Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:08, реферат
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
4) достижение высокого культурно-
В данной теме необходимо остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России.
Сегодня в России идет
процесс разрушения складывавши
- заимствование передовой информ
- определение образующих черт
социальных преобразований
- использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта;
- активный поиск конструктивных
решений социальных проблем на
основе симбиоза "левополушарных"
и "правополушар ных"
Социальная сфера - это процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.
Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии.
В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению “качества жизни”, способствуют улучшению условий “воспроизводства” личности?
Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение преобретает сам факт наличия компьютеров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.
Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более позитивное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не так очевиден “информационный срез”, необходимы специальные социологические исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.
Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”[5] является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | |
Свободное развитие индивида |
“Автоматизация” человека |
Информационное общество |
Дегуманизация жизни |
Социализация информации (1) |
Технократическое мышление |
Коммуникативное общество |
Снижение культурного уровня (3) |
Преодоление кризиса цивилизации (2) |
Лавина информации |
Элитарное знание (поляризация)(4) | |
|
Изоляция индивида (5) |
ПОЛИТИКА | |
Расширение свобод |
Снижение свобод |
Децентрализация |
Централизация |
Выравнивание иерархии власти (6) |
Государство - ”надзиратель” (7) |
Расширенное участие в общественной жизни |
Расширение государственной бюрократии |
|
Усиление власти благодаря знаниям |
| |
|
Усиление манипуляции людьми |
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД | |
Повышение продуктивности |
Все возрастающая сложность |
Рационализация жизни | |
Повышение компетентности (8) |
Обострение промышленного кризиса |
Увеличение богатства | |
Преодоление кризиса |
Концентрация |
Экономия ресурсов |
Подверженность кризисам |
Охрана окружающей среды |
Стандартизация |
Децентрализация промышленности |
Массовая безработица |
Новые требования к мобильности трудящихся | |
Новая продукция | |
Улучшение качества |
Дегуманизация труда |
Диверсификация продукции |
Стрессы |
Новые профессии и квалификации (9) |
Деквалификация |
Исчезновение многочисленных профессий | |
| |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
Национальная независимость (10) |
Усиление взаимозависимости |
Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира” |
Технологическая зависимость |
Обострение отношений Юга - Запада | |
Улучшение обороноспособности страны | |
Уязвимость | |
|
Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем |
| |
| |
Комментарий к таблице Хессига:
1.”социализация информации” -
увеличение степени
2. “преодоление кризиса
3. “снижение культурного уровня”
- развитие информационной среды
создает предпосылки для
4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).
5. “изоляция индивида” - без
общественного регулирования
6. “выравнивание иерархии власти”
7. государство- ”надзиратель” - Левиафан11, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации”[24] персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.
Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.
8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому - ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
9. “новые профессии и
10. “национальная независимость”
и, с другой стороны, “уязвимос
Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.
Национальная независимость
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.
Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.
ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.
Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.
В частности, ССИ должна
содержать в себе социально-
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.
Информационный потенциал
Информационный потенциал
Информационный потенциал
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[6] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и
Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.
По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [26].