Объектом социологического
познания является общество, но выделение
понятия «общество» в качестве исходного
для уяснения предмета социологии недостаточно.
Общество может быть объектом всех
гуманитарных наук. То же самое можно
сказать и о понятии «социальная
реальность». Сущностная сторона в
обосновании научного статуса социологии
(равно как и любой другой науки)
лежит в ее различии ее объекта
и предмета.
Объект социологического
познания – вся совокупность
связей и отношений, которые
носят название социальных. Итак,
мы получили, что социология изучает
всю совокупность связей и
отношений, которые носят название
социальных. Таким образом, общество,
рассматриваемое в первую очередь
в аспекте изучения социальных
связей, социальных взаимодействий,
социальных отношений и способов
их организации, является объектом
социологического исследования. Поскольку
эти связи и отношения в
каждом конкретном социальном
объекте всегда организованы
особым способом, объект социологического
познания выступает как социальная
система и иначе выступать
не может. Задачей социологической
науки являются типологизация социальных
систем, исследование связей и отношений
каждого типологизированного объекта
на уровне закономерностей, получение
конкретного научного знания о механизмах
их действия и формах проявления в различных
социальных системах для целенаправленного
управления ими. Таким образом, понятия
социального, социальных связей и отношений
и способа их организации служат исходными
для раскрытия особенностей объекта социологического
познания, а социальных закономерностей
– для определения предмета социологической
науки.
Следовательно, социология
– это наука об общих и
специфических социальных законах
и закономерностях развития и
функционирования исторически определенных
социальных систем, наука о механизмах
действия и формах проявления
этих законов и закономерностей
в деятельности личностей, социальных
групп, общностей, классов, народов.
Важнейшим ключевым
понятием для социологии выступает
понятие социального. Понятие «социальное»
(лат. Socialis – общий, общественный) как характеристика
одной из сторон общественной жизни было
введено К. Марксом. В научных трудах К.
Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества,
его процессов и отношений используются
два термина – общественный (gesellshaftlich)
и социальный (sozial). К. Маркс и Ф. Энгельс
употребляли понятия «общественный»,
«общественные отношения» и т.д., когда
речь шла об обществе в целом, о взаимодействии
его сторон – экономической, политической,
идеологической и т.д. Когда же они исследовали
природу отношений людей друг к другу,
человека к человеку, к факторам и условиям
жизнедеятельности, положение человека
и его роль в обществе, то применяли понятия
«социальное», «социальные отношения».
В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось
с понятием «гражданское». С последним
связывалось взаимодействие людей в рамках
конкретных социальных общностей (семья,
класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется
в значении «общественное», отличное от
биологических, природных явлений и процессов.
В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность
человеческого общества в целом, представляет
собой социальное.
Социальные отношения
– это отношение между группами
людей, занимающими разное положение
в обществе, принимающими неадекватное
участие в его экономической,
политической и духовной жизни,
различающимся образом жизни,
уровнем и источником доходов,
структурой личного потребления.
Социальные отношения
– это выражение взаимной зависимости
субъектов по – поводу их жизнедеятельности,
образу жизни, отношения к обществу,
внутренней самоорганизации, саморегуляции,
отношение с другими субъектами.
Социальное – это совокупность
тех или иных общественных отношений
индивидов или общностей в
процессе совместной деятельности (взаимодействия)
в конкретных условиях и проявляющаяся
в их отношениях друг к другу, к
своему положению в обществе, к
явлениям и процессам общественной
жизни. Любая система общественных
отношений (экономическая, политическая
и др.) касается отношения людей
друг к другу и к обществу. Поэтому
каждая из этих систем всегда имеет
свой четко выраженный социальный аспект.
Так, капиталистическое производство
– это производство не только отношений
между трудом и капиталом (экономических
отношений), но и отношений между
рабочим и капиталистом, профсоюзами
и союзами предпринимателей и
т.д., т.е. социальных отношений. «Это социальное
отношение (отношение между рабочим
и капиталистом)… - отмечал К. Маркс,
- фактически является еще более
важным результатом процесса, чем
его материальные результаты». Как
видно, социальное характеризует особый
аспект общественных отношений, Оно
«входит во все виды общественных
отношений, но не включает в себя эти
отношения и не сводится к их сумме».
