Направление изменений гендерных ролей в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I.Понятие гендер…………………………………………………………………4
1.1 гендерная роль……………………………………………………………….7
1.2 Изучение гендерных проблем в современной социологии……………….9
II. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры…………………13
III. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе…..14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….17
Практическое задание………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Социологии.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому последовательное проведение принципа гендерного равенства в законодательстве не сводится только к юридическим гарантиям равенства прав мужчин и женщин, но непосредственно соприкасается с широким кругом задач законодательного регулирования. Не случайно гендерное сообщество в России вместе с женскими организациями выдвинуло на повестку дня вопрос о гендерной экспертизе действующего законодательства и законодательного процесса в целом.

Гендерная экспертиза законодательства и политики является важным условием продвижения общества к демократии и подлинному равноправию и равенству всех граждан независимо от пола. Её необходимость начинает все больше осознаваться ответственными политическими структурами и общественными организациями.

 

 

Заключение.

В заключение можно сказать, что социальная психология гендера подчеркивает: гендер - это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность). Мужчины  и женщины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество так же указывает нам, что мужчины  и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. В своей работе я постаралась переключить ваше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабдила вас информацией в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. Социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования: - Москва, Наука, 2009 г.- 272 с.
  2. Конфликтология. Учебник: В. П. Ратников - Москва, Юнити-Дана, 2007 г.- 511 с.
  3. Конфликты. Избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: Д. А. Шевчук - Москва, ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009 г.- 440 с.
  4. Политические конфликты. Основания, типология, динамика. Теоретико-методологический анализ: А. В. Глухова - Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 280 с.
  5. Психология конфликта: Н. В. Гришина - Москва, Питер, 2008 г.- 544 с.
  6. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Фридрих Ломанн - Москва, Издательство Вернера Регена, 2007 г.- 200 с.
  7. Семья-исток жизни: Алексей Алнашев - Москва, Библиотека расовой мысли, Амрита-Русь, 2005 г.- 272 с.
  8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов: - Москва, Едиториал УРСС, 2001 г.- 592 с.
  9. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: - Москва, Издательский центр РГГУ, 2009 г.- 600 с.
  10. Управляем конфликтами. Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: Д. А. Шевчук - Москва, ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010 г.- 440 с.
  11. Энергетический баланс в вашей семье: Марина Миллер - Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2007 г.- 192 с.
  12. Этнотолерантность подростка. Воспитание в семье и школе. Словарь: - Санкт-Петербург, Речь, 2007 г.

 

 

 

Практическое задание.

Задание 1.

Опишите права и обязанности мужчин и женщин в странах с традиционной восточной культурой и в современном западном обществе.

 

Обязанности мужчины:

  1. Физическая защита
  2. Эмоциональная защита - выслушивать, так как 99% проблем у женщины - в уме. Участливое слушание, так как женщина естественным образом привязывается к тому, кто участливо её слушает, - у неё возникает чувство благодарности к тому, кто её слушает.
  3. Финансовая защита - в идеале мужчина должен полностью обеспечивать семью
  4. Духовная защита - мужчина должен быть естественным лидером в семье. Секс - это ненадолго, должно быть что-то ещё. (Если Вам приходится доказывать свой авторитет, то это значит, что Вы им не обладаете,- М. Тэтчер). Женщина полностью покоряется только тому мужчине, который полностью контролирует себя.

Обязанности женщины:

  1. Довольствоваться тем, что может обеспечить отец, муж, сын. (Судьба - трудолюбивый, золотые руки, близкий человек; как рыба об лёд - денег нет, - значит, в гороскопе нет денег). Та, которая требует больше, постоянно упрекая в безденежье - жена-убийца.
  2. Жить интересами мужа, принимать его миссию, быть его соратником. Тогда он будет ценить её как друга, помощника, а не как обузу, балласт ненужный (баба с возу-кобыле легче). У мужчины такая природа, что он начинает ценить того, кто его в этом поддерживает. Вдохновлять его.
  3. Быть целомудренной (буквально - один объект привязанности).
  4. Быть послушной.
  5. Уметь хорошо готовить.

Делая эти вещи, женщина  будет счастливой. Если женщина послушна и хорошо готовит, у неё будет хороший муж.

 

Сила жены в том, что  она предоставляет мужу решать самому, завоёвывая его внимание своим служением. Если жена решает сама или указывает - это неправильно, это вызывает у мужа внутренний протест, даже если он знает, что неправ. Даже если муж ошибается, сделав неправильный выбор, когда жена в него верит, он будет очень сильно переживать, и всё равно будет ценить свою жену, что гораздо лучше. С другой стороны, если она будет упрекать мужа за его ошибки, она потеряет себя в его глазах и ранит его очень сильно, он сам потеряет веру в себя, энтузиазм что-либо делать (в первую очередь, для неё и для семьи). Сила женщины - в её слабости, т.к. женщина контролирует мужчину своей слабостью (это не означает постоянное нытьё, это означает зависимость от него, смирение). Когда мужчина спрашивает у жены совета, она должна сказать «дорогой мо, я полностью завишу от тебя. Я верю в тебя, в то, что ты примешь решение, лучшее для нашей семьи». Каждый из нас хочет, чтобы в него кто-то верил. Вера женщины в мужчину окрыляет его. Просто ради того, кто в нас верит, мы готовы сделать шаг в лучшую сторону, сделать всё, на что мы способны, даже если все обстоятельства против нас.

