Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение………………………………………………………………………….3
I.Понятие гендер…………………………………………………………………4
1.1 гендерная роль……………………………………………………………….7
1.2 Изучение гендерных проблем в современной социологии……………….9
II. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры…………………13
III. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе…..14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….17
Практическое задание………………………………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
I.Понятие гендер………………………………………………………………
1.1 гендерная роль…………………………………………
1.2 Изучение гендерных проблем
в современной социологии………………
II. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры…………………13
III. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе…..14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Практическое задание…………………………
Введение
Различия между мужчинами
и женщинами имеют сложный
характер. Возникновение данной проблематики
в значительной мере обусловлено
политическими движениями с требованиями
предоставить женщинам равные права
с мужчинами покончить с суборд
В настоящее время составляющие половой
идентичности изменяются. В обществе обычно
предполагается, что четыре компонента
полового самосознания находятся в гармоническом
единстве. Ожидается, что биологическая
особь женского пола ощущает себя женщиной,
и это ощущение соответствует общепринятому
определению женственности. Имеется в
виду, что она готова принять на себя роли
и обязанности традиционно связанные
с ее полом. Однако в действительности
это предположение не всегда верно. Но
биологический пол людей может не соответствовать
их половой идентичности.
I.Понятие гендер.
Гендер - обозначение пола, как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов.
В феминистской литературе
существует несколько концепций гендера. Это обусловлено
как относительной "молодостью" гендерного
подхода (первые работы появились около
двадцати лет назад), так и сложностью
самого феномена. Для всех из них базовым
положением является различение понятий
пол (sex) и гендер (gender).
Пол - это термин, который обозначает те
анатомо-биологические особенности людей
(в основном - в репродуктивной системе),
на основе которых люди определяются как
мужчины или женщины. Его следует употреблять
только в отношении характеристик и поведения,
которое вытекает непосредственно из
биологических различий между мужчинами
и женщинами.
В рамках этого подхода гендер понимается
как организованная модель социальных
отношений между женщинами и мужчинами,
не только характеризующая их межличностное
общение и взаимодействие в семье, но и
определяющая их социальные отношения
в основных институтах общества (а также
и определяемая - или конструируемая ими).
Гендер, таким образом, трактуется как
одно из базовых измерений социальной
структуры общества, который вместе с
другими социально-демографическими и
культурными характеристиками (раса, класс,
возраст) организует социальную систему.
Социальное воспроиводство гендерного
сознания на уровне индивидов поддерживает
основанную на признаке пола социальную
структуру. Воплощая в своих действиях
ожидания, связанные с их гендерным статусом,
индивиды конституируют гендерные различия
и, одновременно, обусловливаемые ими
системы господства и властвования. Во
многих обществах женщин и мужчин не только
воспринимают, но и оценивают по-разному,
обосновывая гендерными особенностями
и разницей в их способностях различия
в распределении власти между ними. Осознание
гендерной принадлежности - конституирующий
элемент социальных отношений, основанный
на воспринимаемых различиях между полами,
а пол - это приоритетный способ выражения
властных отношений.
В современных социальных и гуманитарных
исследованиях гендер используется не
как неизменная и универсальная конструкция.
Понятие гендер означает не вещь или предмет,
не много вещей или предметов, а комплексное
переплетение отношений и процессов. Необходимо
мыслить отношениями, чтобы из аналитической
категории гендера вывести культурную
реальность - как в прошлом, так и в настоящем.
Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие
между мужчинами и женщинами по анатомическому
полу. 2. (Социологическое значение) социальное
деление, часто основанное на анатомическом
поле, но не обязательно совпадающее с
ним. Таким образом, социологическое использование
термина может отличаться от повседневного.
Социологи и социальные психологи утверждают:
пол относится к биологическим характеристикам,
в соответствии с которыми люди делятся
на категории «мужчина», «женщина» или
в редких случаях «гермафродит» (когда
характеристики обоих полов фактически
или явно объединены), а гендер - к социальным
и социально-психологическим атрибутам,
подразделяющим людей на категории «мужской»,
«женский» или «гермафродитный» (когда
характеристики обоих гендеров преднамеренно
или непреднамеренно объединены).
По мнению многих социологов, в социологическом
дискусе гендер должен применяться тогда,
когда касается социально созданного
деления общества на тех, кто относится
к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то
время как «мужчина» и «женщина» являются
терминами, зарезервированными за биологическими
различиями между ними, а также мальчиками
и девочками,
«мужское» и «женское» относится к сформированным
культурой чертам поведения и видам темперамента,
считающимися социально соответствующими
полам. Эти черты изучаются посредством
сложного и продолжительного процесса
социализации.
В логике первого подхода называют три
группы характеристик: биологический
пол, полоролевые стереотипы, распространенные
в том или ином обществе, «гендерный дисплей»
— многообразие проявлений, связанных
с предписанными обществом нормами мужского
и женского действия и взаимодействия.
Понятие «гендерный дисплей» введено
И. Гоффманом и выражает множество проявлений
культурных составляющих пола. В соответствии
с данным подходом гендер предстает как
измерение социальных отношений, укорененное
в данной культуре. Понятие «гендерная
система» включает разнообразные компоненты
и по-разному определяется разными авторами.
Гендерная система есть совокупность
отношений между полами (и внутри полов).
Поскольку гендерная система предполагает
гендерное измерение публичной и приватной
сферы, соотносит систему гендерной иерархии
с другими социальными иерархиями и системами
доминирования, то в анализе такого рода
большая роль отводится изучению роли
социальных институтов, реализующих гендерные
технологии. Властные смыслы гендерных
отношений во многом открылись в развитии
именно такого подхода. Пологендерная
система конструируется как набор соглашений,
которыми общество трансформирует биологическую
сексуальность в продукт человеческой
активности. Другими словами, гендерная
система, которая конструирует два пола
как различные, неравные и даже взаимодополняющие,
является фактически системой власти
и доминирования, цель которой — концентрация
материального и символического капитала
в руках отцов. Гендер является своеобразной
системой, продуцирующей различия и вписывающей
эти различия в отношения власти и подчинения.
Власть базируется на разветвленной системе
различий, половые различия оказываются
в этой системе генетически первичными.
Именно на этой линии различения хорошо
видно, как власть и общество в целом моделируют
гендерное противостояние, превращая
т. н. «несоциальные» различия в«социальные»,
пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция
гендера есть одновременно продукт и процесс
представления, как о других, так и о самом
себе.
Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Формирующая сила культурных
ожиданий проявляется в наших
представлениях о том, как должны
себя вести мужчины и женщины.
Даже в современном
Можно сказать, что гендерная социализация даёт девочкам “корни”, а мальчикам - “крылья”. За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта, девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари ( швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки ), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами ( такими как вилы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: “повсеместно”, как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И “повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытьё посуды, являются менее всего разделяемыми”. Из подобных поведенческих ожиданий формируются “гендерные роли” для мужчин и женщин.
В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины - женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта. Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный - невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.
Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствуют в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.
Веками у людей складывались
стереотипные представления об образе
мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей
того или иного пола, независимо от их
индивидуальных особенностей и возраста.
Эти стереотипы касаются как личностных
черт мужчин и женщин, так и особенностей
их поведения.
И. Броверман с соавторами попросили юношей
и девушек дать характеристику типичному
мужчине и типичной женщине. В результате
для тех и других выявился различный набор
качеств (таб. 1)
Таблица 1. Стереотипы типичных черт мужчин
и женщин
|
|
|
|
Полоролевые стереотипы
в наименьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым
с психологией. И. Броверман с коллегами
изучил описания мужчин и женщин, данные
клиническими практиками, психиатрами
и социальными работниками. Обнаружилась
общая для них установка, что компетентность
больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины
же характеризовались как более послушные,
менее объективные и подверженные внешнему
влиянию, менее агрессивные и состязательные,
легко раздражающиеся по незначительным
поводам.
Интересно, что при составлении своего
индивидуального самопортрета 25 % женщин
употребили прилагательные, более характерные
для описания типичных мужчин, а такое
же количество мужчин описали себя как
типичных женщин. В описаниях лучшего
друга мужчины и женщины одинаково хотели
видеть мужчину-друга, соответствующего
описанию типичного мужчины, а женщину-подругу
- соответствующей описанию типичной женщины.
Ряд подобных исследований выполнен и
отечественными учеными. Как и в зарубежных
работах, одни авторы основное внимание
при изучении образа мужчин и женщин уделили
их личностным особенностям, другие - поведенческим
характеристикам, в частности формирующимся
в процессе общения. К последнему направлению
можно отнести работу Т. И. Юферевой (1982).
