Объектом социологического познания является общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:58, доклад

Описание

Объектом социологического познания является общество, но выделение понятия «общество» в качестве исходного для уяснения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в ее различии ее объекта и предмета.

Работа состоит из  1 файл

Объектом социологического познания является общество.docx

— 21.97 Кб (Скачать документ)

Объектом социологического познания является общество, но выделение  понятия «общество» в качестве исходного  для уяснения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех гуманитарных наук. То же самое можно  сказать и о понятии «социальная  реальность». Сущностная сторона в  обосновании научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в ее различии ее объекта  и предмета.

 Объект социологического  познания – вся совокупность  связей и отношений, которые  носят название социальных. Итак, мы получили, что социология изучает  всю совокупность связей и  отношений, которые носят название  социальных. Таким образом, общество, рассматриваемое в первую очередь  в аспекте изучения социальных  связей, социальных взаимодействий, социальных отношений и способов  их организации, является объектом  социологического исследования. Поскольку  эти связи и отношения в  каждом конкретном социальном  объекте всегда организованы  особым способом, объект социологического  познания выступает как социальная  система и иначе выступать  не может. Задачей социологической  науки являются типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Таким образом, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации служат исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания, а социальных закономерностей – для определения предмета социологической науки.

 Следовательно, социология  – это наука об общих и  специфических социальных законах  и закономерностях развития и  функционирования исторически определенных  социальных систем, наука о механизмах  действия и формах проявления  этих законов и закономерностей  в деятельности личностей, социальных  групп, общностей, классов, народов.

 Важнейшим ключевым  понятием для социологии выступает  понятие социального. Понятие «социальное» (лат. Socialis – общий, общественный) как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два термина – общественный (gesellshaftlich) и социальный (sozial). К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то применяли понятия «социальное», «социальные отношения». В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется в значении «общественное», отличное от биологических, природных явлений и процессов. В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

 Социальные отношения  – это отношение между группами  людей, занимающими разное положение  в обществе, принимающими неадекватное  участие в его экономической,  политической и духовной жизни,  различающимся образом жизни,  уровнем и источником доходов,  структурой личного потребления.

Социальные отношения  – это выражение взаимной зависимости  субъектов по – поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.

Социальное – это совокупность тех или иных общественных отношений  индивидов или общностей в  процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся  в их отношениях друг к другу, к  своему положению в обществе, к  явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей  друг к другу и к обществу. Поэтому  каждая из этих систем всегда имеет  свой четко выраженный социальный аспект. Так, капиталистическое производство – это производство не только отношений  между трудом и капиталом (экономических  отношений), но и отношений между  рабочим и капиталистом, профсоюзами  и союзами предпринимателей и  т.д., т.е. социальных отношений. «Это социальное отношение (отношение между рабочим  и капиталистом)… - отмечал К. Маркс, - фактически является еще более  важным результатом процесса, чем  его материальные результаты». Как  видно, социальное характеризует особый аспект общественных отношений, Оно  «входит во все виды общественных отношений, но не включает в себя эти  отношения и не сводится к их сумме».

 В соответствии с  классическим определением, данным  великим немецким социологом  Максом Вебером, «социальным»  называется такое действие, которое  по предлагаемому действующим  лицом или действующими лицами  смыслу соотносится с действием  других людей и ориентируется  на него.

 Можно выделить следующие  основные черты, характеризующие  специфику социального.

 Во-первых, это общее  свойство, присущее различным группам  индивидов и являющееся результатом  интеграции ими тех или иных  свойств общественных отношений. 

 Во-вторых, оно выражает  «обусловленное современными общественными  отношениями (экономическими, политическими  и т.д.) взаимное положение индивидов». Это означает, что характер и  содержание отношений между различными  индивидами и их группами находится  в зависимости от места, которое  они занимают в различных общественных  структурах, и от той роли, которую  они выполняют в них.

 В-третьих, социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

 В-четвертых, это результат  «совместной деятельности различных  индивидов», проявляющийся в общении  и во взаимодействии этих индивидов.

 Это понятие отражает  положение и роль человека  в обществе и выражается в  отношениях взаимосвязи, взаимодействиях  различных групп, которые так  или иначе дифференцируются, разделяются  по тем или иным признакам  (взаимоотношения классов, наций,  поколений, полов и т.д.).

 Этот термин охватывает  всю совокупность проблем человеческой  жизни – отношения между социальными  группами и слоями, нациями и  народностями, состояние окружающей  среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

 Социальное явление  или процесс возникают тогда,  когда поведение даже одного  индивида оказывается под влиянием  другого или их группы (общности) независимо от того, присутствуют  ли физически этот индивид  или общность. Именно в процессе  взаимодействия друг с другом  индивиды оказывают воздействие  друг на друга, способствуют  интеграции друг с другом тех  или иных свойств общественных  отношений. Социальное возникает  в ходе взаимодействия людей,  детерминируется различиями их  места и роли в конкретных  общественных структурах, что проявляется  в свою очередь в различных  отношениях индивидов и групп  (общностей) индивидов к явлениям  и процессам общественной жизни.

