Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание

Цель - изучение модели инвалидности и проблем в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов, государственной политики и нормативно-правового обоснования социальной защиты инвалидов.
Объектом исследования являются модели инвалидности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Гл. I. Теоретические аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности…………………………………………5
1.2. Современная концепция инвалидности……………………………7

Гл. II. Государственная политика и нормативно-правовое
обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами….... 10
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ…………………………..12

Гл. III. Модели инвалидности и проблемы в реализации мер
социальной защиты и поддержки инвалидов
3.1. Медицинская, социальная, политико-правовая модели инвалидности и модель культурного плюрализма………………………….....15
3.2. Среда обитания без барьеров………………………………………..20
3.3. Проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов………………………………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

курсоваяТСР.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

3.2. Создание среды обитания без барьеров

 

Сама инвалидность ставит барьеры перед человеком. Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому трудно поддаются компенсации. В первую очередь это физическое ограничение – обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают инвалиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. Также факторы внешней среды могут усугубить либо компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации. Второй барьер – трудовая изоляция инвалида. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне  узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам оказываются доступны рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение больше обусловлено неразвитым рынком труда лиц с особыми нуждами. Работодателем адаптация рабочих мест для инвалидов рассматривается как невыгодная и нежелательная. Трудоустройство  болевая точка. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181 местные органы власти принимают нормативные акты об установлении квоты для предприятий по приему на работу инвалидов. В большинстве случаев предприятию выгоднее заплатить штраф за невыполнение квоты, чем принять на работу инвалидов. Чаще бывает, что пенсия по инвалидности является более солидным источников дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно. Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений:  эти люди вынуждены  существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие, которое также не может быть достойным для обеспечения нормального уровня жизни индивида. В последние годы появились лица из числа предпринимателей, получившие инвалидность вследствие травмы, террористического акта и т.д. Финансовые ограничения не являются для них значимыми или не стоят вовсе. Тем не менее преодоление всех других барьеров требует от них малых усилий. Так как инвалиды являются малообеспеченной и наименее защищенной категорией населения, не располагают необходимыми средствами для платы за обучение (переобучение). В первую очередь остро стоит проблема получения инвалидами среднего специального и высшего образования, поскольку с переходом на местное финансирование учебных заведений резко снизилась возможность поступления инвалидов на обучение по желаемой специальности. Техникумы, колледжи, профессионально-технические училища вынуждены отказывать в приеме иногородным абитуриентам или осуществлять их обучение на платной основе. Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психичекими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. Для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.п.), и неразвитостью современных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя первые шаги в этой сфере предпринимаются. В структурированной информации могут нуждаться только те инвалиды, которые имеют сохранный или относительно сохранный интеллект, какой-то минимальный уровень способностей к познанию, критической оценке окружающей действительности  к самооценке. Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц. С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом. Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т.д. – и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т.д. Подобный комплекс является ретардирующим, т.е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован. Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

 

 

3.3. Проблемы в реализации мер социальной защиты и поддержки инвалидов

 

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещение затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов. Закон обязывает вес органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д. Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Но реалии таковы, что значительное количество инвали­дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага. В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ­ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми­нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан­ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь­ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям. Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об­становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи­лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей­ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю­дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ­ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям. На данный момент также проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен­ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла­ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут­рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре­ния заболевания и снижению трудоспособности. Одно из ос­новных направлении поддержки инвалидов — профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити­ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов — важнейшие аспекты их профессиональной реабилита­ции[10; 104]. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока­зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле­но следующими причинами:

- специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют   профессиональную   ориентацию   инвалидов,   не владеют  информацией  о  показаниях  и  противопоказаниях  к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен­тируясь на пожелания самих инвалидов;

- инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти­вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про­фессиональной сфере;

- специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения не престижны и не дают перспектив для после­дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;

- образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк­туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо­бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру­ются противопоказания для приема в образовательные учрежде­ния.

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали­дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем­ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны — Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне­ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе­дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз­личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи­нансирования по отдельным статьям.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят­ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со­гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру­да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль­ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума. В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки ин­валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство существующей системы финансового обеспече­ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро­ванию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций. Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду — законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат. Все ос­тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра­ниченными возможностями, не гарантируют обязательности финан­сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

Существуют проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или  сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. Но много ли автобусов, троллейбусов  на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? И на данный момент  эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду  беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. Данные положения Закона попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие объемы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на пенсию по инвалидности человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии. Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена и среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения. Нужна также специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия есть в стране.  Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации. Тем отраднее, что сдвиги в лучшую сторону уже происходят. Например, в Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящим по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски. Этот пример свидетельствует о том, что среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы – найти талантливых мастеров, организаторов среди инвалидов и содействовать  им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим. Также одной из главных проблем – организация оформления инвалидности. О ней никак нельзя сказать, что она совершенна. Больной, едва передвигающийся человек, чтобы получить пенсию, вынужден обходить десятки кабинетов, потратить немало времени в очередях. Современная система оформления инвалидности и инвалидных дел нуждается в коренной перестройке. Думается, что она может быть сведена к минимуму учреждений: поликлиника (со МСЭ) – пенсионный фонд – магазин (аптека, завод по изготовлению специальных приборов и приспособлений). В обеспечении инвалидов должен действовать принцип – минимум инстанций, максимальное сосредоточение функций в одном месте. Инвалид – человек с ограниченными физическими и психическими возможностями. К нему должны проявлять снисхождение и милосердие все люди. В этом – проявление гуманности. И конечно, максимум гуманности требуется от лиц, которые обеспечивают условия достойного существования инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного на данном этапе для реализации прав инвалидов нужно придерживаться следующих рекомендаций:

- необходимо отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов, не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные финансовые возможности их исполнить;

- необходимо укрепить целостность системы социального обеспече­ния и социальной защиты инвалидов на основе социально-экономи­ческого, финансово-экономического и организационно-техническо­го единства, что в значительной мере зависит от рациональности управления данной отраслью;

- важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве усло­вий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформа­цией социально-экономических условий в стране;

- необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как регулярный пересмотр соци­ально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвали­дов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений орга­низма;

- внедрить механизм, блокирующий возможность принятия зако­нов, не подкрепленных источниками (по каждому законодатель­ному предложению необходимо экспертное заключение Минфи­на России);

- ввести безусловное финансирование федеральных целевых про­грамм социальной защиты инвалидов и ужесточить ответствен­ность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу;

- изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры;

- усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать ма­лый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды;

- в области профессиональной реабилитации необходимо обеспе­чить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой;

Информация о работе Модели инвалидности и проблемы их интеграции в социальную политику