Научающе-бихевиоральное направление Б.Ф.Скиннер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени .
Обьект исследования - научно - бихивиоральное направление Б.Ф.Скинера.
Предмет исследования-основные положения концепции Скинера.
Цель исследования - выявить основные направления исследований Скинера.

Содержание

Введение 3
Биографический очерк Берреса Фредерика Скиннера 3
Подходы Скинера к психологии 6
Респондентное и оперантное поведение 12
Вывод 16
Список литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

скинер.docx

— 39.92 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования науки  молодежи и спорта Украины

Запорожский национальный университет

Кафедра социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  «НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 
Б.Ф.Скиннер
» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 3 курса

Гр.3119-1

Факультета  социологии и управления

Сулима  Юлия

Проверил: Каприцын И.И. 
 
 
 
 

Запорожье 2011 

Оглавление

Введение 3

Биографический  очерк Берреса  Фредерика Скиннера 3

Подходы Скинера к психологии 6

Респондентное и оперантное поведение 12

Вывод 16

Список  литературы: 18 
 

 

Введение

Личность, с точки зрения научения, – это  тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный  набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в "разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы  Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды  определяет наше поведение. В отличие  от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение  непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить  поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения  между видимым действием и  видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки  о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых  высокочтимых психологов нашего времени  .

Обьект  исследования  - научно - бихивиоральное направление Б.Ф.Скинера.

Предмет исследования-основные положения концепции Скинера.

Цель  исследования - выявить основные направления исследований Скинера.

Задачи  исследования:

  1. Ознакомится с жизненным путем Берреса Фредерика Скиннера;
  2. Выявить основные тенденции психологии Скинера;
  3. Подробно разобрать поведения с точки зрения скинеровской концепции.

Биографический  очерк Берреса Фредерика Скиннера

 

Беррес  Фредерик Скиннер  родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера  в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер  проводил много времени, конструируя  роликовые самокаты, управляемые  повозки, карусели, духовые ружья  и тому подобные устройства. Это  мальчишеское восхищение механическими  изобретениями предвещало его более  поздний интерес к модификации  наблюдаемого поведения. Ему также  нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.

Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой  гуманитарной школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда  по-настоящему не приспособился к  студенческой жизни. Он был разочарован  отсутствием интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к  тому же совершенно раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным богослужением). Его участие  в нескольких проделках, направленных на то, чтобы привести в замешательство тех факультетских товарищей, которых  студенты считали заносчивыми, привело  к угрозе исключения, но президент  колледжа разрешил ему закончить  обучение. По иронии судьбы Скиннер  не посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и был воодушевлен письмом  поэта Роберта Фроста, его желание  быть писателем не привело ни к чему хорошему: «Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к психиатру»[7;128] .

В конце  концов Скиннер отказался от карьеры  писателя и поступил в Гарвардский  университет для изучения психологии. Отлично понимая, что в новой  области он далеко позади всех, он установил  для себя жесткое учебное расписание и придерживался его почти  два года. Он был удостоен степени  доктора наук в 1931 году.

С 1931 по 1936 годы Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал  свои научные усилия на изучении нервной  системы животных. В 1936 году он занял  должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там  до 1945 года. В это время Скиннер  много и творчески работал  и приобрел известность как один из ведущих бихевиористов Соединенных  Штатов. Осенью 1945 года он стал руководителем  кафедры психологии в Университете штата Индиана – пост, который  он занимал до 1947 года, после чего вновь стал работать в Гарварде в  качестве лектора. Он оставался там  до ухода на пенсию в 1974 году.

Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Он получил Президентскую  медаль за науку и в 1971 году был  награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации со следующей  надписью: "Б. Ф. Скиннеру – пионеру  психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который  произвел революцию в изучении поведения в наши дни. В 1990 году Скиннер также получил благодарность президента Американской психологической ассоциации – за прижизненный вклад в психологию.