В соответствии с
классическим определением, данным
великим немецким социологом
Максом Вебером, «социальным»
называется такое действие, которое
по предлагаемому действующим
лицом или действующими лицами
смыслу соотносится с действием
других людей и ориентируется
на него.
Можно выделить следующие
основные черты, характеризующие
специфику социального.
Во-первых, это общее
свойство, присущее различным группам
индивидов и являющееся результатом
интеграции ими тех или иных
свойств общественных отношений.
Во-вторых, оно выражает
«обусловленное современными общественными
отношениями (экономическими, политическими
и т.д.) взаимное положение индивидов».
Это означает, что характер и
содержание отношений между различными
индивидами и их группами находится
в зависимости от места, которое
они занимают в различных общественных
структурах, и от той роли, которую
они выполняют в них.
В-третьих, социальное
проявляется в отношениях различных индивидов
друг к другу, к своему положению в обществе,
к явлениям и процессам общественной жизни.
В-четвертых, это результат
«совместной деятельности различных
индивидов», проявляющийся в общении
и во взаимодействии этих индивидов.
Это понятие отражает
положение и роль человека
в обществе и выражается в
отношениях взаимосвязи, взаимодействиях
различных групп, которые так
или иначе дифференцируются, разделяются
по тем или иным признакам
(взаимоотношения классов, наций,
поколений, полов и т.д.).
Этот термин охватывает
всю совокупность проблем человеческой
жизни – отношения между социальными
группами и слоями, нациями и
народностями, состояние окружающей
среды, условия быта, труда, досуга,
специфические проблемы молодежи,
женщин, детей, стариков и др.
Социальное явление
или процесс возникают тогда,
когда поведение даже одного
индивида оказывается под влиянием
другого или их группы (общности)
независимо от того, присутствуют
ли физически этот индивид
или общность. Именно в процессе
взаимодействия друг с другом
индивиды оказывают воздействие
друг на друга, способствуют
интеграции друг с другом тех
или иных свойств общественных
отношений. Социальное возникает
в ходе взаимодействия людей,
детерминируется различиями их
места и роли в конкретных
общественных структурах, что проявляется
в свою очередь в различных
отношениях индивидов и групп
(общностей) индивидов к явлениям
и процессам общественной жизни.
Социальное, как предметную
область социологической науки, можно
охарактеризовать следующим образом.
1. Когда речь идет о
производственных процессах, то
рассматриваются взаимодействия
людей и различных социальных
групп и общностей по поводу
производства и обмена потребительских
благ, формируется взаимная зависимость
между людьми в обществе по поводу их участия
в общественном труде, распределении и
потреблении его результатов, складывается
и функционирует система экономических
отношений общества.
2. Люди в силу необходимости
определенной организации жизнедеятельности
общества вступают во взаимодействие
и взаимозависимость друг с
другом по поводу организации
и осуществления политической
власти, формируется и действует
политическая сфера жизни общества
(складываются политические отношения).
3. Люди вступают во
взаимодействие по поводу производства
и распределения в обществе
духовных ценностей – знаний,
ориентаций, норм, принципов и т.п.
Формируется культурно-духовная
сфера жизни общества (складываются
культурно-духовные отношения).
4. Что представляет собой
социальная сторона или сфера
жизнедеятельности общества?
Необходимость социального
как особого явления жизни
общества заключена в сложности
организации самого общества
как целостного субъекта исторического
процесса. Эта сложность выражается в
том, что общество строится, образует свои
системы и органы: 1) по функциям (производственная,
политическая, демографическая и т.п.)
2) по уровням соединений людей в различные
социальные образования (семья, трудовой
коллектив, поселение, этническая общности
т.п.).
Задачей социологической
науки является типологизация социальных
систем, исследование связей и отношений
каждого типологизированного объекта
на уровне закономерностей, получение
конкретного научного знания о механизмах
из действиях и формах проявления в различных
социальных системах для целенаправленного
управления ими.
