Молодежь на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся нестабильным. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина молодёжи работает не по той специальности, которую получила в процессе обучения, либо не имеет профессии вообще. Молодые люди - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Молодежь на рынке труда
Молодежный рынок труда…………………………………………...5
Особенности положения молодежи на российском рынке труда....8
Причины безработицы молодежи…………………………………...11
Глава 2. Решение проблемы занятости молодежи в России
2.1. Социальная поддержка безработной молодежи…………………...15
2.2. Содействие занятости и трудоустройству молодежи……………..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Молодежь на рынке труда.docx

— 68.80 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Тверской государственный  технический университет»

Кафедра социологии и социальных технологий

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ: ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

НА ТЕМУ: МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА

 

 

Выполнила:  Сергеева В.Ю.

студентка 4 курса 438 группы

 

                                                                                         Научный руководитель:

_____________

 

 

 

Защита состоялась

 «         »                                2012  г.

Оценка:

 

 

 

Тверь — 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Молодежь на рынке  труда

    1. Молодежный рынок труда…………………………………………...5
    2. Особенности положения молодежи на российском рынке труда....8
    3. Причины безработицы молодежи…………………………………...11

Глава 2. Решение проблемы занятости молодежи в России

2.1. Социальная поддержка безработной молодежи…………………...15

2.2. Содействие занятости и трудоустройству молодежи……………..17

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

   В условиях  перестройки экономики важную роль играет изучение проблем, связанных с занятостью трудоспособного населения и прежде всего - молодёжи, как наименее защищённой категории рабочей силы.   

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической  стабилизации в России, положение  молодёжи остаётся нестабильным. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина молодёжи работает не по той специальности, которую получила в процессе обучения, либо не имеет профессии вообще. Молодые люди - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её развитие. Одной из наиболее нестабильных групп на рынке труда является молодежь. В нашей стране низкое качество жизни, поэтому по отношению к поколению требуется максимальная помощь государственной политики, самостоятельно вступающему в жизнь. Молодое поколение нуждается в государственной поддержке и стимулирование потенциала молодежи.

Главной проблемой занятости молодежи является несоответствие профилей и объемов подготовки специалистов потребностям рынка труда, все это ведет к росту безработицы для выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к таким последствиям, что наиболее образованная молодёжь, оканчивая учебное заведение, получает статус безработного. В настоящее время среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.

В современных экономических условиях потеря работы почти для всего населения означает снижение жизненного уровня, может вплоть до полной нищеты.   

 Актуальность работы заключается в недостаточном понимании проблемы безработицы среди молодежи.   Молодёжь во многом определяет экономические, социальные и политические процессы в обществе. Молодёжная безработица является серьезной проблемой в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить её масштабы и спрогнозировать её динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.   

   Целью данной работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из наименее защищённого слоя населения, нуждающегося в поддержке.  

 Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

1. рассмотреть молодежный рынок  труда;

2. определить  причины безработицы молодежи;

3. ознакомиться с особенностями положения молодежи на российском рынке труда;

4.исследовать социальную поддержку безработной молодежи;

5. рассмотреть содействие занятости и трудоустройству молодежи;

Объект  исследования - молодёжь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости.

Предмет исследования - изучение проблем занятости молодёжи и положение данной группы на рынке труда.

В данной работе использовались труды отечественных и зарубежных писателей,  таких как: Долгова  А., Либанова Е. М., Козина М.И., также Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, законы Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие исследуемые отношения.

 

1. МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА

 

1.1.Молодежный рынок труда

 

 

Рынок труда является решающим фактором производства, поэтому  занимает центральное место в рыночной экономике. В основе системы экономических отношений общества лежат отношения в сфере труда.

Рынок труда определен  как обусловленная спросом и  предложением, складывающая по поводу найма труда совокупность стоимостных  товарно-денедных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений [4.С.156].

Структура рынка труда неоднородна и состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, которые наделены определенными общими признаками и одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Цель сегментации состоит в получении результатов, позволяющих обосновать меры по регулированию рынка с учетом его неоднородности посредством влияния на выделенные его сегменты.

Особой группой рынка  является рынок труда молодежи. В соответствии с нашим подходом он представляет собой определенный сегмент общего рынка труда, отражающий специфику предложения и спроса труда подростков, девушек и юношей на данном рынке под влиянием различных факторов.     

С функциональной точки зрения молодежный рынок труда выступает в виде социально трудовых отношений по поводу использования рабочей силы девушек и юношей, направленные на согласование их интересов с интересами работодателей.

