СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
1 Определение
понятия неполной семьи, типы неполных
семей...............5
2 Проблемы
неполных семей......................................................................8
3 Неполная
семья как объект социальной
работы.......................................14
Заключение.......................................................................................................18
Список
использованных источников…………….........................................20
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация
социальных отношений в современном
обществе порождает новые формы
семейных отношений. Возрастает число
внебрачных рождений в общей доле
рождений, увеличивается количество
разводов, не компенсируемых последующими
вступлениями в брак, в силу высоких
показателей смертности среди мужчин
активного детородного, трудоспособного
возраста. Наблюдается приоритет
гражданских (нерегистрируемых) браков
перед официальными браками, что приводит
к формированию новых семейных структур.
Неполные
семьи - это категории семей, где
одинокий родитель проживает с ребенком
(детьми) несовершеннолетнего возраста
и несет за него (них) основную ответственность.
Произошедшие
изменения ослабили традиционные функции
семьи, регулятивный характер половой
морали в распределении обязанностей
в семье, повлияли на социальный статус
женщины, сделали ее более ответственной
и самостоятельной. Женщины вынуждены
не только четко выполнять домашние
обязанности и воспитывать детей,
но и больше участвовать наравне
с мужчиной в производственных делах,
заниматься бизнесом и предпринимательством.
В основном
дети остаются с матерью, а материнство
в неполной семье сопряжено с рядом жизненных
затруднений, преодоление которых во многом
зависит от социальных условий, личностных
и духовно-нравственных качеств одиноких
матерей. Особую категорию одиноких матерей представляют
юные женщины, которые, как правило, являются
социально и личностно незрелыми, не имеют
образования и профессии, представлений
о социальном предназначении материнства,
умений и навыков воспитания ребенка.
Это самым существенным образом отражается
на поведении женщин и их отношении к детям.
Все
более наглядным становится противоречие
между возрастающими социальными
и личностными проблемами одиноких
матерей и содержанием деятельности
социальных служб, призванных оказывать
им помощь и осуществлять социальную
защиту.
1 Определение
понятия неполной семьи, типы неполных
семей
Родительский
дом для ребенка — первая, главная
и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья
оказывает решающее влияние на развитие
личности, закладывает фундамент человеческих
качеств. И чтобы фундамент этот был прочным,
семья должна быть благополучной. Семейноеблагополучие
во многом зависит от того, является семья
полной или неполной.
Существуют
самые разноречивые мнения о семьях, где
воспитанием ребенка занимается только
мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что
для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи
доказывают, что неполная семья имеет даже определенные
преимущества перед полной семьей, так
как оставшийся с детьми родитель несет
персональную ответственность за все,
что происходит в его семье и не пытается
переложить вину за собственные неудачи, просчеты
или ошибки на других членов семьи [1]. В
качестве иллюстраций к своим утверждениям они
приводят многочисленные примеры воспитания
прекрасных (зачастую выдающихся) людей,
выросших без отца.
Несомненно,
каждая из этих точек зрения может
быть в одинаковой степени принята,
и опровергнута другими примерами, которые
встречаются в жизни.
Не
любая полная семья является нормальной
средой для полноценного развития и воспитания
ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает
успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением
его психического здоровья. На это неоднократно
указывали и указывают специалисты, занимающиеся
изучением проблемы неполных семей. В частности,
отмечается определенная статистическая
связь между воспитанием детей в неполной семье
и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность
распада брака больше у супругов, которые воспитывались
в неполной семье [2]. Так как в неполной семье для будущих супругов
отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует
для детей — будущих супругов и родителей — определенная
возможность формирования культуры чувств,
отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Поэтому
в таких семьях заведомо больше причин
для конфликтов, разводов. Будущие мужья,
воспитывающиеся без отца, нередко усваивают
женский тип поведения или же у них формируется искаженное
представление о мужском поведении как
агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются
представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им
значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей.
Неполной называется
такая семья, которая состоит из одного
родителя с одним или несколькими несовершеннолетними
детьми.
В большинстве
случаев образуется в результате
развода родителей и рождения
женщиной детей вне брака (каждый
десятый ребёнок рождён вне брака).
В ряду причин, обусловивших распад
семьи, далеко не последнее место
занимают сексуальные расстройства [3].
По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость
служит основанием для половины разводов.
Большая часть разведённых супругов также
отмечает неудовлетворённость физической
стороной их жизни.
Воспитательные
возможности в неполной семье
ограничены: затрудняется контроль и
надзор за детьми, отсутствие отца лишает
детей возможности знакомиться
с разными вариантами семейных отношений
и влечёт за собой односторонний характер
психического развития. Это связано с
отсутствием образцов сексуального поведения
взрослого человека, которым можно было
бы подражать в будущем. Мальчик, получивший
материнское воспитание, нередко лишён
необходимых мужских черт: твёрдости характера,
дисциплинированности, самостоятельности,
решительности. Девочке общение с отцом
помогает формированию образа мужчины.
