Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся нестабильным. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина молодёжи работает не по той специальности, которую получила в процессе обучения, либо не имеет профессии вообще. Молодые люди - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её развитие.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Молодежь на рынке труда
Молодежный рынок труда…………………………………………...5
Особенности положения молодежи на российском рынке труда....8
Причины безработицы молодежи…………………………………...11
Глава 2. Решение проблемы занятости молодежи в России
2.1. Социальная поддержка безработной молодежи…………………...15
2.2. Содействие занятости и трудоустройству молодежи……………..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26
Для благополучного привыкания учащихся в школах к трудовой деятельности необходимо запустить программу "Путь в профессию", которая внесет огромную роль в профессиональном самоопределении учащегося. В процессе реализации программы возникает вероятность заинтересовать школьников в профориентации.
На выпускников высших учебных заведений предлагается программа "Эффективное поведение на рынке труда". Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Главная проблема выпускников в том, что они не правильно строят взаимоотношения с работодателем при трудоустройстве. Понятно, что работодатели лучше берут на работу уверенных в себе, инициативных людей, коммуникабельных, а самой главное - умеющих творчески подходить к решению проблем. Предлагаемая программа повышает уровень качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Запуск предлагаемых программ дает возможность молодежи лучше адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы значимое место занимает право молодежи на бесплатное повышение квалификации и переподготовку, профессиональную подготовку, по направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработной молодежи исполняется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в других учебных заведениях, с которыми заключены договоры органами службы занятости.
3. Изменение последовательности приема молодежи на работу. В наше время работодатели сразу многого хотят от молодого поколения, значительно завышают требования к ним. Многие компании не видят положительных характеристик при принятии на работу молодых специалистов и относятся к их возможностям и способностям с неуважением, не видят в них перспектив карьерного роста в рамках своего предприятия. Только при смягчение критериев при трудоустройстве может помочь молодому поколению начать свою трудовую деятельность.
На сегодняшний день есть все условия, чтобы совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При рациональной организации предоставленная форма занятости молодого поколения может быть экономически выгодна предприятиям и компаниям, и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от осуществлении программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой жизни, оказывает позитивное влияние [5.С.96].
4. Квотирование мест для молодежи. В некоторых муниципальных учреждениях приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи, это увеличивает социальную защищенность молодых людей. Однако из-за отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
5. Развитие предпринимательской деятельности. На молодежном рынке труда существует скрытая или частичная безработица, когда работодатель предоставляет возможность работать неполный рабочий день, неделю либо не регистрирует работника официально. По мнению многих специалистов, для улучшения ситуации молодежи на рынке труда требуется развитие предпринимательства, особенно в сельской местности и малых городах. Малый и средний бизнес сопровождается появлением дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто наименее конкурентоспособен на рынке труда.
Предпринимательскую подготовку в силу специфики и стратегической важности для будущего страны следует рассматривать как самостоятельную область и формировать в двух направлениям. Первое касается всего молодого поколения и направлено на развитие их знаний, способностей, навыков и умений в предпринимательской деятельности. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, торговли, сфере услуг, банковского дела, рекламы, и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.
6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам - это элементом поддержки безработной молодежи.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. [19.C.227]
В общественных работах могут принимать участие молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущество на участие в общественных работах получают молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Привлекать граждан к общественным работам можно только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.
Общественная работа закрепляет на неопределенное время за небольшой частью людей рабочие места с оплатой труда.
По статистики в России около 30% населения до 30 лет принимали участие в общественных работах. В основном это люди, которые впервые ищут работу и не имеющие никаких навыков, однако заработанная плата за общественные работы очень мала. Вовлечение людей в общественные работы главным образом зависят от желания безработной молодежи в ней участвовать.
7. Организация ярмарок вакансий. В ходе сотрудничества с работодателями служба занятости населения организует ярмарки вакансий, они предоставляют гражданам дополнительные услуги по содействию в трудоустройстве. Ярмарки вакансий предоставляют возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самому подобрать себе подходящую работу и в ходе общения с работодателем разъяснить варианты и условия трудоустройства. В наши дни широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).
8. Для решения проблемы занятости создаются специальные молодежные организации. Сегодня социальные предприятия для молодых людей - реальное явление на рынке труда молодежи. Несмотря на то, что действуют они в различных отраслях и секторах экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.
При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для молодого поколения дает им возможность совмещать учебу с работой, приобрести опыт трудовой деятельности, определиться с выбором профессии. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Важно создавать такие механизмы, которые дали бы возможность молодому поколению не только зарабатывать, но и приобретать знания и опыт, осваивать новые профессии. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он становится полноправным участником рынка труда.
Применяются разнообразные формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.
9. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, решению жилищных проблем, ее трудоустройству, развитию различных способностей молодого поколения недостаточно результативны в силу слабой координации этих мер, недостаточной правовой обеспеченности и их частичного характера.
Все рассмотренные мероприятия дополняют друг друга, и для самого лучшего решения проблемы трудоустройства молодежи разумно их совместное комплексное применение. Но молодой специалист хочет получать социальные гарантии и «приличную» заработную плату.
Для этого нужно
совершенствовать
Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.
Работодатели всегда ценили такие качества, как быстрая обучаемость, активность, коммуникабельность. Вдобавок, молодой специалист должен быть амбициозен, но в меру, настойчив, но не нагл, должен быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранный язык, а лучше - не один. Главное правильно подать себя, доказать работодателю почему именно вы достойны этой работы, а не кто то другой, чем вы лучше всех остальных. Отличным показателем будет применение своих практических знаний и умений на практике, ведь об уровне современного образования, и говорить не приходится! Молодых специалистов, только что закончивших высшие учебные заведения считают необразованными, а вам нужно доказать обратное, сломать, сложившийся за последние годы, стереотип на собственном примере. Задача трудная, но выполнимая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я рассмотрела положение молодежи на российском рынке труда. Молодежь на рынке труда представляет собой сильно уязвимую категорию людей, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на рынке труда молодежи сталкиваются с трудностями в экономической, социальной, политической и правовой сферах нашей жизни, поэтому все меры нужно принимать комплексно.
В данной работе были выявлены ряд предпосылок для реализации данной проблемы.
Во-первых: в настоящее время на рынке труда России всё большее число молодых людей обращаются за помощью при трудоустройстве в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений - молодёжных бирж труда, которые, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодёжи.
Во-вторых: граждане в возрасте от 14 до 29 лет (подростки и молодежь) относятся к социально незащищенной группе населения в силу некоторых обстоятельств, главным из которых является отсутствие специальности или недостаток опыта работы.
Безработица среди молодых специалистов будет снижена при соблюдении следующих условий:
В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