Молодежные Интернет-сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Интернет-сообщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и структура интернет-сообщества…………………….5

1.1. Понятие интернет-сообщества………………………………………..5

1.2. Структура интернет-сообществ………………………………………6

Глава 2. Анализ интернет-сообществ как объекта исследования……….8

2.1. Виды Интернет-сообществ……………………………………………8

2.2. Проблематика интернет-сообществ…………………………………10

2.3. Замещение реальной личности виртуальной. Интернет- аддикция………………………………………………………………………….12

Глава 3. Интернет-сообщества в Российской Федерации……………… …………………………………….………………………………………………22

3.1. Влияние интернет-сообществ на реальный мир…………………...22

3.2. Изучение и сравнение реальных интернет-сообществ, функционирующих в РФ………………………………………….………….....25

Заключение………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ. ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА.docx

— 63.47 Кб (Скачать документ)

     Следующий принцип, по которому интернет-сообщества делятся на виды – это движок. Движок – это принцип работы самого сайта, сообщества в целом [21].  По данному принципу можно выделить так называемые вики-проекты, которые  исользуют принцип «правьте смело» и «предполагайте добрые намерения». Данные энциклопедические интернет-сообщества созданы для размещения и редактирования любой информации любыми пользователями. Самым ярким представителем сообществ, использующих данный движок, является, конечно же, Википедия. Следующей  разновидностью интернет-сообществ  является веб-форум. Данный вид сообществ  основывается на принципе, что чем  больше людей задействовано в  его деятельности, тем лучше для  самого проекта, но особенностью именно веб-форумов является то, что они  предназначены исключительно для  он-лайн дискуссий, где их тематика строго определена правилами самого форума, но для любителей говорить не по теме форума (оффтоп) существуют, как правило, отдельные «комнаты». Следующей разновидностью сообществ  является блог. Блог представляет из себя интернет-сайт, являющийся дневником  с записями, в котором пользователи могут оставлять свои комментарии. Пользователей блогов называют блоггерами. Совокупность блогов называют блогосферой. Подавляющее большинство отечественных  блогов используют движок е2, разработанный  Ильей Бирманом. Данный движок позволяет  вести личный блог с хорошо развитой системой комментариев. Разработка многопользовательской  блог-платформы не планируется. Ещё одной разновидностью интернет-сообществ являются гильдии и кланы в ММОРПГ. ММОРПГ – массовая многопользовательская олайновая ролевая игра. Из-за увеличения популярности на рынке подобных игр, начали расти и подобные сообщества. Данные сообщества не могут использовать какой-то один движок, так как они используют движок самой игры [7]. По своей структуре, подобные сообщества являются одной из самых оригинальных разновидностей интернет-сообществ. Так как люди находясь в данном сообществе, находятся и непосредственно в игровом мире. Следующей разновидностью сообществ являются группы, выделившиеся в социальных сетях. Даннаяя разновидность сообществ, как правило, использует движок, на котором построена сама социальная сеть.

     Следующим принципом, по которому могут разделяться  интернет-сообщества, является разделение по интересам. Разновидностей интернет-сообществ  по интересам также много, как  и интересов у людей. Так, например, сюда можно отнести сообщества любителей  природы, сообщества любителей фильмов  ужасов и т.д.    

     2.2. Проблематика интернет-сообществ

     На  сегодняшний день Интернет завоевал практически  весь мир. Проникая во все сферы жизни современного человека, он стал её неотъемлемой частью. В современной социологии Интернет относят к так называемой Информационной среде, окружающей современного человека. Недавно появившийся  термин «психология  Интернета» уже прочно вошел в  современные научные публикации, посвященные виртуальности и  Всемирной Сети.

     Интернет-среда  представляет огромный интерес для  психологического анализа. Прежде всего, это связано с тем, что поведение  человека здесь имеет свою специфику: оно не ограничивается лишь поиском  информации, её обменом и обработкой. В этой среде имеют место все  виды человеческой деятельности. Интернет — это пространство, населенное людьми и его невозможно представить в отрыве от людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек только часть мира, то в виртуальности нет ничего кроме людей. Люди — главное мерило этого мира и его главное богатство. Сейчас практически невозможно представить себе сайт без счетчика посещений.