 

В каждой женщине живёт врач. Сострадание - главное лекарство от гнева, который затмевает рассудок человека. Сострадание гасит гнев. Как вода для огня, так и сострадание - для гнева. Вы гневаетесь на кого-то? Но ведь если он так поступает - значит, он сам не счастлив! Несчастных можно только пожалеть. Если женщина ведёт себя правильно, то в мужчине проявляются все хорошие качества, которые находятся в зачаточном состоянии.

 

Нет другой такой силы, способной повлиять на другого человека, как смирение. У женщин нет другого способа уничтожить свою гордыню, как служа мужу. У мужчины нет другого способа уничтожить свою гордыню, кроме как служа возвышенной цели, Богу, родителям, старшим. Служение жены, не передаваемое мужем Господу, приводит его к гордыне. Смирение приносит плоды не сразу, но – колоссальные. «Только смирением можно победить вооружённый гордостью материальный мир». Смиренно служа, пусть даже недостойному мужу, женщина развивает в себе в себе все самые хорошие и возвышенные качества, и самое важное - смирение, основа всех добродетелей в человеке. Смирение - не слепое подчинение из страха потерять мужа, а осознанные шаги, направленные на то, чтобы помочь мужу и возвысить его духовно.

 

«Любому комплексу неполноценности  сопутствует комплекс превосходства» - мнение учёных.

 

Настоящее истинное достоинство  проявляется в человеке только тогда, когда он становится смиренным. Смиренный - не значит забитый, закомплексованный. Смирению должен сопутствовать разум. Вожделение сковывает. Вожделение – наказание за гордыню. (Гордимся своим телом) Гордимся – выдаём себя за того, кем не являемся. Смирение – отсутствие вожделения.

 

Смирение - отсутствие вожделения - подлинная свобода.

 

Гордый человек зависит от мнения окружающих. Смирение - это не слабость, это - сила, самая огромная сила! Несправедливая сила, направленная на смиренного человека, уничтожает того, от кого она исходит: он или изменится, или это будет бить по нему самому, возвращаясь. Смиренный человек - очень активный человек, но не для окружающих, а для Бога, поэтому он испытывает подлинное внутреннее удовлетворение. Делая что-то для Бога человек делает это настолько хорошо, насколько может, - для Его удовлетворения. Служа мужу, женщина служит Богу, так как это предписывают ей её обязанности.

 

Два универсальных принципа святых: 

  1. Не обвинять других ни в чём.
  2. Не давать повода для критики в свой адрес.

Мы ругаем невежество, а не самого человека. Обстоятельства – это карма, записанная в Вашем тонком теле. Измените себя - изменятся обстоятельства, изменится отношение других к Вам.

 

Задание 2.

В настоящее время, рассматривая особенности взаимоотношений мужчин и женщин, необходимо соблюдать определенные жесткие правила. Первое и наиглавнейшее - строго следовать принципу равенства мужчин и женщин, подразумевающее равенство не только в правах, но и равенство умственных и физических данных. Второе правило - любое неравенство объяснять природной материнской ролью женщины. Нарушитель этих правил сразу же попадает под жесткую критику феминисток или защитников мужских интересов. В результате проблема гендерных отношений как в гуманитарных, так и естественно-научных сферах до сих пор остается полностью не решенной.

Некоммерческие организации (НКО) являются неотъемлемым элементом  гражданского общества и всей общественно-политической системы в целом. Они повышает значимость таких понятий как гражданская позиция, гражданская инициатива, солидарность.

Самоорганизация граждан, первоначально направленная на задачу самовыживания, демонстрирует ценность личной поисковой активности.

Усиливая рынок услуг  в целом, негосударственные организации расширяют возможности получения социальной помощи для большего количества людей, повышают их доступность - пространственную, временную, финансовую, психологическую. Предоставляя услуги, НКО позитивно влияют на качество жизни людей.

Женские НКО, являясь  составной часть гражданского общества, представляют собой постоянно развивающуюся, динамичную структуру, позволяющую  женщинам активно включаться в такие  политические, экономические, социальные процессы как лоббирование своих  интересов в правительстве, развитие женского предпринимательства, протестные движения, деятельность СМИ. Таким образом, их интересы и потребности, желание отстаивать свои права, выносятся, «легитимизируются» из приватной сферы в широкое общественно-политическое сознание, а НКО становятся одним из связующих звеньев включения женщин в этот процесс.

