Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:07, доклад
Молодежь современного Казахстана - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее в сложной обстановке изменения стереотипов, стремительных и не всегда гладких политических и экономических трансформаций. В ходе проводимых реформ в стране изменились и базовые основы жизни общества. Поэтому в наше время новые реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи.
Молодежь современного Казахстана.
Молодежь современного Казахстана - это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее в сложной обстановке изменения стереотипов, стремительных и не всегда гладких политических и экономических трансформаций. В ходе проводимых реформ в стране изменились и базовые основы жизни общества. Поэтому в наше время новые реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи. Для сегодняшнего Казахстана вопросы о том, что представляет собой современная молодежь и каков ее потенциал, особенно актуальны. Вместе с тем, практика участия молодежи в жизни общества показывает, что молодое поколение сумело адаптироваться к современным реалиям. Однако велика и доля социально неустроенных молодых людей, в результате чего возникают группы риска. И это, безусловно, является огромной проблемой. Пытаясь определить проблемы, с которыми сталкивается молодежь Казахстана, сеть комитетов «Молодежные банки идей» провели исследование, в результате которых стало ясно, что молодым людям нечем заполнить свой досуг, они испытывают некоторые трудности в трудоустройстве. Из этого исходит проблема наркомании, алкоголизма, а также рост преступности и участие молодежи в деятельности незаконных банд формирований.
Согласно статистике в Казахстане
официально зарегистрировано 45 тыс. наркозависимых.
Но по информации Центра медико-социальных
проблем наркомании в Казахстане
в настоящее время
Образовательная политика правительства страны не ограничивается предоставлением возможностей для обучения внутри Казахстана. Уже почти 20 лет действует президентская стипендиальная программа «Болашак», предоставляющая прекрасные условия для получения высшего образования за рубежом. Ее стипендиаты имеют возможность обучаться в 200 ведущих вузах 23 стран мира. Помимо светского в Казахстане все желающие могут получить и религиозное образование. В стране действуют Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» и Алматинский Исламский институт, а также множество медресе (как для юношей, так и для девушек). Отмечая необходимость получения образования, главный имам Астаны Калижан Занкоев на открытии одного из медресе сказал: «Проблема нашей страны - отсутствие необходимого уровня квалификации имамов». Современная казахстанская молодежь должна задуматься о ближайших перспективах развития Ислама на их родине. Ведь в трудные для страны времена Ислам способен объединить вокруг себя всех верующих и решить все накопившиеся проблемы. Ввиду этого сегодня жизненно необходимо, чтобы молодежь Казахстана поняла, какую важную роль Ислам играл, играет и будет играть в становлении и развитии казахского народа. В единстве, как известно, - сила, и Ислам является тем объединительным фактором, который способен реально сплотить молодежь и не дать ей встать на путь террора и преступлений. И если вспомнить, что внутри мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави - проповедника, принесшего в степь свет Ислама - есть знаменитый тайказан (большой котел, в десять петель которого вдеты десять знамен) - символ объединения десяти основных племен, составивших основу казахского народа, то становится понятным насколько сильно влияние Ислама. Задачей современной молодежи в Казахстане является самообразование и духовное саморазвитие. Необходимо это, прежде всего, самой молодежи, чтобы не попасть в разного рода секты и полукриминальные сообщества. Молодежь должна понимать, что в таких сообществах нет людей, которые бы попали туда в результате духовных и умственных поисков и сравнения разных точек зрения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Именно поэтому получение хотя бы элементарного религиозного образования является необходимым. Показательны слова главы Духовного Управления Мусульман Казахстана Абсаттара Дербисали: «Распространители деструктивных религиозных идей стремятся внушить молодым людям такие мысли, что в Казахстане Ислам имеет слабые исторические корни. Но ведь у нас есть своя двенадцатистолетняя история!» Следует также отметить, что в июне 2011 года в Казахстане прошла сессия министров иностранных дел Организации Исламская Конференция (ОИК). Тот факт, что ее было решено провести в Астане, говорит о доверии, оказываемом международным мусульманским сообществом Казахстану. Таким образом, в сложившихся на сегодняшний день в мире условиях Казахстан может сыграть роль моста, связывающего Запад и Восток. Становится понятным, что молодежь страны, которой отведена такая роль, просто обязана встать на путь самообразования, как умственного, так и духовного. Молодежь должна продолжить те славные традиции своих предков, которые испокон веков укрепляли казахстанский народ, делая его стойким и целенаправленным. Она должна направить вектор поступательного развития Казахстана в сторону дальнейшего усиления страны на международной арене. И сделать все это без должного образования и, находясь вдали от Ислама, не представляется возможным.
В настоящее время молодежь в Казахстане составляет 29% населения, доля сельской молодежи при этом составляет 48% от общей численности молодёжи.Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти в рамках государственных, отраслевых и региональных программ при участии молодежных общественных организаций.В рамках реализации отраслевой и регинальных программ молодежной политики созданы условия для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, внедрены приниципиально новые формы работы с молодежью. В каждом регионе действуют Штабы молодежных и студенческих трудовых отрядов, которые ежегодно обеспечивают сезонное трудоустройство более 30 тысяч учащейся молодежи, в том числе при организации озеленения и благоустройства территорий по программе «Жасыл ел». В 2 раза увеличилось количество молодежных организаций и составило более 720 в 2008 году. Доля молодежи, принимающей участие в их деятельности, составляет 22% от общей численности. В общественно-политических процессах активно принимает участие более 70% студенческой молодежи. Организованная молодежь консолидирована под эгидой единых общественных организаций и движений, отстаивающих интересы молодежи. Ежегодно проводятся республиканские и региональные мероприятия для молодежи: Конгрессы молодежи, Общереспубликанские форумы, сборы армейского актива, слеты лидеров студенческой молодежи, массовые патриотические акции, конференции, конкурсы, игры, круглые столы и др. В реализацию данных программ в основном была вовлечена организованная часть молодежи, в их числе учащиеся, студенты, активисты и целевые группы молодежных неправительственных организаций. Для своевременного выявления и оценки влияния современных вызовов, тенденций, предпосылок развития ситуации в молодежной среде необходима объективная информационно-аналитическая база, позволяющая осуществить социально-экономическую стратификацию молодежи. Был проведен ряд тематических социологических и экспертных обследований и наблюдений. При этом государственными органами не была обеспечена их системная интеграция, в связи с чем не осуществлялось комплексное наблюдение динамики социально-демографических и экономических показателей жизнедеятельности отдельных социально защищаемых категорий молодежи, в том числе молодых людей, находящихся за чертой бедности, в трудных жизненных ситуациях, в местах лишения свободы и других страт. В рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы на республиканском и региональном уровнях создана система патриотического воспитания. За период реализации программы проведено более 800 патриотических мероприятий. Существующая система патриотического и гражданского воспитания требует своего дальнейшего развития и модернизации. В учреждениях дополнительного образования, молодежных организациях, патриотических и дворовых клубах имеется дефицит специалистов, способных эффективно организовать патриотическое воспитание детей и молодежи, недостаточно информационно-методических пособий по вопросам формирования гражданской ответственности и патриотизма, военно-патриотического воспитания. Анализ процессов, происходящих в молодежной среде, показал, что наряду с заметными изменениями в уровне развития современной молодежи приходится констатировать общее снижение культурных запросов, образовательного уровня, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Недостаточно эффективная организация воспитательной работы в системах образования, обороны, внутренних дел, туризма и спорта способствует изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитию обособленных поведенческих форм в социуме. Вследствие чего по данным социологических опросов, отмечается недостаточное в сравнении с международными трендами развитие правовой и поведенческой культуры молодежи, функциональной грамотности и возможности применения приобретаемых навыков и умений. Особую актуальность в свете противодействия внешним вызовам приобретает эффективная организация воспитательной работы среди молодых военнослужащих, работников силовых структур, студентов, обучающихся за рубежом. Социальная, жилищная, языковая и межэтническая политика, реформы в системах образования, здравоохранения, трудоустройства молодежи реализуются в рамках соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также стратегических планов государственных органов. В целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в июне 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Анализ реализации Закона свидетельствует о его декларативности и наличии большой доли бланкетных норм, ввиду чего сегодня Закон не исполняет свои функции. К числу программ, предусматривающих комплекс мер, направленных на молодежь относятся программы молодежной политики, патриотического воспитания граждан, развития образования, развития физической культуры и спорта, функционирования и развития языков, жилищного строительства, «Здоровый образ жизни» и другие.
