Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 19:04, реферат
В своём реферате я рассмотрю хронологию всех общепризнанных научных революций, а также остановлюсь на особенностях каждой из них, стараясь обратить внимание на их предпосылки и те изменения в понимании картины мира, которые они за собой повлекли.
Введение 3
1. Сущность революций 4
2. Научные революции 9
Заключение 14
Список литературы 15
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Московский Государственный Институт Электроники и Математики
(Технический университет)
Кафедра:
«Философия»
Реферат
по Социальной философии на тему:
«Научные
революции»
Выполнил: студент группы ЭПБ-81
Бруггер В.Э.
Преподаватель:
Корень В.Л.
Москва
2011
Оглавление
На сегодняшний день актуальность вопроса научной революции день ото дня набирает обороты. В историческом срезе наука переживает такой период, когда её проникновение в различные области знания набирает внушительные масштабы. Создаются междисциплинарные направления, призванные объединить, на первый взгляд, не связанные сферы знания с целью синтеза различных подходов в один и использования его для решения качественно новых задач. Всё это в той или иной степени можно расценивать как предпосылки назревающей новой научной революции.
В этой связи, в данном реферате мне хотелось бы рассмотреть сущность революций, их виды и особенности. Кроме того, своей задачей я вижу более подробно остановиться на научных революциях, осветить их основные механизмы осуществления, а также кратко затронуть концепцию научного знания по Томасу Куну.
В
своём реферате я рассмотрю хронологию
всех общепризнанных научных революций,
а также остановлюсь на особенностях
каждой из них, стараясь обратить внимание
на их предпосылки и те изменения
в понимании картины мира, которые они
за собой повлекли.
Значение термина «революция» отходит к позднелатинскому слову «revolutio», что в переводе означает: поворот, переворот, превращение, обращение. Таким образом за революцией, следует понимать радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение. Революция — это своего рода «переворот» в развитии общества, природы или познания. Причём этот переворот носит такой характер, что он всегда тем или иным образом должен быть сопряжён с предыдущим состоянием. На первый взгляд, может показаться что «революцию» по существу мало что отличает от эволюции, также характеризующей процесс развития общества. Поэтому, прежде чем переходить к подробному рассмотрению революций, необходимо выявить коренную особенность, отличающую революцию от прочих видов развития (в частности, от эволюции). Такая особенность состоит в том, что революция характеризуется качественным скачком в развитии общества (природы, познания), тогда как эволюцию характеризует развитие, состоящее из постепенных, поэтапных изменений, без каких-либо скачков. В каком-то роде революцию следует даже противопоставить эволюции, как процессу постепенного общественного развития, в котором права развиваются параллельно с отношениями. Таким образом, именно скачкообразное развитие является основным аспектом революции.
Впервые термин «революция» стал употребляться в алхимии. В научную речь революция вошла благодаря польскому учёному Николаю Копернику. В 1543 году Коперник опубликовал трактат, получивший название «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер»), в котором впервые озвучил и предложил гелиоцентрическую модель представления Вселенной на смену принятой в те времена геоцентрической модели мироздания Птолемея. Согласно модели Коперника, в центр солнечной системы помещалось Солнце, вокруг которого вращаются Земля и другие планеты. Он утверждал, что движение небес может быть объяснено без утверждения, что Земля находится в геометрическом центре солнечной системы, и, следовательно, мы можем отказаться от предположения, что наблюдаем Вселенную из особого положения. В свою очередь известный историк и философ XX века Томас Кун отзывался об открытии Николая Коперника так: «Говорить, что новизна предложений Коперника состоит в простом изменении положения Земли и Солнца — это значило бы, что мы сделали муху из слона в развитии человеческой мысли. Если бы предложение Коперника не оказывало влияния за пределами астрономии, оно бы не задержалось так долго в признании, и ему бы не так усиленно сопротивлялись»1.
Действительно, нельзя не согласиться, что несмотря на то, что гелиоцентрическая модель Коперника была принята лишь спустя 200 лет после её предположения, не будет преувеличением сказать, что Николай Коперник «перевернул» науку того времени, а его предположения сыграли роль того самого скачка к качественно новому пониманию процессов протекающих в солнечной системе. Идеи Коперника, составляющие фундамент гелиоцентрического учения, опровергли церковную картину мироздания, основанную на геоцентрической доктрине Птолемея. Кроме того, своим творчеством Коперник оказал огромное влияние на всё последующее развитие естественных наук. Коперник не завершил научную революцию, но сумел её инициировать, заложив своими исследованиями плотный теоретический фундамент, который в последствие был активно развит такими знаменитыми учёными как Галилео Галилей, Джордано Бруно и Исаак Ньютон.
Любопытно, что именно последнему, Исааку Ньютону, приписывается завершение первой, получившей название Коперниковской революции. В своей работе «Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica» («Математические начала натуральной философии»), датируемой 1687 годом, он показал, что планеты находятся на своих орбитах благодаря силе тяжести, а также сформулировал закон всемирного тяготения и три закона Ньютона, заложившие основу классической механики. Знаменитый немецкий учёный Альберт Эйнштейн высказывался о Ньютоне так: «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «… оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом»2
Бесспорно, именно Исаак Ньютон сумел подвести итоги первой революции, отразив и собрав воедино всё её предпосылки и свойственные ей качественно новые идеи, а также разработав новые основополагающие принципы, что привело к преобразованию всех компонентов оснований науки. Коренные изменения нормативных структур исследования повлекли смену научных картин мира и типа научной рациональности, ознаменовав тем самым становление классического естествознания.
