Неполные семьи как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:56, реферат

Описание

Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными браками, что приводит к формированию новых семейных структур.
Неполные семьи - это категории семей, где одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность.
Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1 Определение понятия неполной семьи, типы неполных семей...............5
2 Проблемы неполных семей......................................................................8
3 Неполная семья как объект социальной работы.......................................14
Заключение.......................................................................................................18
Список использованных источников…………….........................................20

Работа состоит из  1 файл

Неполные семьи как объект соц работы.docx

— 57.24 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................3

1 Определение понятия неполной семьи, типы неполных семей...............5

2 Проблемы неполных семей......................................................................8

3 Неполная  семья как объект социальной  работы.......................................14

Заключение.......................................................................................................18

Список  использованных источников…………….........................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Трансформация социальных отношений в современном  обществе порождает новые формы  семейных отношений. Возрастает число  внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких  показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного  возраста. Наблюдается приоритет  гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными браками, что приводит к формированию новых семейных структур.

Неполные  семьи - это категории семей, где  одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность.

Произошедшие  изменения ослабили традиционные функции  семьи, регулятивный характер половой  морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной  и самостоятельной. Женщины вынуждены  не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне  с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. 

В основном дети остаются с матерью, а материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей.  Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям. 

Все более наглядным становится противоречие между возрастающими социальными  и личностными проблемами одиноких матерей и содержанием деятельности социальных служб, призванных оказывать  им помощь и осуществлять социальную защиту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Определение понятия неполной семьи, типы неполных семей

Родительский  дом для ребенка — первая, главная  и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейноеблагополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Существуют  самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может  быть в одинаковой степени принята, и опровергнута другими примерами, которые встречаются в  жизни.

Не  любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [2]. Так как  в неполной семье для будущих супругов отсутствует главное -  пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей.

 

 Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. 

В большинстве  случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место  занимают сексуальные расстройства [3]. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни. 

Воспитательные  возможности в неполной семье  ограничены: затрудняется контроль и  надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться  с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. 

Сексологи считают, что уменьшить число  семейных катастроф может половое  просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и  сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования  матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у  матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель - выходец из неполной семьи.

Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины  оставляют им мало времени для  семьи. Общение с детьми обычно оказывается  возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

Неполная  семья образуется вследствие расторжения  брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного  их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности  неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся [4]. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.   Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей

Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная  разведенная семья – семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью. 

Внебрачная  семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины. 

Как видим, разновидностей неполных семей очень  много, они образуются от различны неблагоприятных факторов, например, таких как смерть одного из супругов или развод.  Вследствие этому образуются издержки в воспитании детей в неполных семья, что негативно сказывается на социализации ребенка.

 

2 Проблемы неполных семей

 

Для современных  российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье  зарабатывает только один член семьи со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» – мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.

Если  же одинокая мать находится в отпуске  по уходу за маленьким ребенком или  просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие  по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается  за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые  расходы на содержание детей [5]. Кроме того, нельзя забывать, что малообеспеченность и бедность – это не только скудное питание, потрепанная одежда, но и постоянное ощущение своей неполноценности. Бедностью можно назвать не только социальное положение, но и особое состояние психики. Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья – своих родителей. Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи. По мнению Кравченко, в отличие от среднего класса, представители которого испытывают проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности [6]. На первый взгляд, справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась за счет выплаты определенных материальных пособий. Однако перед специалистами в сфере социальной политики в данном случае встает сложная дилемма, решение которой, кстати, еще не найдено и на Западе [7]. С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий одиноким родителям для облегчения их экономического бремени может способствовать развитию в них патерналистских установок, а также содействовать дальнейшему увеличению числа разводов и росту неполных семей, как это уже было в начале – середине 1990-х гг. в России. Последнее вызывает к жизни формирование порочного замкнутого круга – экономической ловушки, в которой оказываются как сами и неполные семьи, так государство и все общество в целом.

При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения – неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены.

Волнения  по поводу денег – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся  в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная  с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении  домашних обязанностей.

В семье  с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном  «женском» размере, а в двойном  – за себя и за отсутствующего в  доме мужчину (если только подросшие  дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны  каких-либо родственников, а также  со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной  занятости и одновременно выполнять  двойные домашние обязанности, а  также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может  взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а  хроническая патология встречается  в 3–4 раза чаще, чем в полных семьях [8]. Как видим, воспитание в неполных семьях негативно сказывается и на здоровье детей.

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена  также лишать их семейного общения  и совместных занятий. Чрезмерная занятость  и нервные перегрузки матери ведут  к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что  большинство российских мужчин почти  не участвуют в воспитании своих  брошенных детей. По данным социологических  опросов, среди подростков, проживающих  после развода родителей с  матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно – видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% – не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего не проявляют никакого интереса [9]. Можно сказать, что традиция «одиноких отцов» сегодня фактически только зарождается. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативно настроенные судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться прежде всего интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь в виде исключения – например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.

Информация о работе Неполные семьи как объект социальной работы