Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:51, реферат

Описание

Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека, нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному бытию, последнее нарастает на биологическом бытии как на своем базисе. Именно эта самоочевидность предшествования биологического социальному послужила прецедентом для широкого распространения практики лечения социальных болезней исключительно биохимическими и технологическими средствами. Проиллюстрируем это на примере таких отклонений социального поведения как агрессивность и насилие.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.72 Кб (Скачать документ)

В настоящее время существуют две  основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается  на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого  аспекта понимания личности (он имеет  большое значение в современной  прикладной социологии) он не позволяет  раскрыть внутренний, глубинный мир  человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно  выражает его действительную сущность.

Более глубокая интерпретация понятия  личности раскрывает ее уже не в  функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных  действий в рамках социума и внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект  познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личность есть обладающий самосознанием  и мировоззрением человек, достигший  понимания своих социальных функций, Своего места в мире, осмысливающий  себя как субъект исторического  творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой — в грядущее. Личностные качества человека есть производные  от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит его жизнь — индивидуальная и социальная.

Чтобы проиллюстрировать зависимость  личностного становления человека от развитости его самосознания и  окружающего его социума, мысленно заглянем в глубь веков. Когда появляется личность в философском понимании этого слова? Вместе с появлением человека как биологического вида? Нет. Наш отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной среды и на начальных стадиях формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность. В нем лишь «проклевывается» личность, он еще должен стать ею. Если же нарушаются социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.

Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится; более того, даже при частичном  ущемлении или биологического, или  социального начала в человеке эта  деформация сразу же скажется на личности.

Вместе с тем личность не сводится ни к ее телесным, антропологическим, особенностям, ни к ее многообразным  социальным функциям. Личность — это  замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть ее атрибуты. С другой стороны, и  биологическое,  и социальное играют равноправно решающие роли в генезисе личности.

Что составляет личность отдельных  людей, которых мы знаем как представителей различных сфер деятельности — писателя, продавца, врача, землекопа, конторщика? Что составляет ту внутреннюю душевную храмину, которая закрыта для  людей, но открыта для Бога? Таким  вопросом задается С.Н. Булгаков. На него можно ответить так: этой внутренней духовной стихией является прежде всего мировоззрение, понимаемое в самом широком смысле этого слова: чем живет человек, что он считает для себя самым святым и дорогим, как он живет, как служит своей святыне. Узнать человека как личность — значит узнать основные изгибы его душевного состояния, «паутину» его мыслей, чувств, желаний и надежд, его ценностные ориентации, его веру и убеждения.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь вызывает необходимость развития способности самооценки на основе развития самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей специфика.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических  задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно представляет собой как бы внутреннюю основу личности, ставшую феноменом психики, определяющую характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способе соотнесения своих интересов с общественными, уровне притязаний. Я — это основа формирования убеждений, ценностных ориентации, словом, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д.

Сравнительно с личностью чистое Я представляет гораздо более сложный предмет для исследования. Я есть то, что в каждую данную минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых реальностей. Другими словами, чистое Я есть мыслящий субъект, высшая самость нашего едино-цельного духа. Душа, дух, трансцендентное Я — вот разнородные названия для этого субъекта мысли и воли. Личность становится личностью только при наличии в ней самосознающего Я. Можно сказать, Я — это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.

Границы личности значительно шире границ не только тела человека, но и  его духовного мира. Границы личности можно уподобить кругам, расходящимся на воде от какого-либо центра: ближайшие  круги — это плоды созидания, близкие люди, личная собственность, друзья (они ведь — зеркало нашей  сущности). Уходящие вдаль круги  вливаются в море социума и  далее в бездну Космоса.

Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я  — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой  то, каким индивид видит себя в  настоящем, будущем, каким он хотел  бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. При этом личность оценивает  себя и непосредственно, и опосредованно  — через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает других, и вы узнаете его самооценку: оценка других — это своего рода зеркало  самооценки. Процесс соотнесения  образа Я с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, т.е. для постоянного процесса совершенствования, развития. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством  личности, ее духовным стержнем выступает  мировоззрение. Оно являет собой  привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек  вопрошает себя: кто я? зачем я  явился в этот мир? в чем смысл  моей жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или  нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь  в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение —  это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир, это воззрение  на мир, выход в него.

Одновременно с формированием  мировоззрения складывается и характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его активность. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность».

Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко  приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует  самому себе, этическому императиву своей  личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это  наносит непоправимый ущерб цельности  его личности. Люди по-разному реагируют  на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального  насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко  интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности  совершать то, что диктует сокровенный смысл Я. Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.

Таким образом, личность — это мера цельности человека: без внутренней цельности нет личности.

 

Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека

 

Уникальность человека проявляется  уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в нем  не только родовую сущность, но и  уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих Индивидуальностей поразительно, уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.

Что же представляет собой человеческая уникальность?

Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся  в этих условиях деятельность личности формируют социально-психологическую  уникальность человека, его индивидуальность. Но индивидуальность есть не некая  сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в  действительности неразложим на составляющие: человек не может по своему произволу  оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, он всегда обременен  багажом своей биографии. Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я — индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она — это самая устойчивая основа, а как частный случай — инвариант и одна из основ (другая основа — социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его — душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в  силу каких-то причин все люди в нем  оказались бы на одно лицо, со штампованными  мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?

Разнообразие индивидуальностей  — существенное условие и форма  проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная  потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Всю свою жизнь я наблюдаю и размышляю  о природе человека и должен признаться, что невозможно узнать о ней все: сколько ее ни изучай, рано или поздно непременно убедишься в том, что  человек — это великая тайна  и для других, и для самого себя. С ней он родится и живет  до конца дней своих, унося в мир  иной свою тайну, особенно тайну своей  души, своего сознания и разума.

Говоря о загадочной человеческой личности, ее непроницаемости для  раскрытия всей полноты ее сущности, мы не должны впадать в крайность  антропологического агностицизма. Мы ведь пока рассмотрели проблемы человека, личности в общих чертах. А тайна личности далеко не ограничивается тем, что нами сказано. Она пребывает в глубинах духовного мира, в душе, психике, сознании человека. Рассматривая их, мы слегка приподнимаем завесу над тайной человека.


Информация о работе Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство