Объекты и субъекты социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:58, реферат

Описание

Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является субъектом социальной работы и кто является объектом.

Содержание

Введение……..………………………………………………….………………………………………..2
Глава 1. Основная характеристика субъектов и объектов социальной работы.
1.1. Социальная работа – ее сущность……………………………………………………………...3
1.2. Объекты социальной работы…………………………………………………………………….4
1.3. Субъекты социальной работы……………………………………………………………...……9
Глава 2. Одинокие люди как объект социальной работы…………………………………...….15
Заключение................................................................................................................................20
Список литературы……………………..………………………………………………….................21

Работа состоит из  1 файл

оглав, текст.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, известны. В  начале  90-х  годов  начала  развиваться система нестационарного социального обслуживания. К организации  нового вида деятельности – социальной работы и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе. В  1994  году  Правительством  Российской  Федерации провозглашаются основные  направления  деятельности  в области  социальной  политики.

Среди  мер  в   области  поддержки  и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев  населения  предполагается  улучшение пенсионного обеспечения (индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары),  увеличение  помощи  семьям  с детьми,  малообеспеченным, инвалидам.   Большое место отводилось социальному обслуживанию населения. В 1995 году выходит целый пакет  Федеральных Законов: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный Закон «О ветеранах», Федеральный закон     «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР»,   Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».   Они стали основой законодательной базы  в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными   и   муниципальными     учреждениями социального обслуживания.  Среди них такие виды помощи, как   материально-бытовые,   санитарно-гигиенические, социально-медицинские, консультативные,  социально-патронажные на дому и др. Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

С принятием концепции развития социального обслуживания населения в Российской   Федерации   4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.   В ее основу была   положена  забота государства, «включающая как устранение  причин,  препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня   благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Б) Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в г.Москве.

В системе государственного управления особое место занимают  проблемы местных  органов  власти,  органов местного саморегулирования. Главной же задачей местных органов власти является проведение постоянной, планомерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллектуального,  творческого   потенциала  и обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.

Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны.

Но с другой стороны, жизнь  доказала необходимость повышения самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты населения.

Государственные структуры  власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.

Несомненный практический интерес  для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг. Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%.

Учитывая мнение населения  префектурой внесены значительные коррективы в Программу социальной защиты населения, реализуемую за счет внебюджетных источников.

Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.

В) Специалист по социальной работе как субъект.

Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.

Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение, что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что она не имеет предмета научного познания.

Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных работников, число сторонников признания социальной работы как новой профессии, увеличилось.

В 1947 году Линдерман (США)  обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия.

Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих социальную работу как профессию: вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная база знаний.

Социальные работники  отличаются прежде всего своим когнитивным  опытом, стремлением помочь своим клиентам. Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную

социальную  работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими пациентами. Эти люди работают, руководствуясь научными принципами (специализированное умение, техника работы).

Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;

устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений, происходящих в семье, демографических процессах. Если раньше семья  практически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции. Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике. Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

«Наша работа не только, а  может быть, и не столько профессия… это – судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.

Г) Роль общественных и благотворительных организаций как субъектов социальной работы.

Поначалу благотворительная  и общественная деятельность в нашей  стране проходила в условиях правового вакуума. Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

был принят Государственной  Думой. Значение закона – в признании государством эти организаций как особо социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем.

Наиболее многочисленны  среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан.

Переход от исключительно  государственной системы социальной защиты к смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и должен гарантировать подлинную защиту граждан.

И все же, учитывая объектно-субъектный характер  социальной работы, важнейшим субъектом является человек, который при квалифицированной помощи социального работника, может найти в себе внутренние потенциалы для помощи самому себе.

 

ГЛАВА 2

ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

В нашей стране, как и  во всем мире, в последнее десятилетие  наблюдается значительное увеличение численности одиноких пожилых людей. Это вытекает из увеличения численности пожилых людей вообще. Тенденция к росту численности престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых технологий социальной работы с ними.

Народонаселение планеты  стареет. Причем довольно быстрыми, вызывающими тревогу темпами. Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек. В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.

Одинокие люди являются важнейшим  объектом социальной работы. Уже говорилось о негативных последствиях социальных, экономических изменений в период рыночных отношений для личности. Характерным проявлением этих последствий становится одиночество человека, которое охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество, в известной мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает вопрос о необходимости лечения такого одиночества.

Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках  терапии одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем принципам:

1) изучение индивида в среде;

2) понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса;

3) учет социокультурных факторов формирования индивида.

Профилактика одиночества  тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.

Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают  нашу сегодняшнюю разобщенность.

Фактор «личной автономии». Цивилизация, к которой мы принадлежим, формирует у каждого представление о его собственном «Я» как о чем-то отдельном и самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро чувствовать кровную и духовную связь с предками.

Фактор урбанизации –  распадается на несколько моментов. Возьмем два из них. Первый- повышение уровня благосостояния людей.  Пожилые люди иногда по-доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир. Забываются трудности, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки.… Второй момент – избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах. Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.

Фактор массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (радио,телевидение) представляют возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают , что этого вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется периодическое обновление круга собеседников.

Информация о работе Объекты и субъекты социальной работы