     В виртуальном пространстве люди удовлетворяют  потребность в общении с уже  хорошо знакомыми и близкими людьми, которые по каким-либо причинам находятся  на расстоянии, а так же потребность  в новых знакомствах, сопряженных  с возникновением дружеских и  любовных отношений.  Кроме того, как уже говорилось выше, Интернет проник во все сферы жизни человека и используется не только для личностного  общения, но и для политического  взаимодействия и экономических  сделок. Всемирная Паутина обеспечивает не только общение людей с общими взглядами и интересами, но,  и  ознакомление и обмен ценностями, как между отдельными людьми, так  и целыми культурами и нациями. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается  в том, что основным принципом  является всеми разделяемое убеждение  в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа  к одним и тем же символическим  интересам. Таким образом,  можно говорить о том, что в  составе сетевых сообществ вместе со случайными и  постоянными пользователями определенных ресурсов, «работниками Интернета», выделяется и группа людей, называющаяся  «жителями Интернета». Что отличает «жителя Интернета» от другой категории пользователей? Во-первых, то, что это люди с очень высокой мотивацией посещения Интернета и сильной эмоциональной включённостью в его проблемы, а во-вторых, это люди, которые затрачивают большое количество временных и финансовых ресурсов на его использование. Часто такие признаки оцениваются, как показатели негативного влияния Интернета, например Интернет-аддикции. Но, как показывают последние исследования, было бы ошибочно   объяснять привлекательность Интернета, для определённого типа пользователей, только лишь аддиктивным поведением, хотя Интернет-зависимость, реально существующий феномен. В качестве примера подобного исследования, опровергающего теорию Интернет-зависимости, можно привести следующее. Онлайновое исследование, в котором приняли участие 284 посетителя чатов из тридцати городов России, ближнего и дальнего зарубежья, показало, что Интернет-зависимыми можно было назвать лишь 5% опрошенных. Данные результаты позволяют предположить, что помимо Интернет-зависимости, существуют другие значимые причины вовлечённости активных пользователей в Интернет-среду. И в связи с этим важно определить, какие всё-таки особенности определяют потребность пользователей буквально «жить в Интернете» [4, c. 135]. 

     2.3. Замещение реальной  личности виртуальной.  Интернет- аддикция

     Основные  разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, – а именно, общение, познание и игра (развлечение)  – обладают   свойством захватывать  человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности, в связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, или синдром) «(нарко)зависимости  от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder, или IAD). Это едва ли не единственная область во всем спектре  гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов. Исследователи исходят из возможности  развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом  действий и сопровождающих их эмоций. Обсуждение данного феномена началось недавно: в 1994 г. К.Янг разработала  и поместила на web-сайт специальный  опросник и вскоре получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному критерию, аддиктами. В 1995 г., И. Голдберг предложил набор  диагностических критериев, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм и не опирающийся на клинические материалы по IAD, что вызвало неприятие  – полное  или частичное – у ряда специалистеов (М. Гриффитс, Дж. Грохол, Дж. Сулер и др.). В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD. В 1998 – 1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг,  Д. Гринфилд, К. Сурратт) [19]. При этом большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются. Значительное место в исследовательской практике занимают качественные методы.

     Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям  формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими  игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость  в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение  второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года [19]. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения. Проблемой зависимости от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью; может быть, поэтому "информационная перегрузка" практически не подвергается изучению. Анализ может быть, на наш взгляд, существенно дополнен, исходя из других теоретических соображений. В деятельности «аддикта» очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Интернет-адикция граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества; наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт «потока» (flow), или аутотелический опыт (М.Чиксентмихайи). Опыт потока можно понимать как одну из возможных конкретизации процессов внутренней мотивации. Возникает ощущение переноса в новую реальность; опыт потока ведет к нарушению чувства времени, отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Кроме того, опыт потока граничит с вызовом имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям, в целом его компетентности в решении проблем. При этом аутотелический опыт не привязан к конкретным видам деятельности.

     Может быть высказано предположение, что  сопутствующие феномену Интернет-аддикции (или во всяком случае такой его  разновидности, как «информационная перегрузка») поглощенность деятельностью, познавательная активность, отвлечение от окружения, забывание обязанностей и «выключенность» из актуального времени, готовность к преодолению возникающих проблем имеют ту же природу, что и опыт потока. Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность творчества в сети и презентации своих творческих достижений в сети. Многие люди, занимающиеся творчеством, в том числе и профессиональные писатели, художники, музыканты создают свои ресурсы, где знакомят со своим творчеством многомиллионную аудиторию интернет-пользователей.

     Есть  и особая группа лиц, чье творческое самовыражение целиком ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том числе - по принципиальным соображениям) пишущие  только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие соундтреки для игр и т.д. Их творчество не имеет, как правило, психопатологических черт. Особую группу творчества, представленного в сети, составляет творчество, несущее на себе оттенок психопатологии. Демократия, присутствующая в сети, дает этим авторам свободу, которой они лишены в обычных условиях. Отсутствие (либо значительное ослабление) материальных преград, моральной цензуры и художественной критики, политических и конъюнктурных влияний, способных воспрепятствовать реализации патологического творчества в реальном мире, способствует его процветанию в сети. Для патологического творчества, присутствующего в сети, становится возможной беспрепятственная реализация патологических идей, не возможная в реальном мире. Создателей этих произведений встречает большая аудитория, в которой многие идеи находят в той или иной степени столь необходимый авторам отклик. В силу имеющихся психопатологических предиспозитов это качество интернет обусловливает быстрое и стойкое формирование интернет-аддикции [18].

