Образ начальника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание

необходимо решить следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы изучение образа хорошего начальника;
- рассмотреть «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований;
- изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника 5
1.1. Изучение личности руководителя 5
1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными 11
Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований 16
2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными 16
2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации 19
Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника» 25
3.1. Программа социологического исследования 25
3.2. Анализ полученных данных 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Образ хорошего начальника.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

     Руководители-женщины  в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно  привести немало примеров того, как  великолепно руководители-женщины  справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где  только руководитель-женщина имеет шансы на успех. Например, предприятия, где работают в основном женщины (ткацкие, трикотажные и др.), ведь управление женским коллективом имеет свою непростую специфику. На основании проведённых исследований в Российской Федерации можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. Руководящая работа, которой они поглощены полностью, восполняет в известной мере неполноту личной жизни. Мужчины, работающие под их непосредственным руководством, часто не понимают мотивы их решений и отношений.

     В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями) и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.

     Результаты  социологического опроса, направленного  на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью.

     При этом считается, что руководители-мужчины обладают большей компетентностью в решении групповой задачи, а также стремлением доминировать в группе в силу наличия определённого культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.

     Процесс развития личности характеризуется динамичностью и гетерохронностью. Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям.

     В результате проведённых исследований были получены следующие оценки руководителей  разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие  оценки, полученные руководителями этого  возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Ш.

     Поэтому довольно высокая активность начальника цеха этой возрастной категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя.

     Их  более молодые (31 - 40 лет) и старшие  коллеги (51 – 60 лет) оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие:

     1. для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.

     Влияние на восприятие молодых управленцев  работниками оказывают социальные стереотипы прошлых лет, которые  не связывают успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание опыта и молодости (т.е. энергии, активности), с ними связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия многое».

     2. для возрастной группы 51 – 60 лет:  снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте (51-60 лет) физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.

     Исходя  из проведённых исследований и приведённых  выше примеров можно сделать вывод  о том, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными.

2.2. Особенности «Образа  хорошего начальника»  в 2000-е гг. в Российской Федерации

 

     Центр региональных и муниципальных исследований провело исследование «Образ хорошего начальника.

       «Каким должен быть идеальный руководитель сегодня?» - такой вопрос задавали жителям Российской Федерации в разных регионах интервьюеры Центра исследований.

     Почти половина респондентов (45%) на первое место среди характеристик идеального руководителя поставили интеллигентность. Затем, с небольшим отставанием, следуют набравшие примерно одинаковое число голосов, такие качества как демократичность (38%) и авторитарность (37%).

     Интересно, что если попробовать воспользоваться  толковым словарем русского языка Ожегова  – Шведовой, то идеальный руководитель должен быть человеком умственного  труда, обладающим образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры («интеллигентный»), простой и доступный в общении («демократичный»), но, в то же время требовать беспрекословного подчинения («авторитарный»).

     Деспотичным видят идеального руководителя 17% респондентов, либеральным – 11%, и на последнем месте, с 10 процентами голосов, руководитель - комиссар.

     Среди социальных групп, интеллигентность руководителя более высоко ценят женщины (48%), работник сферы услуг (49%) и респонденты  в возрасте от 35 до 44 лет (51%). Такую  характеристику, как  демократичность чаще называли опять же женщины (40%), учащиеся и студенты (46%) и молодежь в возрасте до 25 лет (44%).  Авторитарность руководителя нашла наибольшую поддержку у респондентов в возрасте от 25 до 34 лет – 45%.

       «Кого Вы могли бы назвать самыми выдающимися личностями в истории России?» - такой вопрос задавали интервьюеры Центра исследований.

     Большинство (41%) респондентов назвали Александра Пушкина. Причем великий русский поэт оказался не одинок в этом своеобразном рейтинге: новгородцы часто называли и других деятелей культуры. Так Михаил Лермонтов занял 10-е место (13%), Лев Толстой – 14-е (9%). Федор Достоевский, Сергей Есенин и Николай Некрасов поделили 16-18 места – по 7%.

     На  втором же и третьем местах расположились  политический фигуры российской истории: Петр I (37% голосов) и Владимир Ленин (34%). Причем сразу за ними идет Юрий Гагарин – 24% жителей области назвали его фамилию, как одного из самых выдающихся людей. Называли респонденты и Иосифа Сталина (20%), и Екатерину II (8%), и действующего Президента Владимира Путина (18%).

     Значительное  место в этом списке занимают российские полководцы: Георгий Жуков (22%), Михаил Кутузов и Александр Суворов (по 12%), Александр Невский (5%). Всего же новгородцы назвали более 100 фамилий тех, кого они считают выдающимися людьми. Среди них есть былинный Садко и Сергей Радонежский, Владимир Высоцкий и Майя Плисецкая.