Субъектами молодежного  рынка труда выдвигаются все  держатели товара, имеющего спрос  с ее стороны: собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в точности по ее обучению, а также предприниматели, включая государство, со своими капиталами. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром - рабочей силой или способностью к труду.     

В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:

а) федеральный  молодежный рынок труда, субъектом  которого выступает государство в лице своих структур;

б) региональный (территориальный) молодежный рынок труда, субъектами которого выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости [8.С.342].     

Внутри рынка труда молодежи образуются деления по качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационным характеристикам: молодежь, окончившая школу, колледж, другие учебные заведения, получившие разный уровень образования, прошедшая переобучение и перепрофилирование с участием служб занятости, в том числе, из числа бывших военнослужащих и других неперспективных отраслей занятости, претендует на подходящую для них работу.

Также и по отношению к  занятости молодежи существуют различия.

Различают:

  1. незанятую, но ищущую работу группу;
  2. молодежь занятую, но неудовлетворенную своей работой и озабоченную ее переменой или необходимостью дополнительного заработка;
  3. ту часть молодежи, которая находится под угрозой увольнения из-за финансового неблагополучия предприятия и подлежит опережающему переобучению и перепрофилированию.

Принципиальные отличия  молодежного рынка труда проявляются  в качественных особенностях рабочей силы подростков, девушек и юношей, что наиболее сильно выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.     

С одной стороны, молодежи характерна достаточно низкая конкурентоспособность. На рынке труда, она определена: отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; недостатком профессиональных знаний; желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя и делает кандидатуру молодого человека «малопроходной»; социально-психологическими характеристиками; в точности такими как, стремление к смене профессии либо рабочего места, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции.     

С другой стороны, молодое поколение от старших поколений рабочей силы отличаются следующими положительными характеристиками:  сравнительно высоким уровнем общего образования, что делает доступными для нее мировые достижения науки и техники, а также информатики и электроники, новые неизвестные ранее профессии, сферу деятельности за рубежом; способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда;  динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного; специфическими психофизиологическими качествами: энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению.      

Таким образом, рынок труда молодежи - это  рынок рабочей силы девушек и юношей.  

 

 

1.2.Особенности положения молодежи на современном Российском рынке

 

 

Ситуация на молодежном рынке труда в России является достаточно напряженной. Растут масштабы скрытой и регистрируемой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности трудоустройства молодых людей ограничены в силу их более слабой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Ситуация на молодежном рынке труда неблагоприятная. Основные проблемы молодых людей связаны с приобретением профессии и выходом на рынок труда.

«Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости» [1.С.39].

Молодежь - группа трудовых ресурсов, которая характеризуются большой трудовой и социальной мобильностью, имеет способность частой смене трудовых функций, низкий профессиональный статус, молодые люди имеют неустойчивое поведение, излишнею эмоциональность, не имеют производственного стажа и опыта работы. При этом молодежь остается перспективной рабочей силой, хотя не выдерживает конкуренции с другими категориями населения.

Молодые люди, нуждающиеся  в трудоустройстве, формируют молодежный рынок. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений.

Молодые люди не имеют устойчивых жизненных установок, у них отсутствует опыт работы и производственный стаж. «Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы» [2.С.104]. Еще в полной мере не сложившись как субъект трудовой деятельности, молодежь самая восприимчивая категория ко всем изменениям, имеет способность к частой смене трудовых функций, большие вероятности профессионального роста, наиболее длительный период будущей трудовой деятельности.

Почти все работодатели отрицательно относятся к  таким качествам молодежи, как отсутствие опыта работы  и построения взаимоотношений в коллективе на работе, изменчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что указывает о социальной незрелости человека, низком уровне его социализации. Наличие любых из этих этих качеств приводит к дискриминационному отношению к молодому поколению на рынке труда. Правильно выстроенная кадровая политика организации предполагает разработку особых программ, помогающих молодым людям привыкать к новой обстановке, вживаться в новую роль наемного работника.

          Особенности самого рынка труда молодежи имеет свою специфику.                    

Во-первых, он имеет неустойчивость в спросе и предложении, объясняется это непостоянством ориентации молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. В связи с обострением социальных проблем молодежи их положение ухудшается еще больше, это приводит к трудностям самоопределения молодых людей, и в профессиональном плане.

Информация о работе Молодежь на рынке труда