Итак: Объект социологического
познания, его особенности связаны
с понятием социального, социальных
связей и отношений и способа
их организации. Предмет социологической
науки – социальные закономерности.
Социология – наука
о законах становления, функционирования,
развития общества в целом, социальных
отношений и социальных общностей,
механизмах взаимосвязи и взаимодействия
между этими общностями, а также
между общностями и личностью (Ядов).
Современное общество
как объект социологического
исследования постоянно меняется.
Оно становится более жизнеспособным
за счет перехода от жестких
систем организации (подчинение
и принуждение) к более гибким
и опосредованным (согласие и
вынуждение), при которых люди
приобретают возможность уклоняться
от насилия и «сознательно»
поступать в соответствии с
ожиданиями других людей. Это
общество, которое в принципе
построено на эксплуатации интересов
(мотивов) людей. Поэтому, поощряя
индивидуализм, оно добивается
успеха в объединении индивидов.
Современное общество,
ценностями которого являются
свобода и равенство, поощряет
социальную открытость. В результате
оно склонно ассимилировать другие
сообщества и достаточно глубоко
(на экономическом, политическом
и отчасти культурном уровне)
интегрироваться с другими обществами.
В XX в. для многих
исследователей стало очевидно,
что эти процессы приводят
к расширению границ общества,
когда формируются единые мировые
рынки, транснациональное производство,
сближаются жизненные и бытовые
стандарты людей разных наций,
с помощью средств массовых
коммуникаций осуществляется более
открытый информационный обмен.
Общество стало терять
свои национально-государственные
очертания и превращаться в
глобальную цивилизацию, мир
выступает как реальный новый
объект социологии. Процесс глобализации
мира, его системной связности,
который исследуют И. Валлерштайн,
Э. Гидденс, П. Штомпка, З. Бжезинский (теория
субпроцессов, теория «домино» и др.) требует
изменения представлений социологов о
своем предмете, или о его границах. С другой
стороны, в этом новом (всемирном) социальном
пространстве происходят и прямо противоположные
процессы. Возрождаются и усиливают свое
влияние на развитие современных обществ
архаичные (древние), социальные структуры:
этнос, семья, товарищество. Эти тенденции
оказались настолько сильны, что была
выдвинута теория возрождения примордиальных
(первичных) социальных структур, которые
противостоят унификации (глобализации)
современного мира. Такие известные социологи,
как американец Н. Смелзер и россиянин
В. Ядов, считают, что эти процессы свидетельствуют
о возникновении новых закономерностей,
механизмов и проблем общественного развития,
вызванных глобальными изменениями.
Большинство социологов
сегодня соглашаются с тем,
что предметом изучения должны
явиться социальные общности, которые
в зависимости от характера
организации могут трактоваться
и как глобальное (мировое) сообщество,
и как общество в его традиционном
смысле (т.е. как национальное
сообщество), и как микросообщество
(социальная группа, секта, клан и т.д.).
Функции социологии как науки
могут быть сведены к следующему:
1. Познавательная функция,
имеющая своей целью и содержанием
изучение общества и понимание
его структуры, особенностей взаимодействия
в обществе различных индивидов
и их групп. Она позволяет
ответить на вопрос: «Каково общество,
в котором мы живем?»
2. Концептуально-описательная
функция, предоставляющая исследователю
и изучающему социологию определенную
систему теорий, понятий и категорий,
а также правил описания, отражающих
особенности социальной реальности.
Она позволяет ответить на
вопрос «Что и как делается
в обществе?»
3. Оценочная функция, т.
е. осуществление оценки того,
соответствует или нет то или
иное общество, существующие в
ней социальные организации и
институты, права и нормы ожиданиям
индивидов и социальных групп, их нуждам
и потребностям и целям. Она отвечает на
вопрос: «Справедливо или несправедливо
наше общество, демократично оно или нет?»
4. Объясняющая функция,
дающая научное объяснение социальным
явлениям, событиям и процессам
на основе выявленных фактов,
тенденций и закономерностей.
Она позволяет ответить на
вопрос «Почему в нашем обществе
происходит именно так, а не
иначе?»