Норма как социокультурный регулятор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявить то, насколько сильно принятые в обществе нормы влияют на поведение человека. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть структуру и характеристики норм; во-вторых, показать как именно нормы влияют на поведение человека.

Содержание

Введение
1. Нормы и право
1.1. Классификация норм
1.2. Нарушение норм и нормотворчество
2. Типы социальных норм
2.1. Неформальные и формальные нормы
2.2 Смена норм
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

3 курс.ККР АНТРОПОЛ.docx

— 44.19 Кб (Скачать документ)

    Для утверждения и защиты каждой нормы  формируются критерии одобрения, поощрения, осуждения или запрета. Широта нормативности  и тотальная потребность в  ней приводят к тому, что поощрение  обычно менее ярко выражено, чем  осуждение и запрет.

    В примитивной среде или обществах, где еще не выработаны достаточно дифференцированные и обдуманные формы  регуляции поведения, существуют различные  табу как непреложный и иррациональный запрет на совершение каких-либо действий. Даже внешне абсурдные запреты (в  отношении еды, каких-либо поступков, произнесения каких-то слов и т.д.) приобретают важное значение в системе социального контроля, снижая уровень напряженности и блокируя разрушительное поведение.

    Чем сложнее общество, тем дифференцированней должна быть и принятая в нем нормативная система, тем необходимее и определеннее нормативы и органы, которые поддерживают и регулируют такую систему. Помимо общественного мнения, большое место в такой регуляции занимают системы образования, воспитания и государственного управления. Последнее имеет в своем распоряжении как административно-бюрократические, так и судебно-правовые органы, в том числе исправительные учреждения. В том случае, когда нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в действие обычно вводится армия, призываемая для наведения порядка.

    Нормативная избыточность, т. е. излишние запреты  и ограничения, свойственна обществам  с относительно бедной культурой, для  которых внутренние расколы чреваты гибелью всего общества. Но избыточность такого рода часто сохраняется в той или иной среде и на стадии относительной развитости культуры. Для всякой армейской (казарма) или бюрократической среды необходима высокая нормативность, фиксируемая уставами, регламентом, правилами и т.д. В результате скрупулезной регламентации или чрезмерно жесткого нормирования поведения тормозится культурное творчество, общество плохо приспосабливается к изменениям и приходит в состояние застоя.

    Поэтому существует некоторый предел нормативности  для всякого общества, даже того жесткого и ригористичного, которое  подчас стремятся установить религиозные  фундаменталисты.

    Нарушение норм предстает как нравственные отклонения, аномалии, отклоняющееся  поведение или сфера преступных действий. Каждое общество выполняет  разносторонние формы контроля и  имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. То чрезвычайное состояние, когда обычные нормы не действуют и сознательно игнорируются называется войной - межгосударственной или гражданской, в условиях которой стороны стремятся нанести наибольший ущерб противнику. «Законы войны» отменяют нормы, существующие в мирной жизни, хотя цивилизационные механизмы, возникавшие в различные века, стремились внедрить хоть какие-то нормы, ограничивающие степень жестокости.

    Хорошо  известно, насколько неоднозначным предстает нарушение норм и в правовой сфере, вводящей многие градации девиантного поведения, и в морали, которая может с несомненностью оправдать несправедливо осужденного.

    Различие  между нормой и ее нарушением оказывается  весьма условным. Незаконный бизнес или  теневой капитал не только в ряде существенных функций переплетаются  с законным бизнесом и государственным  сектором, дополняя друг друга. Они  могут меняться местами, если общественно  полезное предприятие оказывается  экологически опасным, а считавшееся  до сих пор незаконным частное  предпринимательство получает законную основу для своего существования  и необходимый престиж в обществе. Наркобизнес, азартные игры, проституция  или наемничество могут считаться морально осуждаемыми профессиями, но от них зависит не только существование многих людей - поставщиков услуг, но и поставка на рынок этих самых услуг, столь необходимых потребителям. Это означает, что моральная и правовая антинорма может являться нормой в экономическом плане, находя в этом соответствующее утилитарное оправдание.7

    Это расхождение невозможно устранить, возводя в идеальную норму  только один из противостоящих принципов. Абстрактное морализаторство не избавляет общество от порока, а  загоняет его вглубь. С другой стороны, если считать единственно верным принцип «покупатель всегда прав»  или же «рынок - это свобода покупать и продавать», то размываются границы  между законной деятельностью и  преступностью и наступает разлад, что заставляет общество прибегать  к чрезвычайным авторитарным мерам.

    В заключении можно сделать следующий  вывод: обилие и жестокость запретов не только могут досаждать индивиду и сдерживать его инициативу. Они могут тем самым вредить и самому обществу, если они сковывают полезную инициативу.

    Подводя итог первой главы, можно сказать  о том, что без допущения отклонений, поощрения самостоятельности и предприимчивости, хотя бы в специально выделенных сферах и ограниченных свободных зонах, общество оказывается скованным в своих возможностях приспосабливаться к изменчивой обстановке. Однако человеку всегда стоит помнить о существующих в обществе нормах морали и права, считаться с интересами других людей. Такое поведение поможет избежать разного рода конфликтов. 

2.  Типы социальных норм

2.1.  Неформальные и формальные нормы

    Все многообразие социальных норм можно  условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.

    Неформальные  социальные нормы - это естественно  складывающиеся в обществе образцы  правильного поведения, которых, как  ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.

    Отдельно  в этой группе часто выделяют нравы  общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы  поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленькою ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям старикам.

    Соблюдение  неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение.

    Формальные  социальные нормы представляют специально разработанные и установленные  правила поведения (например, воинский устав или правила пользования  метрополитеном). Особое место здесь  принадлежит юридическим, или правовым нормам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным  документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, т. е. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.8

2.2. Смена норм

    Когда нравственные нормы запрещают совершать  некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает  другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

    Чаще  всего нормы оправдания создаются  там и тогда, где и когда  происходит частое нарушение норм без  последующих санкций. Нормы оправдания появляются, только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания. Например, социальные психологи Дж.Рубек и Л.Спрей установили, что нормы богемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать полную волю чувствам) оправдывают любовные связи между женатыми мужчинами и молодыми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой оправдания, если устанавливается стандарт группового одобрения способов обхода государственных ограничений на распространение спиртных напитков. То же можно сказать и об оправдании мелких спекулянтов в; группах, имеющих возможность покупать у них какой-либо дефицит.9

    Как только подобные действия становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являются полуинституционализированными формами отклоняющегося поведения.

    Социальные  отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной  стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - поддерживают эту  стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать  эффективным только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения.10

    При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство  ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального  порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

    С другой стороны, отклоняющееся поведение  является одним из путей адаптации  культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды.11

    Взрывы  рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - все это может привести к необходимости  принятия новых норм и адаптации  к ним членов общества.

    Но  новые культурные нормы редко  создаются путем обсуждения и  последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной  обстановке отменяют старые нормы и  называют новые. Новые социальные нормы  рождаются и развиваются в  результате повседневного поведения  индивидов, в столкновении постоянно  возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных  норм поведение небольшого числа  индивидов может быть началом  создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все  в большей и большей степени  проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп  поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

    Появление новых норм можно проиллюстрировать  на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены  семьи работали по дому или в поле все вместе, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское  доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и  жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению  места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно  надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения в обществе привели  к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения. 12

    Таким образом, отклоняющееся поведение  часто служит основана началом существования  общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны и самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета и нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Информация о работе Норма как социокультурный регулятор