Анализируя изложенное выше, мы видим, что возникновение термина «революция» во многом обязано научным открытиям VII века, затронувшим мировоззренческие и методологические основания науки и изменив тем самым стиль мышления. Однако, рассуждая о понимании «революции» как явлении скачкообразного «превращения» нельзя отождествлять такое явление исключительно с изменениями в области научной мысли. Привычное понимание термина «революция» лежит отнюдь не только в научной сфере, но также и далеко за её рамками.
Помимо науки, также различают революцию в природе (геологическая), в обществе (промышленная, культурная, социальная, политическая и другие). Со времён первой Французской революции 1789 года это слово сначала во Франции, а затем и повсеместно приняло совсем иной смысл, нежели имело до этого. Революцией стал обозначаться полный и притом если не внезапный, то по крайней мере весьма быстрый, переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. Последнее, однако, не признается безусловно необходимым; так, переворот в Англии, совершившийся в 1688 г., признается всеми за революцию, хотя он не сопровождался кровопролитием.[3] В этой связи, революция в собственном смысле слова происходит всегда вследствие движения, охватившего широкие круги народа, и состоит в том, что политическая власть переходит из рук одного общественного класса в руки другого. Здесь революция — это так называемый государственный переворот, захват власти одним или несколькими лицами, влекущий за собой решительную перемену в правительственной системе и в общественных отношениях, хотя строго говоря такие социально-политические изменения революционного характера не несут.
Весьма интересно изменение понимания термина «революция» с точки зрения скачкообразного развития в контексте истории и политики. Британский историк XIX-XX веков Арнольд Тойнби характеризует развитие Англии XVIII-XIX веков как «промышленную революцию»3, несмотря на то, что общественные изменения в Англии того времени происходили медленно и постепенно. Таким образом, революция принимает значение общественного переворота, совершающегося без какого-либо внезапного взрыва, кровавой борьбы и быстрой смены правительства. В этой связи, на первый план выходит перемена мышления, переворот в умах и идеях.
Обратная сторона заключается в том, что термин «революция» не всегда применяют к событиям растянутым во времени, но в конечном итоге, несущим революционный характер. Как пример, среди таких событий можно выделить совокупность политических и экономических реформ, проводившиеся в СССР в период с 1986 по 1991 годы под общим названием «Перестройка».
Подводя
итоги поиска значения термина «революция»,
мы видим, что в различных областях и сферах
этот термин претерпевает некоторые изменения
своей трактовки, при этом, в своей сущности,
так или иначе, выражая «переворот». Очевидно,
что применимость «революции», как своего
рода явления не ограничивается ни одной
из этих областей и таким образом революция
может произойти в абсолютно любой сфере.
Для более детального рассмотрения механизмов
революции, а также её последствий обратимся
к научной сфере и проследим периоды развития
науки, во время которых старые научные
представления частично или полностью
замещались новыми. Как уже стало понятно,
речь пойдёт о научных революциях, первая
из которых уже была затронута в начале
этой главы.
Как видно из предыдущей главы, революции в естествознании связаны с изменениями способов познания. Научная революция — это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резко изменяется система методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критикуются старые и утверждаются новые ценности познания. Такие этапы имеют особое значение, поскольку они непосредственно связаны с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. На этот счёт российский философ Вячеслав Стёпин, отмечает, что «основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования»4.
Действительно,
по мере своего развития наука может
столкнуться с принципиально
новыми типами объектов. Их исследование
требует иного видения
В качестве первого этапа революции, её начальной предпосылки следует выделить перестройку оснований науки, представляющую собой процесс, который начинается задолго до непосредственного преобразования норм исследования и научной картины мира.
Продолжая свою мысль, Стёпин пишет об этом так: «Формирование новой картины мира требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности, отсеять часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы, обобщить и объяснить накопленные факты»5.
Такая переработка старых представлений, или, точнее сказать, выработка новых представлений, выражающих новые нормы научного познания, с учётом старых представляет собой не одноразовый акт, а довольно сложный процесс, в ходе которого ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания. Можно сказать, что на этом этапе предпринимаются попытки разрешения некоторой проблемной ситуации в науке.
Второй этап научной революции нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания и видения мира. В процессе этого этапа выдвигается идея и принципы фундаментальной теории, а также развивается и конкретизируется исходное содержание методологических принципов. Такие новые принципы первоначально могут вовсе не выступать в качестве альтернативы традиционному способу исследования, но лишь по мере развития система этих принципов всё отчетливее предстаёт как оппозиция старому стилю мышления. Результатом становится провозглашение необходимости критического отношения к принятым идеалам и нормам.
Третий
этап научной революции —
Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки. В его процессе наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными без существенной критики как новый и действенный инструмент познания.