Модели помощи детям с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание

Именно реализуя социальную и социально-политическую модели мы можем освободить человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободить бесценные человеческие ресурсы для свободного труда на благо общества.

Работа состоит из  1 файл

глава 2.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

    2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, КАК В ПРАКТИЧЕСКОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    2.1. Применение социальной модели помощи детям

    с ограниченными возможностями  в социальной работе,

    как в практическом виде деятельности  
 

    Острота физических, социальных, социально-экономических и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а приобретенной аномалии (инвалидности), становящейся сильным стрессогенным фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то степени, его ближайшего окружения. Одна из основных проблем людей с ограниченными возможностями – это проблема маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек – к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира «нормальных» людей. Если же это не удается, то человек с ограниченными возможностями либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными направлениями социальной работы являются: помощь людям, с ограниченными возможностями в осознание ими реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости1.

    В связи с этим возникают модели помощи людям с ограниченными возможностями. Так, например, социальная модель. Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Предпосылками появления данной модели явились работы А.Х Маслоу, который отмечал важность самореализации личности, продуктивный подход, который гласил, что индивида нельзя «списывать со счетов»; бихевиористкий подход, в основе которого лежала помощь ребенку-инвалиду в усвоение порядка вещей, для добровольного принятия им манеры поведения, и теория научения. Также предпосылками возникновения социальной модели были деятельный, педагогический и культурологический подходы.

    В фокусе этой модели находиться взаимосвязь  между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и прочие). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую2.

    Сегодня является уже очевидным тот факт, что инвалидность является по существу социальной проблемой – проблемой неравных возможностей, которые не позволяют индивиду быть интегрированным в общество, на таких же основаниях, как и другие его члены. И причиной ограничений или инвалидизации в таком случае является не сама болезнь, а те физические, юридические, отношенческие барьеры, которые препятствуют людям с особыми потребностями быть полноценными гражданами.

    Социальная модель инвалидности рассматривает проблемы инвалидов как результат отношения общества к их особым проблемам. Согласно социальной модели человек с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей3.

    Социальная модель рассматривает человека с ограниченными возможностями и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его патологии, и ориентируется на устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств. Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым категориям населения, должны быть предоставлены условия для социальной реабилитации, адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями4.

    С другой стороны, социальная модель представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек с ограниченными возможностями может сделать с помощью социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно оказывать помощь, но и не менее трудно ее принимать5.

    На  основании социальной модели может  быть выстроен антидискриминационный  подход социальной работы. Согласно антидискриминационному подходу инвалидность является одной  из многочисленных индивидуальных моделей стиля жизни и рассматривается как естественная часть человеческого опыта, так как потенциально у каждого индивида некоторое время могут наблюдаться стойкие нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности. При этом инвалид всегда должен рассматриваться, как равноправный член общества, самостоятельно принимающий решения и обладающий всей полнотой ответственности за свои поступки.

    Первоочередными задачами, требующими решения в рамках антидискриминационного подхода социальной работы являются: повышение качества жизни инвалида; построение равноценного диалога со специалистами; предоставление лицам с ограниченными возможностями сервисных услуг социального обслуживания и обеспечения, а «не помощи», основанной на зависимости и подчинении инвалидов персоналу социальных служб6.

    Необходимо  руководствоваться стратегией деизоляции, то есть созданием условий для  активной жизнедеятельности инвалидов. В этой ситуации следует учитывать, что личность человека с ограниченными  возможностями здоровья очень часто имеет определенные особенности. С большой вероятностью интегральным качеством личности инвалидизированного человека может стать стремление к самоизоляции.

    Одним из самых распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для «помогающих профессий» является гуманистический подход (К.Роджерс и другие). Согласно этому подходу, для нормального существования человека, предполагающего формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних ресурсов позитивного развития личности («личностного роста»), гуманность и возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое отношение к случившемуся7.

    В этой связи весьма важной задачей  социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающего пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и прочие, в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений «социальный работник-клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Возможно, социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, но это привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Так, например, в социальных учреждениях интернатного типа нередко возникает «приобретенная беспомощность»: убедившись в своей неспособности влиять на решения, которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход событии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например, содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органов коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между интернатом (или семьей) и обществом8.

    Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора  профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ограниченными возможностями умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации9.

    Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-психологической реабилитации является ближайшее  микросоциальное окружение людей с ограниченными возможностями. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и других), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо из ее членов, бесконечен. Очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ограниченными возможностями: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное «выживание», либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом – нормализацией внутрисемейных отношений.10.

    Таким образом, социальная работа с людьми с ограниченными возможностями своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

    На сегодняшний день социальная модель помощи не единственная модель. В настоящее время заслуживает внимания и ещё одна, не менее важная модель помощи детям с ограниченными возможностями – это социально-политическая модель. 
 

2.2. Применение социально-политической модели помощи

  детям с ограниченными возможностями

в социальной работе, как в практическом виде деятельности

(на  примере клуба  инвалидов «Контакт–1»  город Москва) 
 

    В последнее время получает распространение  понятие социально-политическая модель. В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средством коммуникации, культуре и спорту.

    Содержание  данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспеченны равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Данная модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов точно так же, как подобное отношение должно быть гарантированно каждой отдельной социальной группе с особыми нуждами11.

    Клуб  «Контакты-1» строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность, и их родителями как раз по программам, в основе которых лежит социально-политическая модель инвалидности. Человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность – не есть медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей12.

    Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым – значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями помощи, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь.

    Общество  обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью13.

Информация о работе Модели помощи детям с ограниченными возможностями