Нормы и отклонения в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение социальных нормы, отклонений и контроля в условиях общественных изменений.

Объектом исследования является современное российское общество.

Предмет исследования это социальные нормы, отклонения и контроль, а также общественные изменения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

описать понятие и виды социальных норм,
изучить теоретические аспекты социального отклонения,
оценить отдельные общественные изменения конца ХХ века,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Социальные нормы………………………………………………….………....4
2.1. Определение социальных норм……………………………...……………....4

2.2. Типы, виды и функции социальных норм…………………………..…..…8

3. Социальные отклонения…………………………………………………..……..11

Определение социальных отклонений……………………………..………11
Виды социальных отклонений………………………………………..…….14
Современные исследования социальных отклонений…………….…….17
Заключение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 65.15 Кб (Скачать документ)

       Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и урегулированных правом).

       Политические  нормы: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

       Эстетические  нормы: они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

       Религиозные нормы: это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают «не убий, не укради» так и правовые запрещают такие действия.

       Корпоративные нормы: это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией.

       Нормы обычаев, традиций: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки.

       Приведенная выше классификация есть общепринятая и наиболее распространенная.

 

  1. Социальные  отклонения
    1. Определение социальных отклонений.

       Под девиацией (от лат. Deviation – отклонение) понимается отклонение от принятых в обществе норм поведения. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы13. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

       Возникновение концепции отклоняющегося поведения  связано с именем французского социолога  Э. Дюркгейма, который в течение всей своей деятельности придавал особое значение выявлению причин порядка и беспорядка в обществе. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии - состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием  между провозглашенными целями и невозможностью их реализации14.

       В обществах со сложной структурой нередко противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого  поведения становится чрезвычайно значимой. И напротив, в простых обществах с малым числом членов и простой структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и поддается контролю.

       Социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе или выявляют к этому тенденцию.

       Если социальную норму принять как эталон поступка, то отклонение от этого эталона должно происходить в разных направлениях. Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение15.

       Таким образом, отклонения можно разделить  на культурно одобряемые и культурно  осуждаемые. К культурно одобряемым можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, положительными личными качествами и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.

       Определить  является ли тот или иной поступок девиацией нелегко. Это связано  с тем, что социальные нормы - неоправданны и часто обуславливают разногласия. Наиболее яркие примеры девиации - нечеловеческие поступки, вызывающие почти всегда осуждение (например, убийство, изнасилование). Однако только  на  этом  основании  трудно  дать  точное определение девиации.    Даже убийство оправдано (например, во время войны). Кроме того, ожидания, определяющие степень девиантного  поведения, со временем изменяются (например, отношения к курильщикам, которые  сегодня, в отличие от начала столетия, отождествляются с наркоманами).

       Если  правила или нормы поведения  сформулированы неясно, среди населения  могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. Но некоторые  типы поведения почти всегда считаются  отклоняющимися. Например, почти во всех обществах, человек, отказывающийся разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), считается девиантом.

       Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека.

 

    1. Виды  социальных отклонений.

       Рассмотрим  различные виды социальных отклонений (согласно С.Фролову)16.

       1.    Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.

       Вопрос  о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

       2.    Индивидуальные и групповые отклонения.

       Можно выделить два идеальных типа отклонений:

       1) индивидуальные отклонения, когда  отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры; 

       2) групповое отклонение, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной группы по отношению  к её субкультуре. 

       При этом, на индивидуальном уровне рассматривается  конкретный поступок определенного  человека (либо акт деятельности коллектива, государственной акции в международных  отношениях); на массовом - совокупность актов такого вида, система нарушений  социальных норм.

       Однако  в реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных  типа нельзя. Чаще всего эти два  типа отклонений взаимопересекаются.

       3.    Первичное и вторичное отклонения. Данная концепция впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

       Под первичным отклонением подразумевается  отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует  культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом  отклонения так незначительны и  терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец  ошибкой.

       Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или  ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может  стать поворотным пунктом на жизненном  пути индивида. Действительно, совершивший  первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней  жизнью, занимать то же место в системе  статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать  с членами группы. Но стоит ему  только получить ярлык девианта, как  сразу же появляется тенденция к  прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё.  

       4.    Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4.  C. 115-117]:

  • сверхинтеллектуальность
  • особые склонности.
  • сверхмотивация
  • личностные качества
  • счастливый случай

       5.    Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. 

 

  1. Современные исследования социальных отклонений.

       На  данный момент наибольшее значение приобретает  изучение таких социальных отклонений как алкоголизм и преступность.

       Алкоголизм.

       Согласно  опросу от 29 июля 2009г., проведенному Всероссийским  центром изучения общественного  мнения (ВЦИОМ) и данным, предоставленным  им,  с той или иной частотой употребляют алкогольные напитки 74% россиян (в 1996 году - 77%). Спустя 13 лет  больше стало тех, кто выпивает несколько  раз в неделю (8% против 5%).  Этот показатель наиболее высок в малых  городах (44%) и среди 18-24-летних (12%)17

       Отсюда  делаем вывод, что проблема алкоголизма  является на данный момент крайне важной и знакомой практически каждому россиянину.

       Относительно  данных от 11 августа 2009г. двум третям россиян (66%) известно об инициативе Дмитрия  Медведва по принятию государственной  программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. Чем  старше респонденты, тем больше им известно о такой инициативе президента (53% - среди 18-24-летних, 65% - 25-34-летних, 67% - 35-44-летних, 70% - 45-59-летних, 71% - среди тех, кому 60 лет и старше).

       Большинство россиян (65%) поддержали бы новую антиалкогольную  кампанию.

       В рейтинге наиболее популярных мер по борьбе с алкоголизмом лидируют: запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%). В «середнячках» оказываются: введение уголовной ответственности  за распитие спиртных напитков и появление  в состоянии алкогольного опьянения  в общественных местах (34%), ограничение  продажи алкоголя в утреннее время (31%), принудительное лечение от алкоголизма (29%), развитие современных медицинских  методов лечения алкоголизма, в  том числе нетрадиционных (25%), повышение  цен на алкогольную продукцию (19%). Замыкают список: организация обществ  трезвости, анонимных алкоголиков(15%) и введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (ведение  «сухого закона») (10%)18

Информация о работе Нормы и отклонения в современном обществе