Если отца в семье нет, то образ мужчины
получается искажённым - обеднённым или,
напротив, идеализированным, что приводит
впоследствии либо к упрощённости в личных
отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым
сложностям. Опираясь на негативный опыт
родительской семьи, супруги из неполных
семей легче идут на разрыв и в собственной
семье.
Сексологи
считают, что уменьшить число
семейных катастроф может половое
просвещение населения, и, прежде всего,
молодёжи, повышение их духовной и
сексуальной культуры. К тому же
средний уровень образования
матерей неполных семей, а, следовательно,
и их квалификация ниже, чем у
матерей полных семей. Нередко неполная
семья испытывает материальные трудности.
Всё это и объясняет тот факт, что каждый
третий несовершеннолетний правонарушитель
- выходец из неполной семьи.
Так
же есть функционально неполные семьи.
В этой категории двое родителей,
но профессиональные или другие причины
оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми обычно оказывается
возможным только по выходным дням,
да и в эти дни ограничивается
несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще
забывают о своих воспитательных функциях.
Заботясь об экономическом благополучии
своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно
редко находятся в семье, и, тем самым ребенок
растет либо только с матерью, либо только
с отцом.
Неполная
семья образуется вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
различают следующие разновидности
неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная,
распавшаяся [4]. В зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные
семьи. По количеству поколений в семье
различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими
детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими
детьми и другими родственниками. Последние
составляют абсолютное большинство среди
неполных семей
Осиротевшая
неполная семья – образуется в результате смерти одного
из родителей. Несмотря на то, что потеря
близкого человека – это страшный удар
для семьи, оставшиеся ее члены способы
сплотиться и поддержать целостность
семейной группы. Родственные связи в
таких семьях не разрушаются: сохраняются
взаимоотношения со всеми родственниками
по линии погибшего (умершего) супруга,
которые продолжают оставаться членами
семьи.
Неполная
разведенная семья – семья в которой родители по какой-то
причине на захотели или не смогли жить
вместе. Ребенок, выросший в такой семье,
получает психологическую травму, обуславливает
появления чувства неполноценности, страха,
стыда. Поэтому естественны желание, особенно
маленьких детей, надежда на воссоединение,
восстановление брачных отношений между
отцом и матерью.
Внебрачная
семья (мать-одиночка) имеет свои особенности.
В силу, каких либо обстоятельств женщина
принимает решение родить ребенка, не
вступая в брак. Это может быть желание
скрасить одиночество, стремление удовлетворить
потребность в материнстве или оставить
ребенка в качестве напоминания о человеке,
которого она страстно любила и др. причины.
Как видим,
разновидностей неполных семей очень
много, они образуются от различны неблагоприятных
факторов, например, таких как смерть одного
из супругов или развод. Вследствие
этому образуются издержки в воспитании
детей в неполных семья, что негативно
сказывается на социализации ребенка.
2 Проблемы
неполных семей
Для современных
российских неполных семей наиболее
острой, как правило, является материально-финансовая
проблема. Если в обычной семье
зарабатывает только один член семьи со
среднестатистической зарплатой, такая
семья уже является малообеспеченной.
В неполных же семьях такая ситуация усугубляется
еще и тем, что, как правило, эта единственная
зарплата является еще и «женской». Средняя
зарплата женщины в целом по Российской
Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому
в российской неполной семье основная
«кормилица» – мать – чаще всего с огромным
трудом содержит себя и ребенка (детей).
И в будущем эта ситуация, скорее всего,
не изменится.