     Существуют  различные формы интернет-аддикции, далее мы рассмотрим самые распространенные из них. Первой и самой распространенной разновидностью интернет-аддикции среди  молодежи является «геймерство», так как Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, симуляторов и т.д. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное – сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета. Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире. Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.

     Следующей по популярности формой интернет-аддикции является хакерство. Хакерство представляет собой движение, преследующее целью  демонополизацию распространения  программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочно отождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, поскольку в подавляющем  большинстве случаев деятельность хакеров не носит коммерческого  характера и не используется для  извлечения материальных выгод. Хакеры является весьма организованной популяцией в рамках интернет-субкультуры, регулярно  проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Необходимо заметить, что для осуществления полноценной  хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста. Хакерство выполняет  ряд весьма положительных функций: своей деятельностью хакеры стимулируют  создание систем защиты информации, в  частности – от нелегального проникновения и распространения вредоносных программ, хакеры обнаруживают и способствуют устранению дефектов программного обеспечения, осуществляя тестирование программных продуктов, обеспечивают распространение в сети программных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать и существенно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому интересу фирм-производителей), обеспечивая тем самым демократизацию доступа к ресурсам, хакерство стимулирует профессиональный рост программистов, хакерами обнаруживаются и делаются достоянием пользователей (включая и создателей ПО) недокументированные возможности программного обеспечения и т.д. Создание вредоносных программ (вирусов) возникло задолго до создания интернет, но именно в интернет приобрело столь катастрофические (в том числе и по последствиям) масштабы. Следует принципиально отличать безобидные вирусы, призванные продемонстрировать мастерство их создателя, наиболее трудно реализовывавшиеся в среде MS-DOS, от вредоносных программ, уничтожающих ПО и пользовательские файлы, либо преследующие целью доступ к секретной информации (например, паролям) [8]. В Windows создание вредоносных программ не требует серьезной подготовки программиста и в полном объеме доступно подросткам [19].

     Создание  вредоносных программ отражает в  полной мере деструктивность, присущую подросткам в силу их возрастных особенностей, а также и определенные уровни психопатологии, в частности - расстройства личности, дисфорические состояния  при органических поражениях ЦНС. Отчасти  создание вредоносных программ искупает факт, что большинство подростков, попадая в сеть, не находят иного  применения своим потенциальным  возможностям самореализации. В этом вирусописательство сродни вандализму и нанесению на стены надписей непристойного содержания. Для плодотворной творческой работы, возможности для  которой интернет предоставляет  в полной мере всем пользователям, необходим  не только запас сугубо технических  знаний и навыков, но и общий духовный и образовательный потенциал, который  во многих случаях оказывается недостаточным. Образно говоря, когда представилась  реальная возможность громко заявить  о себе миру, выяснилось, что современному подростку просто нечего сказать. С  другой стороны, хакерство наносит  ущерб интеллектуальной собственности, может вторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения (ущерб, наносимый хакерами, трудно оценить как очень значительный в масштабах фирм-производителей ПО), технологии хакеров могут быть использованы в преступных целях. Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет-зависимости. Интернет-преступность, имея те же основные признаки, что и преступность в целом, обладает рядом особенностей, которые позволяют отнести ее проявления к особому типу «преступлений высоких технологий». Большая часть преступлений данного разряда формально могут оцениваться как мошенничество, незаконные финансовые операции, обман потребителя и т.д. Для реализации преступной деятельности в интернет требуется виртуозное владение интернет-технологиями, поскольку осуществлению подобных акций противостоят сложные системы защиты электронной информации. В большинстве случаев для подростков эта деятельность недоступна. К категории интернет-преступлений можно с определенной натяжкой отнести распространение порнографии, рекламу запрещенных услуг (например, проституции), распространение сведений об изготовлении наркотиков, оружия и т.д. В данном случае интернет проявляет свою роль более в качестве универсального средства коммуникации, нежели арены и инструмента собственно противоправной деятельности. Расследование интернет-преступлений крайне затруднено. В большинстве случаев они остаются нераскрытыми. С другой стороны, преступнику бывает весьма нелегко воспользоваться результатами своей деятельности.

Информация о работе Молодежные Интернет-сообщества