Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:27, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
Введение.
Раздел 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен.
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства.
1.2 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних.
1.3. Социальный портрет юной матери.
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации.
Раздел 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материн-ства.
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подростков.
2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.
Раздел 3. Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации.
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом.
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России.
Заключение.
Список литературы.
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:
- негативное восприятие их положения в обществе,
- социальное давление либо игнорирование,
- испытываемые ими чувства вины, неуверенности и страха, одиночества, изоляции,
- трудности принятия новой социальной роли;
- основные виды мотивации рождения ребенка.
2.2 Психологические
особенности ранней
Беременность у девочек-подростков (13-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям подростков. Репродуктивная сфера включает два компонента: поведение половое и материнское. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.
С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа родившегося ребенка с причиной его появления переводит целостное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от полового поведения. С этой точки зрения объясняются различия в отношении общества к законно-незаконнорожденным детям, оправдание абортов при беременностях вследствие изнасилования даже ярыми противниками абортов. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.
Можно выделить два аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы.
1. Незавершенность расхождения мотивационных основ полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постнатальном периоде онтогенеза, в рамках игровой деятельности и т.д. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.
Беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение в развитии не только материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается и случаями «благополучных» исходов ранней беременности:
- когда родители роженицы соглашаются взять ребенка
- когда роженица состоит в браке.
Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в психологическом состоянии юной матери и в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15-16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на обязательную помощь старших, причем свои действия рассматриваются, скорее, как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Подобные особенности развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставших взрослыми» к моменту беременности.
Глава 3. Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации».
3.1 Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом.
Подростковая беременность: опыт США (18).
С 60-х годов ХХ века подростковая беременность стала восприниматься в США как важнейшая социальная проблема. Причины, объясняющие такое отношение к ней, слишком сложны, чтобы можно было просто сказать, что в настоящее время беременеет значительно большее число девушек, чем это имело место в прошлом. Фактически коэффициент рождаемости для подросткового возраста от15 до 19 лет в этот период снизился, хотя количество родов у матерей подросткового возраста увеличилось. Объяснение этим противоречивым данным состоит в том, что увеличилось подростковое население, к которому относится этот коэффициент.
Интерес к этому явлению объясняется несколькими причинами:
1) коэффициент рождаемости у женщин неподросткового возраста значительно снизился, тогда как для подростков это снижение не столь значительно;
2) снижение коэффициента
рождаемости у женщин
3) количество внебрачных беременностей среди девушек увеличилось;
4) наибольшее увеличение
внебрачных беременностей
5) увеличены государственные средства на решение проблемы молодых матерей подросткового возраста и их детей.
Рост числа родов у незамужних подростков был наиболее драматичным в среде 15-17-летних, коэффициент рождаемости у которых в 2 раза выше, чем у всех женщин. Коэффициент рождаемости у незамужних подростков устойчиво возрастал и за двадцать лет увеличился вдвое. Общее количество родов снижалось в подростковых семьях и увеличивалось у одиноких-девушек подростков.
Раннее сексуальное поведение.
Показатель добрачной сексуальной активности подростков увеличился. Рост сексуальной активности все чаще наблюдается в среде подростков младшего возраста. Стали более свободными общественные нормы и нравы, которые обусловливают отношение к сексу и соответствующее поведение. В результате этой сексуальной революции резко увеличилось количество женщин, практикующих внебрачный секс в юношеском возрасте.
Отмечается устойчивая тенденция к раннему биологическому созреванию, что является еще одним индикатором ранней сексуальной активности. Рано созревающие женщины раньше начинают половую жизнь. Эта тенденция ведет к уменьшению возраста, в котором подростки женского пола вступают в период сексуальной активности, а тем самым увеличивается время риска внебрачной беременности.
Будущая социальная ориентация подростков оказывает некоторое воздействие на их склонность к внебрачному сексу. Девушки, готовящиеся получить высшее образование, ориентирующиеся на карьеру или просто смотрящие в будущее с уверенностью, менее стремятся к половым отношениям в раннем возрасте. То же можно сказать о девушках из интеллигентных семей.
Ранняя сексуальная активность зависит от того, как девушка-подросток осознает себя, от её самооценки. Опять-таки это может быть показатель в ряду других факторов, таких, как целевая ориентация и социальное происхождение. Тем не менее, чем выше самооценка девушки-подростка, тем меньше вероятность её ранней сексуальной активности и беременности.
Ранняя сексуальная активность девушек-подростков зависит также от семейных условий. Плохие взаимоотношения с родителями или родителем, разведенные семьи или родители-одиночки создают предпосылки для ранней сексуальной активности. Забеременевшие девушки-подростки в большинстве случаев имеют матерей, которые сами становились матерями в подростковом возрасте. Сексуально активные девушки-подростки чаще имеют сестер, которые также были сексуально активными или беременели в подростковом возрасте. Наконец, сексуально активный подросток чаще всего происходит из низших слоев - установлена обратная зависимость между социально-экономическим положением личности родителя подростка и распространенностью ранних половых отношений – чем ниже социально-экономическое положение родителей, тем выше уровень раннего секса.
Кроме того, считается, что огромное влияние на сексуальное поведение подростка имеет общий эмоциональный климат в семье. Подростки из семей, в которых имеют место плохие или неадекватные отношения с родителями, чаще включается в половую жизнь в раннем возрасте. Девушки-подростки, занимающиеся внебрачным сексом, чаще ощущают недостаток любви и поддержки со стороны своих родителей и могут ожидать удовлетворения этих потребностей от партнеров-мужчин.
Считается, что самыми прочными узами дочь привязана к матери, взаимоотношения же дочери и отца редко привлекают внимание исследователей. Исследования сексуально активных или беременных подростков дают противоречивые описания отцов подростков. В более ранних исследованиях отцы предстают слабыми и пассивными, а в поздних – доминирующими, плохо обращающимися с детьми и отказывающимися от детей. Девушки-подростки, рано вступившие в половую жизнь, обычно имеют матерей, не слишком выражающих свои чувства и не способных установить строгую и постоянную дисциплину.
Весьма значительным фактором, оказывающим влияние на поведение подростков, является группа сверстников. Установки и нормы группы обычно перенимаются индивидом. Во многих случаях ценности и нормы такой группы превалируют над соответствующими настроениями в семье. Это особенно касается сексуальных установок и поведения. Если девочка входит в группу сверстников с либеральными сексуальными установками и поведением, то обычно придерживается таких же взглядов. Таким образом, сексуально активная девушка-подросток обычно находится среди других сексуально активных девушек. Степень вины девушки за свое сексуальное поведение определяется не только её собственными нормами, но и в значительной степени ценностями и нормами группы сверстниц.
Если даже подросток сам по себе не готов к сексуальной связи, то он может просто подчиниться морали и психологическому давлению группы.
Сексуальное поведение все больше рассматривается как личный выбор, и сверстники обычно проявляют большую терпимость по отношению к внебрачным связям. Многие американские исследователи молодежных и подростковых субкультур утверждают, что воздержание больше не является нормой поведения среди подросткового населения, и позволительность ранней половой жизни все более становится принятой нормой, причем предполагается, что девушка вступает в сексуальные отношения, поскольку любит своего партнера-мужчину.
Последствия раннего деторождения.
Различные последствия раннего деторождения затрагивают как молодую мать, так и её ребенка. Девушка-подросток, переживающая раннюю беременность, значительно больше рискует не закончить школу или не получить высшее образование. Этот недостаток образования, а значит, и навыков, пользующихся рыночным спросом, делают мать-подростка потенциально безработной, или нанятой на малооплачиваемую неквалифицированную работу, которая дает ей – если вообще дает – мало средств и возможностей. Часто, будучи безработной или работая за низкую зарплату, несовершеннолетняя мать вынуждена обращаться за государственной помощью. Если она замужем, то риск развода весьма высок. Вероятнее всего, она переживет больше беременностей, чем средняя женщина, поскольку она раньше вступила в семейные отношения. Её ребенок, скорее всего, будет расти в бедности, вряд ли сможет получить хорошее образование; такой ребенок, если это девочка, часто становится матерью так же рано, как и её мать. Несовершеннолетняя девушка, став матерью, чаще всего не имеет родительских навыков, поэтому будет плохо обращаться со своим ребенком – и физически и эмоционально.
Среди матерей подросткового возраста более высок процент детской и материнской смертности, а рожденные дети имеют небольшой вес. Низкий вес новорожденного и некоторые другие показатели являются главной причиной более серьезных и долговременных проблем, таких, как умственная отсталость, церебральный паралич, эпилепсия и неврологические заболевания.
От беременности значительно страдает образование матерей подросткового возраста - к 29 годам только 50% женщин, переживших беременность в школьные годы, смогли получить диплом о высшем образовании против 96% женщин, отложивших роды до 20-летнего возраста.
Большинство юных матерей стараются не отдавать своих детей на усыновление - 9 из 10 незамужних матерей подросткового возраста решают самостоятельно воспитывать ребенка, что требует заботы о них со стороны родственников и общества. При этом важны различные факторы, включая семейную поддержку, отношение к ребенку его отца, поддержку по Программе помощи семьям с зависимыми детьми и другим государственным программам, а также снятие чувства позорности рождения внебрачного ребенка.
Взаимоотношения в семье.
Для будущего юных женщин большое значение имеют взаимоотношения в семье. Характер общения, установившегося в семье, может препятствовать раннему деторождению. Это означает, что программы должны быть сосредоточены на упрочении взаимоотношений в семье, как на одном из сдерживающих факторов. В семьях, в которых поддерживаются нормальные взаимоотношения, ребенку внушают большие надежды и обеспечивают условия образования и работы, что снижает вероятность ранней беременности дочерей.
Программы и услуги.
Незамужние матери-подростки имеют право на помощь по Программе помощи семьям с зависимыми детьми. Эти матери имеют также право на медицинскую помощь в рамках программы «Медикейд». Политика в отношении медицинской помощи, однако, во всех штатах различна, и не все штаты одинаково широко обслуживают матерей подросткового возраста.
Существует множество программ для оказания помощи матерям подросткового возраста. Министерство здравоохранения и социального обеспечения приняло более 100 программ. Другие различные правительственные агентства и агентства штатов также предусматривают программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков. Многие школьные, медицинские и частные родильные службы также предусматривают программы, предназначенные для беременных женщин подросткового возраста или тех женщин, которые подвергаются наибольшему риску беременности. В 1978 году Министерство здравоохранения и социального обеспечения создало Отдел по проблемам подростковой беременности. Программы, обеспеченные средствами под этот проект, были разработаны для предоставления всестороннего обслуживания, включающего медицинские, образовательные, родительские, справочные, консультативные службы и службы планирования семьи, предназначение которых – помочь девушкам-подросткам в разрешении проблем, связанных с ранней беременностью. Во всех этих программах социальные работники, такие как медики, администраторы, программисты и специалисты по анализу, политики играли значительную роль.
Информация о работе Несовершеннолетние матери как феномен социальной работы