Если
же одинокая мать находится в отпуске
по уходу за маленьким ребенком или
просто оказалась безработным, то неполная
семья, вынужденная жить на пособие
по безработице и на детские пособия,
как правило, вообще оказывается
за чертой бедности. Централизованная
государственная поддержка одиноких
и вдовых матерей в условиях растущей
инфляции не покрывает необходимые
расходы на содержание детей [5]. Кроме
того, нельзя забывать, что малообеспеченность
и бедность – это не только скудное питание,
потрепанная одежда, но и постоянное ощущение
своей неполноценности. Бедностью можно
назвать не только социальное положение,
но и особое состояние психики. Годами
зажатые в тисках нужды, люди привыкают
думать только об удовлетворении простейших
потребностей. Бедность страшна обреченностью
души. Дети из бедных семей часто повторяют
путь своих родителей. Они не покупают
туристических путевок, не ездят в такси
и стараются экономить даже на общественном
транспорте. Младшие братья донашивают
одежду старших, а старшие братья – своих
родителей. Одни из них предпочитают купить
килограмм мяса, а не сборник стихов, другие,
напротив, предпочитают остаться скорее
без материальной, нежели без духовной
пищи. По мнению Кравченко, в отличие от
среднего класса, представители которого
испытывают проблемы только в удовлетворении
дополнительных потребностей, бедные
постоянно рассчитывают, как им выкрутиться,
чтобы удовлетворить первичные потребности
[6]. На первый взгляд, справедливость требует,
чтобы объективная экономическая уязвимость
большинства неполных семей компенсировалась
за счет выплаты определенных материальных
пособий. Однако перед специалистами в
сфере социальной политики в данном случае
встает сложная дилемма, решение которой,
кстати, еще не найдено и на Западе [7]. С
одной стороны, в соответствии с принципами
гуманности неполные семьи должны получать
определенную материальную поддержку
со стороны государства и общества. С другой
стороны, создание слишком отдельных привилегий
одиноким родителям для облегчения их
экономического бремени может способствовать
развитию в них патерналистских установок,
а также содействовать дальнейшему увеличению
числа разводов и росту неполных семей,
как это уже было в начале – середине 1990-х
гг. в России. Последнее вызывает к жизни
формирование порочного замкнутого круга
– экономической ловушки, в которой оказываются
как сами и неполные семьи, так государство
и все общество в целом.
При этом
следует особо отметить, что относить
к категории материально нуждающихся
все неполные семьи без исключения – неправомерно.
Некоторые одинокие матери находятся
на грани потери работы, а значит, и полной
нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки
зарабатывают более чем хорошо. У многих
одиноких матерей фактически отсутствует
жилье (и перспективы его получения), в
то время как другие в этой части вполне
обеспечены.
Волнения
по поводу денег – это не единственная
проблема, с которой сталкиваются
неполные семьи и воспитывающиеся
в них дети. Еще одна острая проблема
неполных семей, тесно связанная
с предыдущей – это совмещение
профессиональной и родительской ролей,
а также вопрос о распределении
домашних обязанностей.
В семье
с одним родителем мать обычно
вынуждена работать. Кроме того,
многие одинокие матери, помимо основной
работы, пытаются подрабатывать дополнительно.
При этом им, так же, как и всем
матерям, приходится выполнять домашние
обязанности, причем не в обычном
«женском» размере, а в двойном
– за себя и за отсутствующего в
доме мужчину (если только подросшие
дети не берут часть домашних обязанностей
на себя). Поэтому, в случае, если одинокая
мать не получает помощи со стороны
каких-либо родственников, а также
со стороны отца, ей крайне трудно работать
в режиме полной или даже двойной
занятости и одновременно выполнять
двойные домашние обязанности, а
также двойные обязанности по
уходу и воспитанию за ребенком (детьми).
Являясь
единственным источником дохода, родитель
из неполной семьи не всегда может
взять больничный лист по уходу за
ребенком, и дети часто остаются
не долеченными. И это происходит
на том фоне, что в неполных семьях,
по некоторым экспертным оценкам, дети
болеют в 1,7 раза чаще и длительнее.
Данные медицинских исследований показывают,
что неблагоприятные показатели
здоровья, уровень общей заболеваемости
в неполных семьях выше в 2 раза, а
хроническая патология встречается
в 3–4 раза чаще, чем в полных семьях [8].
Как видим, воспитание в неполных семьях
негативно сказывается и на здоровье детей.
Зарабатывая
средства для детей, одинокая мать вынуждена
также лишать их семейного общения
и совместных занятий. Чрезмерная занятость
и нервные перегрузки матери ведут
к снижению качества семейного воспитания.
При этом следует отметить, что
большинство российских мужчин почти
не участвуют в воспитании своих
брошенных детей. По данным социологических
опросов, среди подростков, проживающих
после развода родителей с
матерью, только около 34% мальчиков и 19%
девочек общаются с неживущим с ними отцом
часто; 41% и 56% соответственно – видятся
редко и иногда разговаривают по телефону,
23% – не видятся совсем. Среди тех, кто
рожден вне брака, практически никто не
общается с отцом. При этом, по мнению матерей,
инициаторами встреч являются скорее
дети, а бывшие мужья чаще всего не проявляют
никакого интереса [9]. Можно сказать, что
традиция «одиноких отцов» сегодня фактически
только зарождается. В СССР такие случаи
были крайне редки. Консервативно настроенные
судьи, даже вопреки букве закона, требующего
руководствоваться прежде всего интересами
ребенка, практически всегда отдавали
детей на попечение матери. Если же ребенок
и передавался на воспитание отцу, то только
лишь в виде исключения – например, когда
мать страдала алкоголизмом или психическим
заболеванием.