Она полагает, что основной сферой жизнедеятельности,
в которой формируются представления
подростков об образах мужчин и женщин,
является сфера взаимоотношений с противоположным
полом. Отсюда представления об образе
мужчин и женщин в каждом возрасте отражают
отдельные аспекты общения: в 6-7 классах
- семейно-бытовые взаимоотношения (девочки
и мальчики, характеризуя образ женщины,
перечисляют ее обязанности как хозяйки,
а характеризуя образ мужчины как мужа,
отца, подчеркивают в основном его роль
как помощника жены по хозяйству). У подростков,
отмечает Т. И. Юферева, представления
о мужественности-женственности, очевидно,
являются просто усвоенными соответствующими
взглядами взрослых и не играют существенной
роли в регуляции их поведения. У старших
школьников представления о мужественности-женственности
базируются на взаимоотношениях с ровесниками
противоположного пола, в ходе которых
происходит осознание себя как представителя
определенного пола, своих потребностей,
связанных с сексуальным развитием. Эти
представления проверяются на практике,
в непосредственном общении с противоположным
полом. Однако это лишь начало формирования
представления о понятии «психологический
пол», касающегося только сферы взаимоотношений
со сверстниками противоположного пола.
Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Однако, еще наши бабушки говорили: «Выйти замуж – не напасть, как бы замужем не пропасть». К сожалению, эту народную мудрость можно отнести ко всем без исключения бракам, в том числе и созданным по взаимной «большой и светлой» любви. Действительно, в жизни существует мало вещей способных вызывать такой накал страстей, бешенства, злобы, как семейные ссоры. В таких ссорах милейшие люди способны бить партнера, бегать за ним с чем-то тяжелым или, как минимум, тихо доводить его до безумия. Любовь – не панацея от всех бед.
Исследования психологов
показывают, что человеческое сознание
воспринимает действительность не напрямую,
а через посредство особого психофизиологического
явления, которое называется «установкой».
Это своеобразный предварительный настрой, предрасположенность
одного человека к восприятию другого
человека с определенных, неосознанно
предвзятых, позиций. Поэтому положительная
установка по отношению друг к другу, роль
которой в данном случае выполняет любовь,
– это необходимое (но отнюдь, не единственное
и достаточное) условие бесконфликтной
семейной жизни.
Все люди неодинаковы, и, как всем известно,
отношение к любви у всех различное. Одни
понимают любовь как половую близость,
другие — как духовную близость с дорогим
человеком, другом. Многие ставят на первое
место личные потребности и стремятся
использовать мужа или жену как средство
их удовлетворения. Такая любовь отмечена
потребительским настроением. В нормальных
же семьях супруги посвящают свою жизнь
друг другу и детям, стремятся доставлять
радость близкому человеку, не огорчать
намеренно никого.
II. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры.
Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали эти вопросы студентам университета -представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы.
В нормадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным. В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (см. приложения стр.35, рис.2). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48%. В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.
III. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе.
В последние годы в России наметились определенные сдвиги в осмыслении проблем гендерного равенства. Об этом свидетельствует, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции гендерного подхода в науку и политическую практику, с другой - развитие женского, в том числе правозащитного движения, разнообразных инициатив, направленных на достижение равенства между полами. Вместе с тем, в силу самых разных причин, пока рано говорить о значительном прогрессе в преодолении дискриминации женщин и достижении гендерной симметрии в различных сферах общественной жизни.
Гендерный подход позволяет оценить эффективность законодательства - насколько полно оно отражает социальные потребности мужчин и женщин; отслеживать институциональные механизмы - экономические, управленческие, организационные меры, обеспечивающие исполнение законов; и, наконец, отслеживать реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.
В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике - равными правами на собственность; в сфере занятости -равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами - правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.
В целом, правовой статус российских женщин соответствует международным нормам и правовым стандартам, но в последние годы законодательное обеспечение равенства прав и возможностей заметно сократилось. Важной проблемой остается отсутствие специального законодательства в отношении домашнего насилия и торговли женщинами, в силу чего затруднено привлечение виновных к правовой ответственности; неразрешимой проблемой остается правовая защита пострадавших от насилия, связанного с продолжающимися на территории России вооруженными конфликтами.
Информация о работе Направление изменений гендерных ролей в современном обществе