Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявить то, насколько сильно принятые в обществе нормы влияют на поведение человека. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть структуру и характеристики норм; во-вторых, показать как именно нормы влияют на поведение человека.
Введение
1. Нормы и право
1.1. Классификация норм
1.2. Нарушение норм и нормотворчество
2. Типы социальных норм
2.1. Неформальные и формальные нормы
2.2 Смена норм
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
Контрольно-курсовая работа по дисциплине
«Социальная
антропология»
НОРМА КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕГУЛЯТОР
Студентка гр. 820481 Бутхузи Э.М.
Научный
руководитель:
Тула, 2011
Содержание
Введение
1. Нормы и право
1.1. Классификация норм
1.2. Нарушение норм и нормотворчество
2. Типы социальных норм
2.1. Неформальные и формальные нормы
2.2 Смена норм
Заключение
Список литературы
Введение
Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.1
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.
Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности - объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.2
В
нормально функционирующем
Объектом данной курсовой работы является норма как социокультурный регулятор. Предметом – влияние общественных норм на социокультурное поведение человека.
Целью
настоящей работы является выявить
то, насколько сильно принятые в обществе
нормы влияют на поведение человека. Достижение
данной цели возможно при решении следующих
задач: во-первых, следует рассмотреть структуру
и характеристики норм; во-вторых, показать
как именно нормы влияют на поведение
человека.
1.1. Классификация норм
Именно
в сфере нормативного регулирования
мы сталкиваемся с делением между
моральной и правовой подсистемами
культуры. И та, и другая действуют
большей частью в одних и тех
же сферах: в труде, быту, политике, семейных,
личных, внутригрупповых, межклассовых
и международных отношениях. Моральные
нормы формируются большей
Моральные
требования имеют в виду не достижение
каких-то частных и ближайших
целей, они не практичны, а указывают
общие нормы и принципы поведения,
оправдывающие себя лишь через состояние
данной группы и общества в целом
в какой-то перспективе. Мораль не может
указать: чтобы достичь того-то, нужно
поступать так-то. Она предстает как сумма
требований, регулирующих состояние общества.
Классификация норм:
1. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в соединяющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и служить в армии, а женщины ~ вести домашнее хозяйство и рожать детей. Как считают в некоторых восточных обществах, «муж должен заниматься делом, а жена - вести домашнее хозяйство».
2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т.д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего от состояния производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику. не допускают излишних расходов материала, времени. собственных сил и диктуют обязанность работать профессионально, т. е. производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям.
3.
Политические нормы,
4.
Культурные нормы,
Принято также различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.
Нормы дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и классовое разделение, дистанцию между классами, профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности, а соответственно социального статуса и привилегий.
В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции - как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, рядовыми и командным составом, студентами и преподавателями. -- существуют особые нормы поведения. обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности.
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения, Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебных чувств у тех. кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-необходимую дистанцию.
Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности. Более вариативна практика воспитания - от жесткой требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в которой действуют свои нормы.
Нормируется
и духовно-психологическая
Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.
Т.о. можно сделать вывод о том, что в сложном урбанизированном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархиризованный характер. Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам, которые они отнюдь не считают общезначимыми и даже возражали бы против попыток возвести эти правила во всеобщий закон. Иногда группа проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительное соблюдение которых требуется большим обществом.
1.2. Нарушение норм и нормотворчество
Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы поведения или мышления, обладающие устойчивым признанием в обществе и пробивающиеся через все ситуационные препятствия и тенденции криминализации общества, через корыстное нарушение индивидами или группами. И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или введения новых. Преодолевая застывшие нормы, нарушая запреты, открывая новые варианты деятельности или поведения, личность или общество меняют свою деятельность. Иногда запреты ломаются жестко и нормы вводятся указом властей или центральным регулирующим органом того или иного института. Мало считался царь Петр I со сложившимися нормами поведения, когда он резал бороды боярам, вводил немецкое платье и устраивал шутовские ассамблеи, переворачивавшие наизнанку представления, сложившиеся в верхах российского общества. Но еще до него патриарх Никон провел церковную реформу и запретил двоеперстие. В 20-х гг. XX в. декретами советской власти была изменена алфавитная система у ряда народов СССР. Хотя в каждом из этих случаев нововведение сохранилось, оно вызвало у общества сопротивление, породившее устойчивые противоречия в духовной и социальной жизни, явные или скрытые расколы.6
Даже весьма, казалось бы, необходимые нововведения или запреты, не согласованные со сложившейся в обществе нормативностью, не адаптированные к типу массовых ожиданий или не скомпенсированные какими-то заменами, терпят провал, приводят к обратным результатам или порождают явное отторжение. В качестве уже почти классических примеров нелепого запрета принято приводить опыт введения сухого закона в США в 20-х гг. и антиалкогольную компанию в СССР, начатую в 1986 г. Оба эти акта нормотворчества привели не к снижению уровня алкоголизма, как было задумано, а к громадному росту нелегального изготовления и продажи спиртных напитков.
Именно
социологический анализ, учитывающий
не только назревшую необходимость
и функциональную целесообразность
утверждаемой нормы, но и исторически
сложившуюся систему