НАТО. Средиземноморский диалог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:04, реферат

Описание

В конце 80-х годов «холодная» война» между Востоком и Западом фактически закончилась. Её окончание в значительной мере было связано со сменой советского руководства, взявшего курс на пересмотр устоявшихся внешнеполитических стереотипов. Оно декларировало наступление эры «нового политического мышления»[1], выступило за возвращение к реальным общечеловеческим приоритетам и ценностям.

Содержание

Введение стр. 3
ГЛАВА 1
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАТО
1.1 Средиземноморский диалог: исторические предпосылки стр. 6
1.2 Структура программы НАТО «Средиземноморский диалог» стр. 8
1.3 Перспективы развития Средиземноморского диалога стр. 9
ГЛАВА 2
НЕВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАТО В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ АЛЬЯНСА
2.1 Развитие невоенного сотрудничества НАТО как фактор мировой политики: политико-экономический аспект взаимодействия стр. 11
2.2 Информационное и научное сотрудничество в НАТО стр. 12
2.3 Экологическая составляющая политики НАТО стр. 14
Заключение стр. 17
Список использованной литературы стр. 19

Работа состоит из  1 файл

НАТО.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

1.      Программа научно-технического сотрудничества

2.      Программа научных стипендий

3.      Программа поддержки исследовательской инфраструктуры

4.      Программа «Наука ради мира»[13]

Все четыре подпрограммы в своей деятельности либо отдают приоритет сотрудничеству ученых из стран НАТО с учеными из государств-партнеров (две первые из упомянутых подпрограмм), либо напрямую нацелены на научно-техническую помощь со стороны НАТО участникам программы «Партнерство ради мира». В этой связи главная тенденция в развитии невоенного сотрудничества НАТО становится очевидной. Альянс стремится интегрировать Восточную Европу не только в свою военную структуру, но, кроме этого, «привязать» страны данного региона к себе с использованием экономических, политических, экологических, научных и других невоенных рычагов. Сейчас Восточная Европа является полным и безоговорочным политическим союзником НАТО, однако через несколько десятилетий ситуация может измениться не в лучшую для Запада сторону.

Чтобы изменение политической конфигурации Европы было невозможно в принципе, необходимо развивать комплексную взаимозависимость в регионе. В этом случае Восточная Европа будет до такой степени зависеть от Западной Европы и США, что ни при каких обстоятельствах не будет проводить независимую политику в какой бы то ни было сфере. Сходную тактику НАТО может использовать и в отношении России. Такова долгосрочная перспектива развития невоенного сотрудничества в рамках НАТО.

 

2.3 Экологическая составляющая политики НАТО

В 1959 году начал свою деятельность последний из невоенных комитетов, основанных в период становления НАТО. Им стал комитет по океанографии. Таким образом в деятельности НАТО была открыта новая страница—проблематика, связанная с загрязнением окружающей среды. Через десять лет в структуре НАТО появился отдельный комитет для решения вышеупомянутых задач, получивший название Комитет по проблемам современного общества. Этот орган был создан в соответствии с концепцией Р. Никсона о третьем, «социальном» измерении НАТО и статьей 2 Вашингтонского договора, которая предусматривает, что «страны-участницы направляют свои усилия на дальнейшее развитие мирных и дружественных международных отношений, всемерно способствуя созданию условий стабильности и процветания».[14]

С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер.

В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:

Во-первых, конкретные мероприятия финансируются и осуществляются не всеми странами одновременно, а только наиболее заинтересованными. Комитет по проблемам современного общества не ведет никакой научно-исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике. Официальное решение о проведении экспериментального исследования принимается на пленарном заседании КПСО.

Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.

Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.

И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО. [15]

Невоенное сотрудничество в НАТО переживает период бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию определенных программ.

Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.

Безусловно, российские лидеры должны делать все возможное, чтобы повысить экономическую привлекательность страны для того, чтобы Россия стала равноправным партнером и могла участвовать в невоенном сотрудничестве с Западом на взаимовыгодной основе, что позволит ей впоследствии интегрироваться и в НАТО. Как это сделать—пока не ясно, но в любом случае данный процесс будет достаточно долгим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2

 

Заключение

Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной»  войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками»[16], «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.

Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: «Партнерство ради мира» и «Средиземноморский диалог».

Вторая тенденция, появившаяся в последние время в деятельности НАТО, связана с постепенной универсализацией альянса. Иными словами, Североатлантический союз из военной организации постепенно превращается в универсальную и занимается вопросами, связанными не столько с обороной, сколько с общей экономической, экологической, информационной и научной политикой.

Надо сказать, что невоенное сотрудничество НАТО получило свое развитие еще в 50-е годы, но никогда прежде оно не приобретало столь внушительных масштабов. В настоящий момент оно ориентируется в большей степени на государства-партнеры, что также свидетельствует о стремлении НАТО к расширению как числа участников, так и к качественному функциональному расширению. Последнее превращает НАТО в универсальную структуру, подобную Организации Объединенных Наций. Чтобы сделать аналогию еще более очевидной, можно предположить, что невоенные комитеты НАТО будут исполнять роль специализированных учреждений ООН.

В работе также делается попытка оценить основные тенденции в развитии НАТО с точки зрения внешнеполитических интересов России. Вне всяких сомнений, превращение НАТО в единственного глобального актора с универсальными полномочиями не будет соответствовать интересам Российской Федерации, если разногласия по ключевым вопросам между Западом и российской элитой будут сохраняться. Кроме того, активное привлечение восточноевропейских партнеров к невоенным программам НАТО также неблагоприятно  для России, поскольку в результате этого устанавливается режим комплексной взаимозависимости, что дает Западу реальный рычаг контроля и влияния на политику бывших союзников СССР по ОВД, который был утрачен Россией в ходе демократических преобразований.

В связи с этим закономерен вопрос: каков оптимальный алгоритм действий России в данной ситуации? В условиях, когда еще рано говорить о полном преодолении политического и экономического кризиса в нашей стране, о возобновлении соперничества с НАТО не может быть и речи.

Другой вариант взаимодействия с Североатлантическим союзом, который рассматривается в качестве оптимального некоторыми российскими исследователями—развивать сотрудничество с НАТО прежде всего в тех областях, где наблюдается наибольшее совпадение интересов России и Запада (экономика, природоохранная деятельность, научные исследования и т.д.), что подготовит почву для перехода к полномасштабному сотрудничеству с альянсом и в сфере военной безопасности [17]. На наш взгляд, это может принести политические дивиденды лишь в долгосрочной перспективе, а в ближайшем будущем влияние России на решения НАТО останется крайне незначительным, несмотря на формирование Совета Россия—НАТО и механизма так называемой «двадцадки».

В целом ситуация может развиваться по целому ряду сценариев, основными среди которых являются «новая форма «ассоциированного» членства, продолжение сотрудничества без оформления членства, простое признание факта развитого партнерства или какой-то другой вариант»[18]. При этом вопрос о вступлении России в НАТО на повестке дня не стоит. Основной целью российского руководства на данном этапе должно стать стремление в той или иной степени участвовать в работе других институтов НАТО, в том числе и невоенных. В любом случае, вопрос о стратегическом и тактическом выборе России следует оставить открытым, поскольку это является предметом самостоятельного исследования.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Документы

1.      Заседание Североатлантического совета на высшем уровне Вашингтон, округ Колумбия 23-25 апреля 1999 г. Коммюнике и заявления, [б.м.].- 60 с.

2.      Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].-8 с.

3.      Научная программа НАТО. Справочник.- Brussels, Belgium, [б.г.].- 24 с.

Литература

1.      Кудрявцев В. Б. Эволюция военно-политической стратегии НАТО на современном этапе (1967 - 1992 гг.) в контексте европейской безопасности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ист.н. / Дипломатическая акад. МИД РФ.- М., 1993.- 50с.

2.      Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник/Пер. с нем. С.А. Тюпаева.-М.: Международные отношения, 1995.-320с.

Периодическая литература

1.      Бакланов А. Средиземноморские диалоги НАТО // Международная жизнь.-2000.-N2.-С.59-63

2.      Глинский-Васильев Д. Политические ограничители расширения НАТО и возможности России  // Мировая экономика и международные отношения.-2000.-N 7.-С. 15-29 .

3.      Грешнев М. Реструктуризация ВПК стран НАТО на пороге XXI века // Мировая экономика и международные отношения.-1999.-N 6.-С.16-24 .

4.      Давыдов Ю. П. Россия - НАТО в поисках перспективы // США*Канада: Экономика. Политика. Культура. - 1999. - N 1(349). - С.20-33.

5.      Доклад рабочей группы по отношениям Россия—НАТО // Независимая газета.-22 апреля 2002.-С.7, 10-11.

6.      Иванов П. НАТО и интересы национальной безопасности России // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-N 8, 9 .

7.      Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика  и международные отношения.- 1998.-N3.- С. 129-132

8.      Михайлов В. Постоянное соединение ОВМС НАТО на Средиземном море // Зарубежное военное обозрение.- 2001.-N9.- С.45-46

9.      Россия и НАТО: необходим диалог // США.-1996.-N 10.-С.3-10 .

10. Шаклеин В. Проблемы безопасности и администрация Буша: старые подходы и новая эпоха // США*Канада: Экономика. Политика. Культура.-2002.-N2.-С.81-95

Интернет-ресурсы

1.       Катин В. Средиземное море - зона интересов НАТО.—http://www.ng.ru/world/2000-03-29/6_mediterr.html

2.       Мы готовы к сотрудничеству, но... в определенных сферах.-http://www.redstar.ru/2002/03/23_03/3_01.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Шаклеин В. Проблемы безопасности и администрация Буша: старые подходы и новая эпоха // США Канада экономика политика культура.-2002.-N2.-С.81

[2]Бакланов А. Средиземноморские диалоги НАТО // Международная жизнь.-2000.-N2.-С.59

[3]Бакланов А. Средиземноморские диалоги НАТО // Международная жизнь.-2000.-N2.-С.59-63

[4]Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика  и международные отношения.- 1998.- N3.- С. 129-132

[5]Бакланов А. Средиземноморские диалоги НАТО // Международная жизнь.- N2.-2000.- С.60-61

[6]Катин В. Средиземное море - зона интересов НАТО.—http://www.ng.ru/world/2000-03-29/6_mediterr.html

[7]Бакланов А. Средиземноморские диалоги НАТО // Международная жизнь.- N2.-2000.- С.59

[8]Заседание Североатлантического совета на высшем уровне Вашингтон, округ Колумбия 23-25 апреля 1999 г. Коммюнике и заявления, [б.м.].-  С.31

[9]Катин В. Средиземное море - зона интересов НАТО.—http://www.ng.ru/world/2000-03-29/6_mediterr.html

[10]Михайлов В. Постоянное соединение ОВМС НАТО на Средиземном море // Зарубежное военное обозрение.-N9.-2001.-С.45-46

[11]Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика  и международные отношения.- 1998.- N3.- С.130

[12]Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика  и международные отношения.- 1998.- N3.- С.130

[13]Научная программа НАТО. Справочник. Brussels, Belgium.- P.3-4

[14]Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].- С.1

[15]Качалова Т. Невоенная проблематика в деятельности НАТО // Мировая экономика  и международные отношения.- 1998.- N3.- С.131

[16]Кудрявцев В. Б. Эволюция военно-политической стратегии НАТО на современном этапе (1967 - 1992 гг.) в контексте европейской безопасности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ист.н. / Дипломатическая акад. МИД РФ.- М., 1993.-С.2

[17]Давыдов Ю. П. Россия - НАТО в поисках перспективы   // США*Канада: Экономика. Политика. Культура. - 1999. - N 1(349). - С.30-31.

[18] Доклад рабочей группы по отношениям Россия—НАТО // Независимая газета.-22 апреля 2002.-С.10.


Информация о работе НАТО. Средиземноморский диалог