Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. Подобные конфликты могут остаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализацией живуще
ВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методологические основы понятий: конфликтологический подход, молодежь и проблемы молодежи. 4
1.1 Конфликтологический подход. Конфликт. 4
1.2 Современное состояние молодежи и молодежные проблемы. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование. 17
2.1 Анализ федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы. 17
2.2 Эмпирическое исследование молодежи. 20
ВЫВОД 25
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ
Глава 1.
Методологические основы
понятий: конфликтологический
подход, молодежь
и проблемы молодежи.
1.1 Конфликтологический
подход. Конфликт.
1.2 Современное состояние молодежи и молодежные проблемы. 8
Глава 2.
Эмпирическое исследование.
2.1 Анализ федеральной
целевой программы «Молодежь
России» на 2011-2015 годы.
2.2 Эмпирическое
исследование молодежи.
ВЫВОД
Список
литературы
Введение.
Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. Подобные конфликты могут остаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализацией живущей в иных социальных условиях молодежи институциональным, а значит, нормативным и адаптивным способам самореализации, отстаиваемым институтами социализации.
В современных обществах подобные конфликты дополняются целым рядом других конфликтов, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях постоянных экономических, политических, социокультурных изменений и возникающей на их фоне неопределенности и непредсказуемости.
Механизмы решения конфликтов, применяемые ранее, являются не всегда эффективными, и отсутствие навыков саморегулирования конфликтов делают тему данной курсовой актуальной.
Проблема разрешения конфликтов в методологическом аспекте нашла отражение в работах крупнейших специалистов. Дж.Бертон, К.Митчел, Дж.Рубин, Й.Галтунг, К.Томас, Р.Фишер, Д.Пруитт, У.Юри, Д.Димитров, Я.Зеленский, Ф.Бородкин, Н.Коряк, М.Лебедева, А.Здравомыслов, Е. Границы понятийного понимания проблемы широко исследованы в работах: Л.Крисберга, Д.Джонсона, Р.Джонсона, Т.Гетчеса, Д.Димитрова, А.Зайцева, В.Авксентьева, М.Вершинина, В.Шаленко, В.Бойко, А.Ковалева, А.Радугина, К.Радугина, А.Кравченко, Н.Дряхлова, И.Гоптаревой и многих других.
Методы, используемы в курсовой работе - контент-анализ, анкетирование.
Объект- молодежь
Предмет- проблемы молодежи .
Цель - оценить применимость конфликтологического метода к решению молодежных проблем.
Для достижения цели мною ставится ряд задач:
5) Провести
анкетирование молодых людей
с целью выявления их мнения
о проблемах молодежи.
Глава
1. Методологические
основы понятий: конфликтологический
подход, молодежь и
проблемы молодежи.
Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания:
1)
теоретического объяснения
и взаимодействий;
2)
изучение конкретных видов
Конфликтологический
Таким образом, общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.
1. Концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.
2. Теории
К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа,
где проблематика конфликта
По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений.
Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Методологическую основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии - вопрос о природе конфликта.
Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества - с другой.
Основными
источниками конфликта в
1) в
борьбе между социальными
2) в
противостоянии между
3) в
борьбе между этническими
4) в
противоречащей друг другу
5) в
борьбе носителей различных
Конфликт -ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Существует 2 типа конфликтов: внутриличностные и социальные.
Среди позитивных функций конфликта можно выделить следующие1:
- конфликт
полностью или частично
- конфликт
позволяет более глубоко
- конфликт
позволяет ослабить
- конфликт
служит источником развития
- конфликт
может улучшить качество
- при
отстаивании справедливых
- межличностные
конфликты, будучи отражением
процесса социализации, служат одним
из средств самоутверждения
Негативные функции межличностных конфликтов:
- большинство
конфликтов оказывает
- неблагополучно
развивающиеся конфликты могут
сопровождаться
- конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом.
- конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
- конфликт
формирует негативный образ
- конфликты
могут негативно отражаться на
эффективности индивидуальной
- конфликт
закрепляет в социальном опыте
личности насильственные
Таким
образом, конфликтологический подход-
это теоретико-прикладная дисциплина,
изучающая конфликты. Конфликт- это столкновение
интересов сторон, может носить позитивный
и негативный характер.