Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:13, курсовая работа
Именно реализуя социальную и социально-политическую модели мы можем освободить человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободить бесценные человеческие ресурсы для свободного труда на благо общества.
Клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно социально-политическая модель инвалидности.
Итак, о ходе работы клуба по трем инновационным моделям: «Центр независимой жизни», «Выездной лицей», и «Персональный ассистент».
Инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и /или умственными возможностями». Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь – это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования14.
С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того чтобы он мог сам принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.
Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлагают, его патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и усиливают пассивно-иждивенческий характер в среде людей, имеющих инвалидность15.
В Москве есть много инициативных групп людей, имеющих инвалидность, которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в инвалидных колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной жизнью.
Однако экономическая независимость и независимая жизнь – это разные понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, так же, как и остается недоступная окружающая среда.
Экономическая независимость одного человека не изменит законодательства, окружающей среды и общественного сознания16.
Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества17.
Центр независимой жизни – это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных возможностей для детей с особыми проблемами.
Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба «От родителя к родителю». От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб.
Целью является изменение среды, окружающей человека с ограниченными возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность.
Задачами является: Во-первых, создание моделей социальных служб, помогающих адаптировать условия окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность. Во-вторых, создание экспертной службы для родителей, осуществляющей мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и представительство их интересов. В-третьих, создание системы волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей. В-четвертых, мостов сотрудничества с государством, бизнесом, общественностью, наукой. И, в-пятых, инициирование сетевой структуры Центров независимой жизни в России.
Второй моделью является инновационная модель службы «Персональный ассистент».
Служба «Персональный ассистент» подразумевает помощь человеку, имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать участие в жизни общества. «Персональный» – значит знающий особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий «потребителя», введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих услугах нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой социальной службы заключается в том, что: потенциальные способности людей, имеющих инвалидность, будут использованы в полной мере (специализированные заведения создаются под ограниченные возможности людей, имеющих инвалидность, и вместе с надомным и детским трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий характер экономической политики государства по отношению к ним); создается рынок труда, так как персональным ассистентом может работать практически любой человек.
Политическая выгода очевидна, так как данная социальная служба обеспечивает каждого члена общества равными правами на образование, труд и отдых.
Персональными ассистентами работали родители и студенты факультета социальной работы и социологии.
Цель службы: Открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия во всех аспектах жизни общества.
Задачами являлись во-первых, создание действующей модели «Человек с особыми проблемами – ассистент». Во-вторых, расширить круг детей, получающих помощь ассистентов. В-третьих, провести социально-педагогические исследование модели с целью разработки рекомендаций для неправительственных организаций18.
Третья инновационная модель службы – «Выездной лицей».
Медицинская модель инвалидности, официально принятая в России, находит свое выражение в том, что социальная политика имеет сегрегирующий характер. Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются19.
Изменения в социально-политической и экономической жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. Однако в социальных программах специализированность остается доминирующей, что объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в основу законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы социальных служб20.
Экспериментальная модель «Выездной лицей» – это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством создания службы «Персональный ассистент» и специальной транспортной службы, которые бы предоставляли им равные возможности. Комплексный подход необходим для того, чтобы организовать обучение детей, имеющих инвалидность, в режиме «двустороннего движения»:
1. Преподаватели едут на дом к ребенку и дают ему домашние уроки;
2.
Службы помогают ребенку
Целью является духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через организацию специальных служб «Выездной лицей», «Персональный ассистент» и транспортные службы.
Задачами являются во-первых, обучение детей, имеющих инвалидность, общеобразовательным дисциплинам и творчеству на дому. Во-вторых, профессиональное обучение и развитие творческих способностей детей, имеющих инвалидность, в интегрированных кружках вне дома. В-третьих, интеграция детей, имеющих инвалидность, и их родителей умением и навыкам независимой жизни.
Методами являются: Во-первых, движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги, которые привлекаются для работы в службе «Выездной лицей» на контактной основе. Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в основного союзника.
Во-вторых, движение из дома обеспечивается тремя службами одновременно. Персональные ассистенты и оборудованный транспорт необходимы для того, чтобы ребенок, имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать кружки вне дома.
В-третьих, интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу осуществляется при помощи службы «Персональный ассистент» и транспортной службы, которые помогут детям посещать интегрированные кружки и обычные классы.
Президентская программа «Дети России» всколыхнула третий сектор, объединяющий неправительственные организации. Включение в программу, поддерживаемую бюджетом, инновационной практики независимых организаций, является ярким примером положительных изменений в социальной политике государства22.
Подводя итог всему выше сказанному, можно увидеть, что обе рассмотренные модели помощи детям с ограниченными возможностями, делают упор на общественное восприятие таких детей, на то как такие дети уживаются в обществе и от чего исходит реальная помощь детям, какой характер она должна носить. Изучив модели, мы делаем вывод, что помощь детям с ограниченными возможностями заключается ни в жалости и сочувствии к ним, ни в стремление оградить их от окружающего мира, а в адекватном восприятии таких детей, их проблем.
Цель социальной работы заключается в предоставление им широкого выбора возможностей и обеспечение права на принятие на себя ответственности за свою жизнь. То есть перевод клиента из позиции объекта в позицию субъекта.
Человек с ограниченными возможностями должен чувствовать себя равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.
Именно реализуя социальную и социально-политическую модели мы можем освободить человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободить бесценные человеческие ресурсы для свободного труда на благо общества.
Информация о работе Модели помощи детям с ограниченными возможностями