     Среди различных групп населения отметим, что первое место А.С. Пушкина  во многом определили женщины –  они отдали ему 52% голосов. Явным лидером же у мужчин стал Петр Первый – 46%.  Также можно выделить, что очень мало (всего 2%) респондентов в возрасте от 18 до 25 лет называли В.И. Ленина. В тоже время молодежь чаще выделяла писателей и деятелей науки. Отметим и то, что Ленин и Сталин были наиболее популярны не только у пожилых новгородцев (38% и 28% соответственно), но и у респондентов с начальным и неполным средним образованием (36% и 27%).

     Вопрос  какой нам нужен руководитель (царь, начальник и  т.д.) был актуальным для русского человека во все времена. Трансформация портрета лидера происходит постоянно и зависит от многого: политическая ситуация в стране, состояние ЖКХ в отдельно взятом муниципальном образовании, информация из СМИ.

     МНОУ  регулярно отслеживает настроения жителей РФ по вопросу важнейших на данный момент характеристик руководителя, гражданина. Результаты исследования, проведенного в 2003 году показали, что современный руководитель, по мнению жителей РФ  прежде всего должен быть близок простому человеку (этот вариант выбрали 38% опрошенных), также он должен обладать справедливостью (30%) и быть патриотом России (27%). Интересно, что вариант «справедливый» выбирали чаще женщины; мужчины, в свою очередь, считают, что современный руководитель должен быть решительным и смелым.

     Сочетание смелости, решительности с умением  справляться с конкурентами приветствуется у работников бюджетной сферы. Респонденты  старшего поколения, наоборот, исключают  из портрета политического лидера такие  «рыночные» характеристики как хитрость и умение справляться с конкурентами. Самая младшая возрастная группа, куда входят учащиеся и студенты, считает, что политический лидер должен обладать незаурядными организаторскими способностями, но при этом нежелательно, чтобы он жестко проводил свою линию.

     В ходе анализа результатов замечено, что портрет политического лидера кардинально меняется в зависимости  от уровня дохода респондентов. Например: выбор характеристики «быть близким  простому человеку» уменьшается  с 45% в группе с уровнем дохода до 500 рублей до 24% в группе с доходом более 4000 рублей на одного члена семьи. А характеристика «знания, интеллект» с максимального значения 42%, в группе с доходом более 4000 рублей, снижается до 21% в группе с доходами до 500 рублей.

     Относительную солидарность респонденты всех уровней доходов проявили во мнении о том, что политический лидер «должен быть патриотом России», и в целом портрет политического лидера напоминает портрет просвещенного монарха.

     С 1998 года МНОУ участвует в работе «Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». В рамках этого проекта молодые, перспективные люди, уже обладающие опытом управления, проходят обучение с последующей зарубежной стажировкой. Для того, чтобы стать участником программы, им необходимо пройти конкурсный отбор, в том числе и психологическое тестирование. Каков же психологический портрет менеджера 2002 года?

     Первое, что можно отметить, молодые управленцы не являются ярко выраженными лидерами, хотя лидерские характеристики у них немного выше средних. Несколько выросло за последние 4 годы значение фактора самоуверенности, упрямства, авторитарности. То есть молодежь стала больше предпочитать собственные решения. Причем принимаются эти решения чаще всего хладнокровно и уверенно. Однако на этом фоне зависимость от группового давления и социального одобрения сохраняется. То есть, часто принимая единоличные решения, менеджеры все равно стремятся получить их ободрение в глазах коллег.

     Среди особенностей социальных контактов у сегодняшних управленцев не произошло значимых изменений. Так же, как и раньше, им свойственная открытость, общительность, готовность к сотрудничеству, активность в установлении контактов. Некоторое смещение за последние годы  произошло от осторожности и рассудительности в деловых отношениях в сторону импульсивности и даже беспечности. По-прежнему, характерной чертой для успешных менеджеров остается умение легко ладить с людьми. Причем для тех, кто многого достиг на управленческом поприще, важными характеристиками были и остаются благожелательность и доверие к своим сотрудникам.

     Стабильными остаются и психологические особенности  процесса мышления руководителей. По-прежнему, успешный менеджер скорее предпочтет прямолинейное, чем сложное решение. Для него характерна сообразительность, способность критически анализировать ситуацию. Однако нужно отметить и некоторое смещение в сторону практичности за счет снижения творческого потенциала. Таким образом, проявляется тенденция перехода от времени экспериментов в бизнесе к применению сложившихся технологий.

Информация о работе Образ начальника