На макроуровне это  позволяет женским общественным организациям влиять на определенные социальные и политические явления, на принятие законодательных актов, формировать общественное мнение по тому или иному дискурсионному вопросу, повысить социальную значимость женщины в целом и находить наиболее эффективные методы решения острых социальных, экономических, правовых, этических проблем. Такие сферы, как политика, экономика, предпринимательство, наука - сферы, где сосредоточены властные ресурсы и управление финансовыми потоками, находятся под контролем мужчин, а «ниша» общественной жизни, так называемого «третьего сектора», где необходимо постоянно решать наболевшие социальные вопросы, в основном занята женщинами. Это обусловлено, во-первых, объективными причинами (отсутствием доступа и/или затрудненным доступом к политическим, финансовым ресурсам); во-вторых, личностными мотивами (сплоченность по принципу «общей беды»); в третьих, возможностью проявить себя в социальном контексте как личности. Участие женщин в создании и деятельности общественной организации позволяет им реализовать себя в общественно-политической сфере; повысить свою социальную значимость; использовать этот потенциал как «трамплин» в большую политику; обозначить ряд социальных проблем и наметить пути их решения; постоянно держать общественное мнение в курсе этих проблем. Таким образом, в политике, экономике НКО могут способствовать вхождению женщин во власть, поддерживать женское предпринимательство, развивать школы лидерства для женщин. Помимо этого, в таких традиционных «женских» сферах занятости как образование, благотворительность, социальная работа женские НКО могут добиться максимально высоких результатов за счет сплоченности и солидарности в своих действиях. На мезоуровне женщина, включенная в работу НКО, может реализовать различные стратегии управления деятельностью организации: ее создание, направление работы, привлечение волонтеров, поиск финансирования (файндрайзинг), PR и т.д. На микроуровне женские общественные организации объединяют целевые группы женщин, которые столкнулись с одинаковой проблемой, например, матерей детей-инвалидов и членов их семей, солдатских матерей и т.п.; оказывают им психологическую, социальную, юридическую и другие виды помощи. В связи с этим, необходимо рассматривать женские некоммерческие организации как один из эффективных вариантов объединения и интеграции женщин, с последующим развитием и применением их лидерских стратегий для развития как негосударственного сектора, так и других сфер жизнедеятельности общества. Женщины-руководители НКО, прошедшие школу гражданского общества, являются тем интеллектуальным потенциалом, который может быть успешно задействован в структурах власти в России.

Итак, очевидно, что, участвуя в деятельности НКО женщины:

1. осуществляют легитимацию  своего положения в традиционно  «мужских сферах»;

2. проявляют свою активную  гражданскую позицию, «озвучивают»  актуальные социальные проблемы  и ищут оптимальные пути их решения;

3. обеспечивают социальную  защиту определенных целевых  групп; 

4. могут реализовывать  и развивать свой лидерский  потенциал; 

5. удовлетворять личностные  и духовные потребности.

Сегодня соотношение  работающих мужчин и женщин примерно 1/1. Интересен тот факт, что современные женщины стремятся к интенсификации своей профессиональной жизни. Причем во многих случаях они стремятся не просто к работе, а к достижению определенного должностного, социального статуса, к максимальной самореализации в профессиональной сфере, т.е. к построению карьеры.

До сих пор в нашем  обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым дом - традиционно  женская сфера, работа - традиционно  мужская. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна.

Работающие женщины  считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Ригидны и полоролевые  стереотипы, влияющие на отношение  женщины к самой себе и отношения  к ней окружения в связи  с деловой активностью. Итогом этого  несоответствия является двойная занятость женщин - на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблеме деловой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний. Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же. В среднем женщины посвящают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины - 9,2 часа.

В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, однако при этом сами не желают выполнять работу по дому наравне с супругами, воспитание детей также остается обязанностью женщин. Более того женщины на рынке труда занимают, обычно, второстепенные места. Им по-прежнему отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе. Гендерная стратификация на рабочем месте очевидна. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой - либо области, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины.

Таким образом, сегодня  на самом деле существует серьезная  проблема, которая связана со сложностью совмещения женщиной семейной и профессиональной сфер. Не работать женщины сегодня  не могут, так как их семьи нуждаются в дополнительном доходе, в то же время на них ложится тяжкий груз бытовой работы, воспитания детей, что не дает им продвигаться по карьерной лестнице, особенно тем, кто видит в этом главную ценность жизни, одновременно необходимость работать не дает им выполнять в полной мере традиционные семейные функции. В результате получается «замкнутый круг», выход из которого возможен при совместных усилиях множества специалистов и служб, организаций как государственных, так и общественных. Только совместными усилиями возможно решение существующей проблемы.

Информация о работе Направление изменений гендерных ролей в современном обществе