Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:16, реферат

Описание

Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ - не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений - не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Молодежь современного общества 4
1.1 Понятие и социально-психологические характеристики молодежи 4
Глава 2. Основные проблемы молодежи 8
2.1 Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества 8
2.2 Проблемы образования молодежи в России 13
2.3 Проблемы трудоустройства молодежи 15
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи 19
3.1 Молодежная политика в России 19
3.2 Социальная работа с молодежью 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Молодежь в современной России.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Сейчас в Росси, в области  государственной молодежной политики, сложилось довольно не простое положение, главной причиной этому служит нехватка средств на реализацию всех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодого поколения.

В.В. Колков выделяет такие принципы государственной молодежной политики, как:

  • сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  • обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
  • предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества, которые должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Основными целями государственной  молодежной политики, по мнению Кайгородовой Л.А., являются:

  • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
  • создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Приоритет отдается созданию системы  информационного обеспечения молодежи, в это входит обеспечение доступа молодого поколения к актуальной информации, которая требуется ему в период социализации, а так же анализ информации о молодежи.

Весной 2000 года, учитывая особенности  сложившейся в России ситуации в  среде молодежи, организовался «Союз молодежных организаций». Этот союз был задуман как объединение разнонаправленных общественных, политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций всех регионов России, и призван представлять интересы, защищать конституционные права молодых граждан и отстаивать приоритеты в решении молодежных проблем при реализации молодежной политики.

Эффективность государственной молодежной политики во многом зависит от установленного гарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В России этот минимум ничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным и малообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство не дает ровным счетом ничего.

Еще одной проблемой государственной  молодежной политике является то, что нормативно-правовая база находится в стадии становления. И в последние годы основным документом в этой области являлась программа «Основные направления государственной молодежной политике в Российской Федерации».

Из всего выше указанного следует сделать вывод, что государство должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи, создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью, обеспечивать формирование патриотизма у молодых граждан Российской Федерации, уважение к истории и культуре отечества, соблюдение прав человека, изучать ее демографические и социальные проблемы, создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.

3.2 Социальная работа с молодежью

В Федеральном законе «Об основах  социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Одним из направлений государственной  молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:

  • Центры социально-психологической службы: оказание помощи молодым людям, находящимся в кризисных состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.
  • Консультативные центры: квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая помощь по телефону.
  • Приюты: в основном для несовершеннолетней части молодежи, создаются условия для жизнедеятельности человека, отчужденного по разным причинам от благоприятных условий развития в семье;
  • Центры ресоциализации: предназначены для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная и психологическая помощь.
  • Центры информации: оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная  работа, а также консультационная деятельность.

В системе психологического консультирования различают:

  • возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
  • семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
  • психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
  • консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области  социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования.

Он выделял 6 принципов:

  • Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
  • Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
  • Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более чем одной стороны).
  • Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).
  • Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
  • Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.)

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую  структуру учреждений социального  обслуживания:

    1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье  и детям;

в) социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних; г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

    1. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц  с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

    1. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без  попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, в настоящее время  начинают развиваться различные  центры социальной помощи молодежи во всех регионах страны. У каждого  центра своя специфика работы, свои цели и задачи. Работа многих из таких  учреждений основывается на нормативных актах федерального, регионального и местного уровня. Многие из центров проводят совместную работу с силовыми организациями. Например, Красноярский Молодежный Центр профилактики наркомании тесно сотрудничает с ГосНаркоКонтролем. Государство, а так же негосударственные организации, стимулируют развитие социальной помощи молодому поколению.

 

 

 

 

Заключение

Молодежь - это будущий потенциал  общества. От того, как сегодня это  общество и государство заботится  о ее развитии и условиях существования, зависит благосостояние этого государства, в ней заложен прообраз российского будущего.

Законодатель должен создать такую  нормативно-правовую базу в сфере  молодежной политики, чтобы молодое  поколение чувствовало себя полностью защищенным и обеспеченным. Государство обязано создать условия для культурного, духовного, экономического, политического и социального развития молодежи.

Большую долю внимания государство должно уделять проблемам трудоустройства молодежи. Оказывать поддержку в организации бирж труда для молодого поколения. Стимулировать малый бизнес на привлечения молодых специалистов, также предоставлять квотированные места на государственных предприятиях, для будущих работников. Создавать места работы на летнее время для подростков и учащейся молодежи. Создать условия для развития бизнеса молодежью, упростить организацию и регистрацию таких предприятий, снизить налоговые обложения, убрать бюрократические барьеры.

В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь.

В настоящий момент идет успешное развитие социальной работы с молодежью. Открываются различные учреждения, работающие исключительно в области молодежных проблем, которые оказывают эффективную психологическую и социальную помощь молодым людям. Помимо этого, большое внимание уделяется развитию спорта, идет большое привлечение молодого поколения в профессиональный спорт. Также, внимание уделено и здоровому образу жизни молодежи, в пропаганде, которой участвуют не только государственные организации и учреждения, но частные компании и средства массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Об образовании: федеральный закон от 16.11. - Ростов-н / Д.: Феникс, 2002. - 288 с.
  2. Глинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. - СПб.: Санкт-Петербургский филиал института социологии РАН, 1993. - 168 с.
  3. Запесоукий, А.С., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь…: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. - М.: Профиздат, 1990. - 224 с.
  4. Коробкина, З.В. У опасной черты / З.В. Коробкина. - М.: Мысль, 1991. - 220 с.
  5. Коробкина, З.В., Попова, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  6. Левин, Б.М., Левин, М.Б. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / Б.М. Левин, М.Б. Левин. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  7. Омельченко, Е. Молодёжные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 152 с.
  8. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2001. - 600 с.
  9. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с.
  10. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. - 576 с.



Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы