Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:00, реферат
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени .
Обьект исследования - научно - бихивиоральное направление Б.Ф.Скинера.
Предмет исследования-основные положения концепции Скинера.
Цель исследования - выявить основные направления исследований Скинера.
Введение 3
Биографический очерк Берреса Фредерика Скиннера 3
Подходы Скинера к психологии 6
Респондентное и оперантное поведение 12
Вывод 16
Список литературы: 18
Министерство образования науки молодежи и спорта Украины
Запорожский национальный университет
Кафедра
социологии
«НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
Б.Ф.Скиннер»
Выполнила студентка 3 курса
Гр.3119-1
Факультета социологии и управления
Сулима Юлия
Проверил:
Каприцын И.И.
Запорожье
2011
Оглавление
Введение 3
Биографический очерк Берреса Фредерика Скиннера 3
Подходы Скинера к психологии 6
Респондентное и оперантное поведение 12
Вывод 16
Список
литературы: 18
Личность,
с точки зрения научения, – это
тот опыт, который человек приобрел
в течение жизни. Это накопленный
набор изученных моделей
Работы
Скиннера наиболее убедительно доказывают,
что воздействие окружающей среды
определяет наше поведение. В отличие
от других психологов, Скиннер утверждал,
что почти всецело поведение
непосредственно обусловлено
Обьект исследования - научно - бихивиоральное направление Б.Ф.Скинера.
Предмет исследования-основные положения концепции Скинера.
Цель исследования - выявить основные направления исследований Скинера.
Задачи исследования:
Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Скиннер
получил степень бакалавра
В конце концов Скиннер отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. Отлично понимая, что в новой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткое учебное расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени доктора наук в 1931 году.
С 1931 по
1936 годы Скиннер занимался в Гарварде
научной работой. Он сконцентрировал
свои научные усилия на изучении нервной
системы животных. В 1936 году он занял
должность преподавателя в
Научная
деятельность Скиннера была отмечена
многими наградами. Он получил Президентскую
медаль за науку и в 1971 году был
награжден золотой медалью
Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: "Поведение организмов" (1938); "Уолден-2" (1948); "Наука и поведение человека" (1953); "Вербальное поведение" (1957); "Режимы подкрепления" (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); "Суммирование наблюдений" (1961); "Технология обучения" (1968); "Случайное подкрепление" (1969); "За пределами свободы и достоинства" (1971); "О бихевиоризме" (1974); "Подробности моей жизни" (1976); "Размышления: бихевиоризм и общество" (1978); "Портрет бихевиориста" (1979); "Значение последствий" (1983); "Радости зрелого возраста"; "К дальнейшим размышлениям" (1987). Возможно, среди студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера "Уолден-2", роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Кроме того, сборник изданных статей был подарен Скиннеру в день его шестидесятипятилетия. Его автобиография появляется в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях". Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией [4].
Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида . Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают "объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах" . Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.
В свете
очевидной антитеоретической
«Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они опасны; они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиков»[4,27].
Таким образом, несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно отличается от точки зрения большинства персонологов, он, тем не менее, посвятил себя задаче создания теории поведения человека.
За пределами самодеятельного человека
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди самодеятельны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов. Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.
Самодеятельный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою самодеятельность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее самодеятельного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения.
Возражение
Скиннера против интрапсихических причин
состоит не в том, что они суть
неприемлемый феномен для изучения,
а скорее в том, что они окутаны
терминологией, не позволяющей давать
рабочие определения и
Таким
образом, если к умозрительной концепции
обращаются для того, чтобы объяснить
поведение, ее нужно перевести в
термины, релевантные экспериментальным
действиям, применяющимся в исследовании
и измерениях. Удовольствовавшись меньшим,
можно остаться на уровне того самого
кабинетного философствования, которое
Скиннер так горячо не одобрял. Для
начала осознаем, что именно можно
наблюдать (то есть случай с исключением),
и затем определим, расширяют
ли дополнительные объяснения понимание
рассматриваемого поведения. Теория Скиннера,
в таком случае, не делает попыток
задавать вопросы или рассуждать
о процессах внутреннего
Информация о работе Научающе-бихевиоральное направление Б.Ф.Скиннер