Образование для молодежи является основополагающим конкурентным преимуществом. Сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» молодежь имеет право на бесплатное начальное, основное среднее и общее среднее образование, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатное техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование. В Казахстане охват населения общим средним образованием в возрасте 7-17 лет составил 96%. В системе высшего образования продолжают обучение 56% молодых людей, в системе технического и профессионального образования - 12,5%. В 2008 году по государственному образовательному заказу в системе технического и профессионального образования обучается 32,4% от общего количества обучающихся, в послесреднем образовании — 17,5% учащихся, в высшем образовании – 18,7%. Согласно экспресс-опросу удовлетворенность качеством образовательных услуг учащимися и студентами составляет 51% и 65 % родителей обучаемых. Трудоустройство выпускников организаций высшего образования составляет менее 60 %, технического и профессионального менее 70%. Профессиональное обучение недоступно сельской молодежи. В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи. При проведении конкурсов на получение образовательных грантов предусматривается 1% квота приема для молодежи с ограниченными возможностями в развитии, 0,5% для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 30% квота для сельской молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села. Для оказания помощи студентам, обучающимся на платной основе, Президентом Республики Казахстан были даны поручения Правительству страны на расширенном заседании Бюро Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» 12 февраля 2009 года о выделении 11 тысяч дополнительных образовательных грантов и 40 тысяч долгосрочных льготных кредитов для студентов. В 2008-2009 учебном году контингент студентов республики составляет 633 814 человек, из которых 330 970 обучаются по очной форме, в том числе 206 718 – на платной основе. Среди них 16 166 человек являются отличниками учебы, в том числе около 12 тысяч обучаются на 3-м и старше курсах. Обучающимся по программам высшего, послевузовского и профессионально-технического образования государством обеспечивается социальная поддержка. Выпускникам детских домов, а также обладателям образовательных грантов выплачивается ежемесячная государственная стипендия. Выплата компенсации на междугородний проезд в каникулярный период обеспечивается за счет средств республиканского бюджета всем обучающимся по государственному заказу. Льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения по решению местных исполнительных органов осуществляется только лишь в г. Алматы, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Атырауской областях. Общежитиями обеспечено только 36% иногородней молодежи, обучающейся в государственных вузах, 8% - в частных вузах и 2,5 % - в системе технического и профессионального и послесреднего обучения. Согласно прогнозным расчетам для полного обеспечения иногородних студентов жильем потребность в дополнительном строительстве общежитий сегодня составляет 500 тыс. м 2 .
Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни.
