Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:58, контрольная работа
Цель состоит в выявлении новых форм социокультурной жизни, а также их особенностей и их влияние на человека и общество.
Для данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать причины возникновения новых форм социокультурной жизни;
2.Рассмотреть влияние форм социокультурной жизни на человека;
3.Изучить дальнейшие развитие форм социокультурной жизни;
Введение…………………………………………………………….….………...3
Глава 1. Теоретико-методологическая глава………………………….……….5
1.Социокультурные факторы, обуславливающие новые черты современности……………………………………………………………………….5
2.Теоретико-методологические подходы………………………………….7
3.Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни………………………………………....11
4.Социокультурный прогноз на XXI век………………………………...13
Глава 2. Аналитическая глава…………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..…23
Список использованной литературы………………………………………….
Наступающий XXI век будет характерен развитием ряда социокультурных тенденций, направленность которых уже более или менее ясно просматривается из дня сегодняшнего. Разумеется, речь идет об общемировых тенденциях, касающихся прежде всего высокоразвитых стран. Эти тенденции отразятся на России по-своему специфично, хотя надеяться на то, что они в принципе минуют нашу страну, было бы весьма наивным. К сожалению, очень мало надежд на то, что намечающиеся тенденции социокультурного развития приведут к объединению всего человечества на гуманитарных основах, как это прогнозировалось философами-просветителями. Напротив, скорее нам следует ожидать нового раскола вида homo sapiens, но уже не по национальным, религиозным или политическим основаниям, а преимущественно на базе размежевания высокообразованной и конкурентоспособной международной элиты «спецов» и малообразованной почти неконкурентоспособной массы «рядовых людей». Разумеется, продолжающаяся информационная революция и массовая компьютеризация существенной части населения Земли отчасти сгладят остроту намечающегося обострения социальных противоречий, создадут виртуальную иллюзию единого культурного пространства для всех. Однако эта иллюзия будет во многом лишь психологической компенсацией для тех, кто терпит поражение в реальной конкуренции за социальный статус востребованность и объемы потребляемых социальных благ. В числе тенденций наиболее вероятного мирового социокультурного развития можно перечислить:
- нарастание
социально-демографических
- существенное возрастание интенсивности материального и интеллектуального производства, а также социального управления на основе, во-первых, общего научно-технического развития (прогресса) цивилизации и, во-вторых, на путях дальнейшей дифференциации и углубления узкой специализированности всякой профессиональной деятельности, т. е. наступление эпохи абсолютного доминирования «сверхузких» специалистов. Эта общемировая тенденция разделения труда, наблюдающаяся на всем протяжении истории, в XX в. получившая особенно интенсивный характер. На самом деле — это дискуссия о выборе пути развития: интенсивном методе high tec (высоких технологий), экономящем ресурсы и достигающем поставленных целей за счет более совершенных технологий, высокого качества подготовки и лучшего использования людей, или экстенсивном методе прямого воспроизводства традиционного образа жизни и деятельности, базирующемся на механическом увеличении объемов низкокачественных ресурсов и числа плохо обученных людей. Интенсивный путь требует постоянного переобучения, повышения квалификации и всего большего сужения специализированности исполнителей (в истории человечества практически все инновации порождались только узкими специалистами);
- существенное «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек, обретение новых принципов и способов упорядочивания и систематизации возрастающих потоков информации. Вполне вероятно, что вскоре будут найдены и возобладают принципиально новые способы систематизации и аккумуляции знаний и соответственно достигнут прогресс в эффективности передачи и усвоения информации, в технологиях управления интересами и потребностями миллиардов людей;
- радикальное упрощение содержания массового среднего образования, сведение его к уровню освоения элементарной «картины мира», простейших средств коммуникации и инфантилизированных смыслов массовой культуры, при одновременном сокращении его сроков и переходе на автоматизированные и преимущественно дистантные технологии обучения. Параллельно этому будет сопутствовать нарастание уровня «элитарности», сложности и специализированности отдельных областей профессионального знания, доступ к которым будет все более затруднен;
- формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня числом до нескольких десятков (или сотен) миллионов человек в самых различных областях высоко специализированной деятельности (сферах применения «высоких технологий»), отличающихся высоким культурно-образовательным уровнем, всегда обеспеченных спросом на их профессиональные услуги, потребляющих энергию в деятельности и личном быту в сотни раз больше, чем рядовой житель Земли, фактически не имеющих постоянного дома, Родины, родной культуры и т. п. (меняющие их десятки раз в течение жизни), а, следовательно, отличающихся высоким уровнем мультикультурности (культурного космополитизма), говорящие на десятке языков при одновременном «стирании» национальных границ в сфере их личностной культурной самоидентификации и т. п.
Основной причиной весьма вероятного «культурного апокалипсиса» XXI в. станет не чья-то злая воля, а прежде всего такие явления, как:
- стихийный характер развития социокультурных процессов на планете;
- наличие и все увеличивающийся разрыв в уровнях развития различных обществ (модернизированных с углубляющимся разделением труда и традиционных с низким уровнем специализированности большинства населения);
— демографический кризис, сопутствующий планетарному экологическому кризису, резкая ограниченность реально используемых энергетических источников, а также радикальное нарушение природных процессов естественного отбора в человеческой среде, благодаря вмешательству медицины;
- массовая деградация человеческого генофонда в условиях экологических бедствий, «эпидемий» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т. п., фактический рост числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции;
- исчерпанность «просвещенческой» картины мира и иллюзии общего процветания человечества на основе всеобщей просвещенности и гуманизма;
- экстенсивный характер воспроизводства гуманитарной культуры и отсутствие программы ее экспансии как нового способа самоорганизации человеческого общества, в условиях продолжения традиционных процессов самоорганизации и деятельности на основаниях, не учитывающих личностно-психологические факторы социального бытия людей, и т. п.
Особенности перечисленных опасностей для России, как представляется, связаны даже не с тем, что нам угрожает массовая «утечка мозгов» (т. е. отъезд той элитной части специалистов, которые во все большей мере становятся «становым хребтом» современной цивилизации), гигантский приток эмиграции из мусульманских и дальневосточных стран и ускоренными темпами вымирания христианской части населения (более подверженной эмоциональным стрессам и вредным формам их компенсации) и т. п., что приведет в ближайшие десятилетия к заметному изменению состава всей великорусской популяции. Главной опасностью для России представляется, прежде всего, интеллектуальный кризис национального самосознания и полная неадекватность понимания самого феномена культуры и его социальной роли в сохранении общественной стабильности. Весьма показательно уже то, что под культурой мы продолжаем понимать какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всем мире социальную солидарность людей, совокупность исторического опыта их коллективного бытия, специфическую модальность группового человеческого существования, наиболее общую форму осуществления человеческой социальности и т. п. В свете перечисленных высоко вероятных перспектив социокультурного развития человечества гуманитарная общественность ЮНЕСКО и других организаций планирует свой комплекс ответных шагов, способных, если не предотвратить, то, по крайней мере, существенно смягчить воздействие описанного «культурного апокалипсиса». Эти контрмеры требуют прежде всего массированного развития и популяризации наук о культуре, способных раскрыть базовые закономерности культурного развития общества и разработать на основе этого знания технологии проектирования, планирования и управления подобным развитием. Однако наука в этом процессе явится лишь теоретическим основанием; полем генерального «культурного контрнаступления», безусловно, станет сфера образования, где и развернутся главные «битвы» между культурой и социальной деградацией.
С развитием
и появлением новых форм социокультурной
жизни мною была выдвинута гипотеза:
с 1999 по 2010 года происходит улучшение повседневной
жизни человека за счёт освоения систем,
методов и технологий адаптации, оздоровления
и развития человека.