Скиннер был автором многих трудов. Среди  его книг: "Поведение организмов" (1938); "Уолден-2" (1948); "Наука и  поведение человека" (1953); "Вербальное поведение" (1957); "Режимы подкрепления" (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); "Суммирование наблюдений" (1961); "Технология обучения" (1968); "Случайное подкрепление" (1969); "За пределами свободы и  достоинства" (1971); "О бихевиоризме" (1974); "Подробности моей жизни" (1976); "Размышления: бихевиоризм и  общество" (1978); "Портрет бихевиориста" (1979); "Значение последствий" (1983); "Радости зрелого возраста"; "К дальнейшим размышлениям" (1987). Возможно, среди студентов колледжей наиболее известна книга Скиннера "Уолден-2", роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Кроме того, сборник изданных статей был подарен Скиннеру в день его шестидесятипятилетия. Его автобиография появляется в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях". Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией [4].

Подходы Скинера к психологии

 

Большинство теоретиков-персонологов работают в  двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого  поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства  концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны  и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния  окружающей среды на поведение индивида . Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают "объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах" . Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.

В свете  очевидной антитеоретической позиции  Скиннера сомнительно, нужно ли его  включать в книгу, имеющую отношение  к теориям личности. Мы не будем  обращаться к этому философскому вопросу, только заметим, что Скиннер считал себя теоретиком, таким образом оправдывая наше обращение к его подходу изучения личности. В одном интервью он заявил:

«Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они опасны; они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиков»[4,27].

Таким образом, несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно отличается от точки зрения большинства персонологов, он, тем не менее, посвятил себя задаче создания теории поведения человека.

За пределами  самодеятельного человека

Как радикальный  бихевиорист Скиннер отрицал  все представления о том, что  люди самодеятельны и их поведение  определено предполагаемым существованием внутренних факторов. Такие умозрительные  концепции, замечал он, возникли в  примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие  поведением.

Самодеятельный  человек служит для того, чтобы  объяснить только то, что мы не можем  объяснить другим образом. Его существование  зависит от нашего невежества, и  он естественно теряет свою самодеятельность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать  для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения  или что-то другое, характеризующее  самодеятельного человека, для того чтобы продвинуться в научном  анализе поведения.

Возражение  Скиннера против интрапсихических причин состоит не в том, что они суть неприемлемый феномен для изучения, а скорее в том, что они окутаны  терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. В истории  науки, отмечал он, обычно необходимо полностью отойти от умозрительных концепций, а не видоизменять их так, чтобы стало возможным эмпирическое изучение. Для того чтобы объяснить, почему компетентную студентку исключают из колледжа, мы могли бы с легкостью сказать: "потому что она очень боится неудачи", "потому что у нее нет мотивации" или "потому что она стала меньше заниматься из-за того, что бессознательно боялась успеха". Такие гипотезы об исключении студентки из колледжа могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не установлено все то, что предшествовало ее исключению[7].

Таким образом, если к умозрительной концепции  обращаются для того, чтобы объяснить  поведение, ее нужно перевести в  термины, релевантные экспериментальным  действиям, применяющимся в исследовании и измерениях. Удовольствовавшись меньшим, можно остаться на уровне того самого кабинетного философствования, которое  Скиннер так горячо не одобрял. Для  начала осознаем, что именно можно  наблюдать (то есть случай с исключением), и затем определим, расширяют  ли дополнительные объяснения понимание  рассматриваемого поведения. Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток  задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния  человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для  того, чтобы избежать замечания, что  описание есть объяснение, Скиннер  утверждал, что человеческий организм – это "черный ящик", чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и  так далее) следует исключить  из сферы эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют  к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для  того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения. По Скиннеру, адекватные толкования можно сделать не обращаясь  к каким-либо иным объяснениям, кроме  тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами  и поведенческими реакциями, открыто  проявляемыми человеком. Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют "высшими психическими процессами". Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений.

Информация о работе Научающе-бихевиоральное направление Б.Ф.Скиннер