Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:08, реферат
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
Благодаря такому подходу
Д.И.Менделеев открыл
Морфологический метод
Упомянутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и морфологическим моделям. Их удается устранить используя так называемые ветвящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдельные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это могут быть родовидовые отношения, но так же и другие типы отношений: "быть представителем", "иметь", "наследовать" и т.п. Однозначность связей в древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отношений позволяет повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, система знаний, представленных иерархической или морфологической моделями статична, или, как говорят, декларативна.
В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходящие ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему), индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов. Например: " растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цветок, часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".
Благодаря такой организации
представленные знания
Рассмотрим в качестве
Другой аспект: все члены
коллектива работают на условия
Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы должны учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого периода работы (например за месяц). Значит третий список, составляемый, скажем, мастером участка это список, состоящий из табельных номеров и фактически проработанного работником времени. Это - “Список 3”.
Понятно, что все три списка
содержат необходимый объем
В реляционных моделях
В приведенном примере мы
рассмотрели лишь задачу
Существуют и другие
Все описанные приемы
Информационная технология.
Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается информационная технология на базе “жестких алгоритмов”.
Под новой информационной технологией , как правило, понимается информационная технология на базе “мягких алгоритмов”, с использованием достижений искусственного интеллекта.
Материя, энергия, информация, знания - связь понятий(2).
Исходной посылкой является утверждение, что информация является семантической сущностью материи. Понятие “материя” отождествляется с понятием “система”, в которую входят составными элементами - вещество, энергия, знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных переходов из одной в другую субстанцию системы(рис. ниже). При взаимодействии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а энергия - носителем информации.
М А Т Е Р И Я
Вещество
Знания Информация
Информация, данные, знания - соотношение понятий.
Информация - всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах.
Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации.
Знания - это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.
Может быть предложена следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная цепочка[8] - зерно, мука, хлеб.
Информация всегда носит “транспортный” оттенок передачи знания по сетям связи , знание же всегда связано с личностью его создателя.
Массовая информатизация общества
невозможна без ЭВМ с интеллектуальным(
От исследований в области
ИИ отделилось направление инже
ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.
Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990 г. составил 30-40 млн.$, а 1993 г. - 207 млн.$ и продолжает стремительно расти.
Что же осталось в области исследований И.И., так сказать, в узком смысле слова?
1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.
2. Когнитивная графика(пифограмма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые решения(познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика является визуальным изображением математики.
3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный мир” - искусственное трехмерное пространство.
Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research(США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”.
4. Моделирование человеческих рассуждений(прикладные семиотические4 системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.
В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия собственно социальной информатики.
Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям , которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.
Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, несводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов[7] и т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.
Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии).
Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.
Типы обменов в обществе:
- материальный;
- энергетический;
- информационный (актуален с середины ХХ века).
Целостная система характеризуется обменом между элементами ( В.Г.Афанасьев).
Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.
Основными фазами
- устная фаза;
- письменная фаза;
- книжная фаза;
- компьютерная фаза.
Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом :
Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит;
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.
Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена.
1). Устная фаза.
Развитие
речи, языка - объективный процесс
в развитии общества. Как отмечал
Ф.Энгельс, “развивающиеся
Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени.
Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.
Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.
Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем: