Молодежные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. Подобные конфликты могут остаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализацией живуще

Содержание

ВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методологические основы понятий: конфликтологический подход, молодежь и проблемы молодежи. 4
1.1 Конфликтологический подход. Конфликт. 4
1.2 Современное состояние молодежи и молодежные проблемы. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование. 17
2.1 Анализ федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы. 17
2.2 Эмпирическое исследование молодежи. 20
ВЫВОД 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

дубль раз.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ                                                                                                         2

Глава 1. Методологические основы  понятий: конфликтологический  подход,  молодежь и проблемы молодежи.                                                4 

1.1 Конфликтологический подход. Конфликт.                                              4                                       

1.2 Современное состояние молодежи и молодежные проблемы.              8

Глава 2. Эмпирическое исследование.                                                       17

2.1 Анализ федеральной  целевой программы «Молодежь  России» на 2011-2015 годы.                                                                                                          17

2.2 Эмпирическое исследование молодежи.                                                  20

ВЫВОД                                                                                                              25

Список  литературы                                                                                           26 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Молодежь  в силу специфики своего социального  положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт.  Подобные конфликты могут остаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализацией живущей в иных социальных условиях молодежи институциональным, а значит, нормативным и адаптивным способам самореализации, отстаиваемым институтами социализации.

В современных  обществах подобные конфликты дополняются  целым рядом других конфликтов, связанных  с проблемой самоутверждения  молодежи в условиях постоянных экономических, политических, социокультурных изменений и возникающей на их фоне неопределенности и непредсказуемости.

Механизмы решения конфликтов, применяемые  ранее, являются не всегда эффективными,  и отсутствие навыков саморегулирования конфликтов делают тему  данной курсовой актуальной.

Проблема  разрешения конфликтов в методологическом аспекте нашла отражение в  работах крупнейших специалистов. Дж.Бертон, К.Митчел, Дж.Рубин, Й.Галтунг, К.Томас, Р.Фишер, Д.Пруитт, У.Юри, Д.Димитров, Я.Зеленский, Ф.Бородкин, Н.Коряк, М.Лебедева, А.Здравомыслов, Е. Границы понятийного понимания проблемы широко исследованы в работах: Л.Крисберга, Д.Джонсона, Р.Джонсона, Т.Гетчеса, Д.Димитрова, А.Зайцева, В.Авксентьева, М.Вершинина, В.Шаленко, В.Бойко, А.Ковалева, А.Радугина, К.Радугина, А.Кравченко, Н.Дряхлова, И.Гоптаревой и многих других.

Методы, используемы в курсовой работе - контент-анализ, анкетирование.

Объект- молодежь

Предмет- проблемы молодежи .

Цель - оценить применимость конфликтологического метода к решению молодежных проблем.

Для достижения цели мною ставится ряд задач:

  1. Изучить теоретическую основу конфликтологического подхода;
  2. Рассмотреть понятие конфликта
  3. Рассмотреть понятия молодежь и проблемы молодежи.
  4. Проанализировать Концепцию федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы

    5) Провести  анкетирование молодых людей  с целью выявления их мнения о проблемах молодежи. 
     
     
     
     
     

     Глава 1. Методологические основы понятий: конфликтологический подход, молодежь и проблемы молодежи. 

    1. Конфликтологический подход.

     Конфликтология  как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

     Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

     Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих  уровней знания:

     1) теоретического объяснения конфликта  как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий

     и взаимодействий;

     2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах  социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения.

     Конфликтологический подход был сформирован на основе  произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества.

       Таким образом, общество - это  арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

     Особенностью  конфликтологии является ее комплексный  характер. Поскольку конфликты имеют  место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации  и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.

1. Концепции  Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости.

2. Теории  К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает  доминирующее место при объяснении  социальных процессов и изменений.

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная  и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений.

Р. Дарендорф  полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Методологическую  основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии - вопрос о природе конфликта.

Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это проблема объективности. Она  решается на пути сочетания современных  концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества - с другой.

Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся:

1) в  борьбе между социальными слоями, группами, классами;

2) в  противостоянии между поколениями;

3) в  борьбе между этническими группами;

4) в  противоречащей друг другу деятельности  различных религиозных общин;

5) в  борьбе носителей различных традиционных  ценностей с вновь возникающими  обычаями и т.д.

Конфликт -ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Существует  2 типа конфликтов: внутриличностные и  социальные.

Среди позитивных функций конфликта можно выделить следующие1:

- конфликт  полностью или частично устраняет  противоречие, возникающее в силу  несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места,  нерешенные вопросы. При завершении  конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

- конфликт  позволяет более глубоко оценить  индивидуально-психологические особенности  людей, участвующих в нем. Он  способствует более глубокому  познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

- конфликт  позволяет ослабить психологическую  напряженность, являющуюся реакцией  участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно  сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

- конфликт  служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

- конфликт  может улучшить качество индивидуальной деятельности;

- при  отстаивании справедливых целей  в конфликте оппонент повышает  свой авторитет у окружающих;

- межличностные  конфликты, будучи отражением  процесса социализации, служат одним  из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:

- большинство  конфликтов оказывает выраженное  негативное воздействие на психическое состояние его участников;

- неблагополучно  развивающиеся конфликты могут  сопровождаться психологическим  и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

- конфликт  как трудная ситуация всегда  сопровождается стрессом.

- конфликты  — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

- конфликт  формирует негативный образ другого  — «образ врага», который способствует  формированию негативной установки  по отношению к оппоненту. Это  выражается в предвзятом отношении  к нему и готовности действовать в ущерб ему;

- конфликты  могут негативно отражаться на  эффективности индивидуальной деятельности  оппонентов. Участники конфликта  обращают меньше внимания на  качество работы, учебы. Но и  после конфликта оппоненты не  всегда могут работать с такой  же продуктивностью, как и до конфликта;

- конфликт  закрепляет в социальном опыте  личности насильственные способы  решения проблем. Победив однажды  с помощью насилия, человек  воспроизводит данный опыт в  других аналогичных ситуациях  социального взаимодействия;

Таким образом, конфликтологический подход- это теоретико-прикладная дисциплина, изучающая конфликты. Конфликт- это столкновение интересов сторон, может носить позитивный и негативный характер. 

Информация о работе Молодежные проблемы