Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:16, реферат

Описание

Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ - не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений - не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Молодежь современного общества 4
1.1 Понятие и социально-психологические характеристики молодежи 4
Глава 2. Основные проблемы молодежи 8
2.1 Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества 8
2.2 Проблемы образования молодежи в России 13
2.3 Проблемы трудоустройства молодежи 15
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи 19
3.1 Молодежная политика в России 19
3.2 Социальная работа с молодежью 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Молодежь в современной России.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

б) при проведении этих экзаменов  на всей территории России применяются  однотипные задания и единая шкала  оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей:

Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении  в ВУЗ и сдаче выпускных  экзаменов в школе, поскольку  при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются  однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет  в условиях, обеспечивающих достоверность  результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах и независимыми экспертами. Это позволит сократить  так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный ВУЗ) и взяточничество.

Во-вторых, попытка улучшения качества образования в России за счет более  объективного контроля и более высокой  мотивации на успешное его прохождение. Учеников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно.

В-третьих, способ разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных  экзаменов и вступительных экзаменов  они будут сдавать Государственные  экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.

Та часть общества, которую затрагивает  в той или иной степени поступление  в высшие учебные заведения разделилось  на два лагеря: «за» и «против». Государственные  чиновники убеждали, что теперь экзамены вступительные сдавать не придется, везде будут принимать результаты ЕГЭ, но на практике оказалось все гораздо сложнее. В престижные ВУЗы эти результаты не принимались, а если и принимались, то на факультеты, где был не высокий проходной балл и низкое число абитуриентов на одно место. На Парламентских слушаниях в 2002 году «Об итогах эксперимента по введению единого государственного экзамена», И.М. Хакамада заявила о необходимости поиска компромисса между сторонниками зачисления в вузы по результатам ЕГЭ и ректорами вузов. Она рекомендовала определенную квоту мест отвести под ЕГЭ, остальные места - под традиционные Вузовские вступительные экзамены.

Еще одно нововведение, вызвавшее  большой резонанс в обществе, это  реформа высшего образования. Реформой предусматривается переход на двухуровневое обучение в высшей школе. Непрерывное пятилетнее обучение уступит место четырехлетнему бакалавриату и двухлетней магистратуре - после каждой ступени студент получит отдельный диплом. Кроме того, будет сокращено число специальностей, обучение на которые предоставляют ВУЗы, в 10 раз, с 670 до 40 - 50. Будет определенное сокращение числа специальностей для каждой ступени - в бакалавриате, их будет 50, а в магистратуре - около 200. К составлению нового перечня специальностей обещают привлечь работодателей.

Студент-бакалавр получает общую, широкую  специальность, которую можно будет  углубить в магистратуре. Сокращение не коснется лишь медицинских и инженерных специальностей (а их номенклатура самая обширная), поскольку техническим и медицинским ВУЗам сохранят непрерывную одноуровневую систему.

Кроме этого, все Высшие учебные  заведения будут делиться на группы:

  • 20 вузов - представителей первой, самой привилегированной группы - получат статус "национальный вуз" и полное финансирование;
  • До 200 вузов - представителей второй, уже менее привилегированной группы - будут получать от государства деньги на подготовку бакалавров и магистров;
  • Остальные - просто вузы - получат только на бакалавров.

Критерии отбора будут разрабатываться министерством совместно с научной и вузовской общественностью.

Решение о проведении реформы образования  вызвало в обществе бурную реакцию  и в первую очередь среди студентов. По стране прокатилась волна митингов и демонстраций, направленных против реформирования высшего образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что Единый Государственный Экзамен  стал первым признаком бедующего  большого реформирования системы образования. Эта, новая форма проверки знаний выпускников школы, вызывает противоречивые мнения. Изменения в системе высшего образования, вызывает много негодования, особенно среди студентов, которые устраивают митинги и шествия против реформы.

2.3 Проблемы трудоустройства молодежи

Внедрение рыночных отношений обострило  проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций  в молодежной среде относится  ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Сравнительно низкую конкурентоспособность  молодежи обуславливает действие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний; необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом; трудовая нестабильность молодежи; инфантилизм части молодежи, привыкшей получать вся, что им требуется от родителей.

Дискриминация молодых людей на рынке труда - актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов - молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

В современной России достаточно сильны трудовые позиции старшего поколения, основанные на преобладании общественных интересов. Но весьма сильны и новые  ценности рыночной экономики, которая  включает установки на материальное благополучие и статусное позиционирование индивида.

Слуцкий Е.Г. выделяет несколько типов  трудовой мотивации:

  1. ценностный тип (для молодого человека интересная работа является основной ценностью в трудовой деятельности);
  2. смешанный тип (человек серьезно относится к работе, но наряду с этим у него есть и другие не связанные с трудоустройством интересы и потребности, как воспитание детей);
  3. инструментальный тип (работа является средством достижения жизненных целей):
  4. материальная мотивация (около 40% молодых людей);
  5. статусная мотивация (около 15%);
  6. мотивация развития и самореализации (для людей творческих профессий);
  7. молодые люди не склонные рассматривать трудовую жизнь как ценность.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаще всего это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами.

Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый  жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего  уже имеют собственную семью  и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Молодежь реже регистрируется на бирже  труда, чем люди в других возрастах. Служба занятости охватывает лишь часть  спроса на труд и предложений рабочей  силы. В результате не учитывается  все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Из-за падения престижа производительного  труда для значительной части  молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность  иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы.

В последнее время все большее  число молодых людей считает  получение полноценного образования  необходимым условием достижения желаемого  социального статуса и более  высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.

На современном этапе развития Российского общества нет четкой концепции занятости молодежи. Поэтому некоторые исследователи предлагают свои разработки, например, Слуцкий Е.Г. предложил следующую концепцию. Основными принципами этой концепции являются:

  • целенаправленность государственного регулирования (определение задач и мер государственного воздействия на развитие занятости молодежи);
  • региональная дифференциация в сфере занятости;
  • разделение полномочий (распределение прав и обязанностей между федеральными и региональными органами управления);
  • многовариантность (разработка системы, включающей различные подходы к решению проблемы занятости молодежи);
  • саморегуляция занятости (возможность молодому человеку самостоятельно искать работу);
  • адресная политика;
  • оперативность воздействия на сферу занятости молодежи.

Молодежь находится в достаточно трудном положении при поиске работы, с одной стороны, возможно ущемление их прав по возрастному  признаку, а с другой молодому человеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, у государства нет четких рычагов регулирования молодежной занятости, что еще больше усугубляет положение молодежи на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи

3.1 Молодежная политика в России

Молодежь - это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.

Молодежь легко адаптируется к  новым условиям, опыт прошлых поколений  на нее практически не воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью. Но молодежь оказалась в ситуации, когда призвано продолжить развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находиться в стадии становления, участвовать в выработке ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления. Так же молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом со сцены предыдущего поколения. Но в России, в настоящее время, вряд ли найдется столько талантливых и образованных молодых людей, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Поэтому государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Объект государственной молодежной политики - это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодые семь и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.

В 1992 году указом президента молодежная политика провозглашена приоритетной социально экономической политикой государства. В 1999 году был принят новый Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Необходимость формирования и проведения целостной и эффективной молодежной политики в РФ следовало из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения.

Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы