Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:27, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
Введение.
Раздел 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен.
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства.
1.2 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних.
1.3. Социальный портрет юной матери.
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации.
Раздел 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материн-ства.
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подростков.
2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.
Раздел 3. Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации.
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом.
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России.
Заключение.
Список литературы.
4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Американские специалисты, признавая несомненную актуальность социальной поддержки этой категории женщин, тем не менее, рассматривают этот вид социальной работы как кризисную помощь, поскольку подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью.
Таким образом,
можно сделать следующие
1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям.
2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей.
В современной отечественной науке это явление рассматривается в трех аспектах:
- как фактор негативного
влияния на организм и
- как фактор девиантного материнского поведения, выражающегося в отказе матери от своего ребенка;
- как одно из негативных
последствий отсутствия у
3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Многие специалисты по подростковой репродукции традиционно считают одной из основных причин раннего материнства отсутствие у подростков знаний и навыков использования методов контрацепции. Однако неоднократно звучавшие упоминания о специфических личностных особенностях будущих мам, заставляют сделать вывод о том, что контрацептивная неграмотность – это только сопутствующий фактор.
4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм и личность женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка.
Результаты дипломного исследования свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения серии адресных программ социальной поддержки юных матерей и в целом подростковых семей. Такие программы должны быть направлены на решение целого комплекса сложных жизненных ситуаций, основными из которых представляются:
- жилищно-бытовые и/или экономические трудности;
- незавершенность образования и профессионального обучения;
- отсутствие навыков, необходимых для эффективного ухода за ребенком;
- ролевая дезадаптация, обусловленная пограничностью социального статуса несовершеннолетней матери;
При разработке таких программ должно быть предусмотрено участие медицинских работников, педагогов, специалистов по социальной работе. Социальная помощь должна осуществляться как на индивидуальном уровне, так и непосредственно в семье юной мамы среди её ближайшего окружения. Интегрированные программы - важная основа развития медико-социальной помощи юным матерям.
Необходимо внедрение в школах мотивационных и образовательных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Представляется целесообразным:
- акцентирование внимания на человеческих отношениях, в том числе на отношениях мужчины и женщины при изучении включенных в школьную программу литературных произведений;
- разработка специального учебного курса, посвященного СМИ и направленного на формирование критического отношения к образцам поведения, культивируемым массовой культурой;
- разработка школьного учебного курса «Семьяведение», включающего темы семьи, семейных отношений, супружества, родительства и родства, как в историческом, так и в актуальном аспекте.
Заключение.
Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связанно с ростом сексуальной активности подростков, ведущим к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Маленьких мам стало больше после так называемой «сексуальной революции», пик которой пришелся у нас на 1994-1995 гг. В настоящий момент это единственная группа женщин, в которой отмечается увеличение рождаемости. Показатель плодовитости женщин моложе 20 лет с каждым годом постоянно увеличивается. Ежегодно регистрируется около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте 15 лет, 9 тысяч -16 лет, 30 тысяч - в возрасте 17 лет.
Физиологическая и психологическая неготовность юных матерей к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных младенцев. Возрастание числа юных матерей приводит к увеличению отказов их от своих детей. До 15% новорожденных, оставленных в родильных домах, - это дети девушек-подростков. Примерно такое же количество младенцев, рожденных юными мамами, временно содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.
Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивают на прерывании беременности, ссылаясь на то, что девочке в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.
До сих пор матери-подростки не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных представителей населения, они никогда не выступали и не выступают в качестве объекта специального внимания с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Если же юная мать решает оставить ребенка, то у неё возникает большое количество проблем – во-первых, это трудности жилищного и материального характера, во-вторых, невозможность совмещения ухода за ребенком с продолжением учебы, в-третьих, серьезные ограничения в возможности трудоустройства в связи с отсутствием специальности и опыта трудовой деятельности. Многих девочки после рождения ребенка не выдерживают такой нагрузки, что в дальнейшем может привести к ранней алкоголизации, наркомании и деформации развития личности.
В зарубежных странах изучению контрацептивного и репродуктивного поведения юных матерей посвящено большое количество исследований, согласно которым семьи юных матерей относятся к крайне неблагополучным и включены в группу медико-социального риска. Юная девушка, став матерью, меняет многие позиции своей статусной системы. Наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются. Однако по нашему мнению, их нельзя рассматривать как единую неблагополучную совокупность на основании одного только факта рождения ребенка у несовершеннолетней матери.
Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее материнство не может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст сам по себе, а маргинальность социальной среды не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка положительный жизненный сценарий. Без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не смогут самостоятельно помочь себе в решении многих проблем, которые встают перед ними.
Список литературы.
1. Аборты в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. № 48.2000.
2. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковой среде//Начальная школа плюс до и после. 2004 № 3
3. Голод С И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетея, 1996.
4. Голод СИ. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 2.
5. Гурко Т.А. Добрачная беременность как фактор формирования и дестабилизации молодой семьи. 1988
6. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СИ 1997 № 1
7. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество несовершеннолетних// Социс 2002 № 11
8. Дозорцева Е.Г. Психологические аспекты психосексуального здоровья девочек-подростков //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.
9. Медико-социальные аспекты сексуального и репродуктивного поведения молодежи.//Проблемы соц.гигиены, здравоохранения и история медицины. 1997 №1.
10.Медико-социальные проблемы беременных в юном возрасте.//Пробл.соц.гигиены, здравоохранение и история медицины. – 1997 № 3.
11. Подростковая сексуальность.//Вестн.
12. Семейный Кодекс Российской Федерации //Программа Консультант плюс//2011
13. Смирнова Е. Феноменология родительства в молодых семьях//Психология зрелости и старения 2005 № 1.
14. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников//Актуальные проблемы российского образования. М., 2000.
15. Социальная поддержка репродукции как фактор национальной безопасности //Национальные интересы: приоритеты и безопасность – 2006 № 4.
16. Тетерский СВ. "Введение в социальную работу". М.:Академический проект, 2002.
17. Трудовой Кодекс Российской Федерации. //Программа Консультант плюс//2011
18. Челышева Н.А. Семейная деструкция: факторы формирования и пути преодоления//Проблемы социальной работы. //СПб., 2003.
19. Энциклопедия социальной работы.: Т. 2. Пер.с англ. М., 1994.
20. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке//Вопр.психол. 2006 № 4
Информация о работе Несовершеннолетние матери как феномен социальной работы