Является одним из стратегически важных направлений государственной политики Республики Казахстан. Охрана здоровья молодежи проводится в рамках действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы здравоохранения.Согласно Закону Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан» государственная политика в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов доступности и качества оказания медицинской помощи и солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья. Ответственность за организацию проведения обязательных и периодических медицинских осмотров учащейся молодежи несут учреждения образования, работающей — работодатели. Вследствие недостаточной эффективности мер, предпринимаемых работодателями по организации профилактических осмотров, и низкой культуры здоровья граждан только определенные категории наемных работников, в т.ч. до 29 лет, проходят систематические осмотры. В системе образования 98% учащихся охвачено обязательными медицинскими осмотрами. Обеспеченность медицинскими кабинетами в системе среднего образования составляет 77%, в техническом и профессиональном - 94%, в высшем - 75%. Обеспеченность врачами в организациях среднего образования составляет 65,5%, медицинскими сестрами – 87,7%, школьными психологами – 67%; укомплектованность медицинским оборудованием – 62%.Молодежь в Казахстане имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в рамках установленного гарантированного объема бесплатного медицинской помощи. Согласно экспресс-опросам удовлетворенность молодежи качеством услуг государственных медицинских учреждений составляет 40,8 %.Основными проблемами в сфере сохранения здоровья подростков и молодежи являются высокий процент травматизма, нерациональное питание, недостаточная физическая активность, употребление психоактивных веществ, сохранение репродуктивного, а также психического здоровья. Не ведется мониторинг основных показателей здоровья в возрастной структуре подростков и молодежи с 14 до 29 лет.Смертность от травм и несчастных случаев занимает второе место среди причин смертности населения Республики Казахстан. Показатель детского и подросткового травматизма в Казахстане за последние 5 лет вырос более чем на 5% с 1990,8 в 2003 году до 2246,9 на 100 тыс. населения в 2007 году. В структуре травм 49% составляют бытовые, 27% – уличный травматизм, 4% – травмы, полученные от дорожно-транспортных происшествий, школьный травматизм – 6,2%, спортивные травмы – 5,2% и прочие – 9%.Сегодня лишь 15% населения республики систематически занимается физкультурой. По результатам социологического опроса 24,4% молодежи в свободное время желает заниматься спортом. Сеть детско-юношеских спортивных школ в настоящее время не обеспечивает данную потребность молодежи. Слабо поставлена работа по местожительству населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, малое количество спортивных площадок и сооружений в местах массового отдыха. Обеспеченность спортивными залами и сооружениями в системе среднего образования составляет 71%, в техническом и профессиональном - 95%, в высшем - 75%. В ряде школ спортивные оборудования не обновлялись более 30 лет; 12,4% спортивных залов школ являются приспособленными.Доступ в частные спортивные учреждения для молодежи осложняется высокой стоимостью услуг.Особо остро стоит проблема развития спорта на селе. В сельской местности шести областей страны нет плавательных бассейнов, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи с чем количество занимающихся спортом на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя.Употребление молодежью психоактивных веществ также представляет собой серьезную проблему, которая косвенно или прямо затрагивает каждого пятого жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.Потребление табака (22,8%) и алкоголя (18,1%) подростками и молодыми людьми продолжает оставаться на достаточно высоком уровне, при этом показатели распространенности курения особенно возрастают среди девушек.Точный учет наркотизации молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение. По данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2008 года на учете состояло 54 751 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и токсическими веществами, в том числе 4 790 женщин. Учитывая международный опыт, организация ранней помощи и профилактики наркозависимости наиболее актуальна среди молодых людей до 19 лет.Постоянно растут показатели заболеваемости и смертности в связи с проблемами психического здоровья. По имеющимся оценкам, до 20% подростков страдают психическими или поведенческими проблемами. Не уменьшается количество случаев суицида среди молодежи. По данным ВОЗ критическим порогом считается число суицидов, составляющее свыше 20 на 100 тысяч населения. После стран Восточной Европы и России, Казахстан входит в группу стран с высокими проявлениями суицидального поведения. За последнее десятилетие число самоубийств составляет 27-29 на 100 тысяч населения.Подростки и молодежь являются целевой группой мероприятий по пропаганде и формированию здорового образа жизни, проводимых в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни». Действует Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, который формирует региональную службу ФЗОЖ. Сегодня функционируют 14 областных, 9 городских, 10 районных Центров формирования здорового образа жизни и 252 Центра укрепления здоровья. Разработана и апробируется интегрированная образовательная программа «Здоровье и жизненные навыки», внедряются услуги, дружественные к молодежи.Сегодня молодежные центры здоровья функционируют в городах Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Тараз и Шымкент. Услуги, дружественные к молодежи, являются комплексными и включают в себя, помимо медицинской помощи, целый блок социальной, психологической, юридической помощи на принципах доступности, доброжелательности, доверия и добровольности.Недостаточно осуществляется информирование молодежи о влиянии образа жизни на здоровье, вреде потребления психически активных веществ, алкогольной и никотиновой зависимости.