Глава 2. Аналитическая глава
Современный человек не представляет себе без новинок техники, которые облегчают его жизни давая, возможность потратить сэкономленное время на другие нужды. Как было сказано в первой главе охарактеризовать современное общество можно четырьмя основными сферами: а) политической организацией общества; б) технологией; в) социальными структурами; г) духовными принципами. Поэтому при составлении анкеты для опроса людей были учтены эти особенности. К опросу было привлечено 30 человек в возрасте от 30 – 40 лет живущие в Волгограде. Опрос проводился через интернет. Суть опроса заключалась в том, что люди должны были ответить как изменились и изменились ли компоненты повседневной жизни в 2010 году по сравнению с 1999 годом. По результатом опроса (см.табл.1) можно выделить
Таблица 1
Компоненты повседневной жизнедеятельности | Улучшилось | Осталось прежним | Ухудшилось |
Здоровье | 12 | 8 | 10 |
Самочувствие | 10 | 10 | 10 |
Отношение к работе и её эффективность | 22 | 2 | 6 |
Отношение на работе | 11 | 4 | 15 |
Отношение в семье, в быту | 20 | 5 | 15 |
Отношение к использованию свободного времени, досуга | 23 | 2 | 5 |
Отношение к питанию по биоэнергетическому критерию | 25 | 4 | 1 |
Ощущение счастья, удовлетворенности жизнью | 10 | 2 | 18 |
Отношение к политическими структурам | 2 | 3 | 25 |
то, что 40 % опрошенных считают, что их здоровье улучшилось по сравнению с 1999 годом. На счёт самочувствие ответы респондентов разделились поровну между ответами. Отношение к работе и её эффективность у 75% опрашиваемых респондентов улучшилось, что позволяет сделать вывод о том, что люди более настроены на работу чем в 1999 год. Отношения на работе по мнению 50% опрашиваемых ухудшились это может свидетельствовать о не эффективной работе профсоюзов. Отношения в семье улучшились отметили 67% опрашиваемых, что свидетельствует об укреплении семьи. По мнению 77% опрашиваемых отношение к использованию свободного времени улучшилось. 83% опрашиваемых к питанию стали лучше относиться. А вот ощущения счастья не наблюдается столь существенно, 60% опрашиваемых ответили отрицательно. Политическими структурами люди не довольны, 83% опрашиваемых ответили отрицательно. И этого опроса можно сделать вывод, что в целом люди стали более лучше жить но не по всем критериям. Теперь я проанализирую опрос проводившийся в Москве и на основе частично формализованного и совершенствуемого вопросника в 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. Эмпирическая база – выборочная квотная совокупность, состоящая из 200 человек, в той или иной степени осваивающих системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов. Вместе с тем проводился мониторинговый опрос экспертов в 1994, 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. для определения репрезентации типов освоения новых форм жизни в структуре населения. Выбор Москвы в качестве объекта исследования связан с тем, что он продвинут (в позитивном отношениях) по сравнению со всей Россией и изучение такого объекта важно для прогнозирования и программирования социокультурных процессов в России. По результатам опроса определилось устойчивое положительное воздействие освоения методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека у большей части респондентов (см.табл.2). Опрос фиксировал изменения в сравнении в периодом до начала освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека. Из таблицы виден рост
Таблица 2
Влияние освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития на основные стороны повседневной жизни
Компоненты повседневной жизнедеятельности | Жизнь улучшилась | Жизнь осталась
той же
или ухудшилась | ||||
1993 | 1999 | 2001 | 1993 | 1999 | 2001 | |
Здоровье | 85.5 | 93 | 93 | 14.5 | 7 | 7 |
Самочувствие | 86 | 92 | 94 | 14 | 8 | 6 |
Отношение к работе и её эффективность | 73 | 79 | 79 | 27 | 21 | 21 |
Отношение на работе | 73.5 | 81 | 82 | 26.5 | 19 | 18 |
Отношения в семье, в быту | 85 | 92 | 93 | 15 | 8 | 7 |
Отношения к использованию свободного времени, досуга | 94.5 | 96 | 96 | 5.5 | 4 | 4 |
Отношение к питанию по биоэнергетическому критерию | 85.5 | 94 | 95 | 14.5 | 6 | 5 |
Ощущение счастья, удовлетворенности жизнью | 84.5 | 91 | 93 | 15.5 | 9 | 7 |
Информация о работе Новые формы социокультурной жизни: социологический анализ