соответственно, решение проблем, связанных с инвалидностью, предполагается осуществлять в первую очередь через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания, как комплексных, так и специализированных. Подобные учреждения должны быть доступны для населения территориально, по подбору предлагаемых услуг, по условиям своей деятельности – бесплатность оказания услуг нередко является для их клиентов жизненно важным фактором. Специализированные учебные заведения для детей-инвалидов также являются отражением социальной модели – образовательная служба «подтягивает» детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому  нуждающемуся. В последнее время получает также распространение понятие «политико-правовая модель инвалидности». В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальной меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Данная модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов точно так же, как подобное отношение должно быть гарантировано каждой отдельной социальной группе с особыми нуждами. В программные документы общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни, включается также модель культурного плюрализма. Основной акцент здесь делается на понятие равенства: все аспекты жизни общества должны быть одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от их отличий от других. Утверждение понятия «лицо с ограниченными возможностями» находится также в русле этих изменений объема и сущности представлений общества об инвалидности, правах и особенностях инвалидов. Подобный термин свидетельствует о том, что нет жесткой связи между юридической фиксацией инвалидности, всегда неизбежно ограниченной в силу финансово-экономических лимитов, и действительными дефицитами сил, здоровья, социальных и личностных ресурсов, которые препятствуют индивиду нормально жить и развиваться в обществе. Если проанализировать список заболеваний, дающий право на установление инвалидности, и сопутствующие этому льготы, становится ясно, что целый ряд состояний, объективно препятствующих социальному функционированию индивида, находится за рамками этого перечня [13;187]. Недаром, например, в практике социально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов, как правило, не проводится жесткая селекция несовершеннолетних клиентов по типу патологии, а принимаются на обслуживание также ослабленные и часто болеющие дети, дети группы социального риска или же социально и педагогически запущенные. Ограничение возможностей иногда трактуется как неудовлетворенность «особых нужд» инвалидов, что приводит к социальному исключению. Однако каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы и за счет этого именно и является самостоятельной, отличительной от других личностью. Поэтому каждое такое исключение может явиться причиной для социального исключения. В истории известны такие примеры, когда люди подвергались дискриминации по цвету кожи, особенности одежды и т.п., таким образом, практически каждый индивид имеет те или иные особые нужды, к которым общество должно приспосабливать свои внешние условия. Но осуществить это невозможно, т.к. особые нужды одних индивидов могут противоречить столь же особым нуждам других. И поэтому крайне трудно адаптировать социальные условия к требованиям каждой непохожей личности. Особые нужды инвалидов являются специфическими отклонениями от количественной нормы. Их особенность состоит в том, что в большинстве случаев сами инвалиды не могут в должной мере адаптироваться к условиям жизнедеятельности по причинам своих физических, интеллектуальных или психических дефектов. Необеспеченность инвалидов необходимым и качественным социальным оборудованием, медикаментами, материальной, социальной, психологической помощью резко сужает возможности их нормальной жизнедеятельности и полноценной интеграции в общественную среду. В данном случае общество обязано прибегнуть к определенному неравенству, чтобы компенсировать таким образом инвалидам их дефекты здоровья и обеспечить максимально возможное равенство для них.

              Сущность реабилитации – не только восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не только медицинская, сколько социальная. Лечение болезни, коррекция нарушения, медицинская компенсация дефекта имеют свои границы. В то же время люди, не являющиеся инвалидами, также отличаются по своим физическим возможностям, уровню физической силы, быстроте реакции, интеллектуальным способностям и т.д. Цель общества – максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие. Люди сильного личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи. Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нуждаются в социальной реабилитации, осуществляемой с профессиональной  помощью специалистов по реабилитологии или социальной работе, так как степень их дефекта требует особенно обширных ресурсов компенсации. При помощи последовательной системы мер может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для инвалидов достичь полной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Выражаясь обобщенно, необходимо создавать возможность для инвалидов жить счастливыми и находить удовлетворение в своей жизнедеятельности. Для осуществления этой специальной деятельности общества в отношении лиц с ограниченными возможностями создаются структуры, реализующие их социальную защиту. Содержание реабилитации рассматривается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Цель реабилитации – «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий. В ситуации, когда вполне здоровые и работоспособные люди не всегда могут обеспечить за счет собственного труда себя и свою семью, пенсия и пособия инвалидов могут быть единственным вариантом приобретения средств к жизни. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. В этом аспекте нужно констатировать, что больные, получившие травму, люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса. Они должны являться и признаваться полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации, успех которой в значительной мере зависит от степени глубины их установки на восстановление действительной социальной роли, а отсутствие сотрудничества может минимизировать эффективность социальной реабилитации или сделать ее совершенно невозможной.

Информация о работе Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную политику