Социальное, как предметную область социологической науки, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Когда речь идет о  производственных процессах, то  рассматриваются взаимодействия  людей и различных социальных  групп и общностей по поводу  производства и обмена потребительских благ, формируется взаимная зависимость между людьми в обществе по поводу их участия в общественном труде, распределении и потреблении его результатов, складывается и функционирует система экономических отношений общества.

2. Люди в силу необходимости  определенной организации жизнедеятельности  общества вступают во взаимодействие  и взаимозависимость друг с  другом по поводу организации  и осуществления политической  власти, формируется и действует  политическая сфера жизни общества (складываются политические отношения).

3. Люди вступают во  взаимодействие по поводу производства  и распределения в обществе  духовных ценностей – знаний, ориентаций, норм, принципов и т.п.  Формируется культурно-духовная  сфера жизни общества (складываются  культурно-духовные отношения).

4. Что представляет собой  социальная сторона или сфера  жизнедеятельности общества?

 Необходимость социального  как особого явления жизни  общества заключена в сложности  организации самого общества  как целостного субъекта исторического  процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1) по функциям (производственная, политическая, демографическая и т.п.) 2) по уровням соединений людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общности т.п.).

Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах из действиях и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

 Итак: Объект социологического  познания, его особенности связаны  с понятием социального, социальных  связей и отношений и способа  их организации. Предмет социологической  науки – социальные закономерности.

Социология – наука  о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также  между общностями и личностью (Ядов).

 Современное общество  как объект социологического  исследования постоянно меняется. Оно становится более жизнеспособным  за счет перехода от жестких  систем организации (подчинение  и принуждение) к более гибким  и опосредованным (согласие и  вынуждение), при которых люди  приобретают возможность уклоняться  от насилия и «сознательно»  поступать в соответствии с  ожиданиями других людей. Это  общество, которое в принципе  построено на эксплуатации интересов  (мотивов) людей. Поэтому, поощряя  индивидуализм, оно добивается  успеха в объединении индивидов.

 Современное общество, ценностями которого являются  свобода и равенство, поощряет  социальную открытость. В результате  оно склонно ассимилировать другие  сообщества и достаточно глубоко  (на экономическом, политическом  и отчасти культурном уровне) интегрироваться с другими обществами.

 В XX в. для многих  исследователей стало очевидно, что эти процессы приводят  к расширению границ общества, когда формируются единые мировые  рынки, транснациональное производство, сближаются жизненные и бытовые  стандарты людей разных наций,  с помощью средств массовых  коммуникаций осуществляется более  открытый информационный обмен.

 Общество стало терять  свои национально-государственные  очертания и превращаться в  глобальную цивилизацию, мир   выступает как реальный новый  объект социологии. Процесс глобализации  мира, его системной связности,  который исследуют И. Валлерштайн, Э. Гидденс, П. Штомпка, З. Бжезинский (теория субпроцессов, теория «домино» и др.) требует изменения представлений социологов о своем предмете, или о его границах. С другой стороны, в этом новом (всемирном) социальном пространстве происходят и прямо противоположные процессы. Возрождаются и усиливают свое влияние на развитие современных обществ архаичные (древние), социальные структуры: этнос, семья, товарищество. Эти тенденции оказались настолько сильны, что была выдвинута теория возрождения примордиальных (первичных) социальных структур, которые противостоят унификации (глобализации) современного мира. Такие известные социологи, как американец Н. Смелзер и россиянин В. Ядов, считают, что эти процессы свидетельствуют о возникновении новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития, вызванных глобальными изменениями.

 Большинство социологов  сегодня соглашаются с тем,  что предметом изучения должны  явиться социальные общности, которые  в зависимости от характера  организации могут трактоваться  и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном  смысле (т.е. как национальное  сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан и т.д.).

Функции социологии как науки  могут быть сведены к следующему:

1. Познавательная функция,  имеющая своей целью и содержанием  изучение общества и понимание  его структуры, особенностей взаимодействия  в обществе различных индивидов  и их групп. Она позволяет  ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2. Концептуально-описательная  функция, предоставляющая исследователю  и изучающему социологию определенную  систему теорий, понятий и категорий,  а также правил описания, отражающих  особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на  вопрос «Что и как делается  в обществе?»

3. Оценочная функция, т.  е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или  иное общество, существующие в  ней социальные организации и  институты, права и нормы ожиданиям  индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

4. Объясняющая функция,  дающая научное объяснение социальным  явлениям, событиям и процессам  на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей.  Она позволяет ответить на  вопрос «Почему в нашем обществе  происходит именно так, а не  иначе?»

Информация о работе Объектом социологического познания является общество