Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:51, реферат

Описание

Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека, нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному бытию, последнее нарастает на биологическом бытии как на своем базисе. Именно эта самоочевидность предшествования биологического социальному послужила прецедентом для широкого распространения практики лечения социальных болезней исключительно биохимическими и технологическими средствами. Проиллюстрируем это на примере таких отклонений социального поведения как агрессивность и насилие.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.72 Кб (Скачать документ)

Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство.

"Человек - это мир человека, государство, общество", - писал  К. Маркс. 

 Человек формирует свое отношение  к своей телесности, к природе  к космическим объектам, к продуктам  своего труда - товарам, но он  осознает все эти отношения  как человек лишь при условии,  что все эти отношения рассматривает  чрез призму своего отношения  к другим людям, к обществу.

 Человек - существо общественное. Поэтому все его многочисленные  проявления бытия - биологическое,  духовное, все его отношения к  окружающему миру - обретают свою  значимость и смысл, а, следовательно,  и прерогативы своего бытия,  если они соответствуют таким  фундаментальным нормам общественного  бытия как право, истина, справедливость, красота. Именно так я понимаю  определение Марксом сущности  человека как совокупности всех  общественных отношений - это  не означает, что человек есть  синтез экономических, политических, нравственных и других отношений  как таковых, хотя в таком  толковании есть большая доля  истины. Более глубокое видение  этого определения сущности человека  состоит в необходимости рассмотрения  всех других форм бытия человека  через призму его общественного  бытия. 

 Рассматривая субстратную предпосылку  индивидуального бытия человека, нетрудно убедиться, что биологическое  бытие предшествует общественному  бытию, последнее нарастает на  биологическом бытии как на  своем базисе. Именно эта самоочевидность  предшествования биологического  социальному послужила прецедентом для широкого распространения практики лечения социальных болезней исключительно биохимическими и технологическими средствами. Проиллюстрируем это на примере таких отклонений социального поведения как агрессивность и насилие. В Нидерландах нашли семью, где склонность к агрессии и насилию передается из поколения в поколение, причем эта склонность выявлена только у мужчин. У мужчин этой семьи выявлены наследственные нарушения в производстве и метаболизме катахоламина и серотонина - важнейших гормонов, ответственных за перенос сигналов в мозг от нейрона к нейрону. Признав возможность лечения этой склонности биохимическими методами (кстати сказать, лечение биотехническими средствами душевнобольных - чуть ли не единственный метод, применяемый во всех психиатрических больницах России), американское правительство предполагает выделить на программу соответствующих исследований по 50 млн. долларов в год. Но как эта акция оценивается с позиции гуманизма и этики?

 Деятельность - не только синтез  элементов структуры и диалектическое  единство материального и духовного,  бытия и сознания. Это - субстанция  бытия человека. Поэтому деятельностный подход к человеку - это субстанциональный подход, снимающий противоположность бытия и сознания.

 Деятельность - звено, связующее  родовую сущность человека с  его индивидуальным эмпирическим  бытием. Те жизненные коллизии  и противоречия, которые так часто  встречаются в индивидуальной  жизни, возникают в результате  дисгармонии цели и средства, ибо, как писал Маркс, "цель, для которой требуются неправые  средства, не есть правая цель".

 Поведение - отношение между  субъектами (коммуникативная деятельность, по Когану) отличается размытостью  структуры. Это - не действие, а  взаимодействие "по поводу", не  затрачивающее глубинных основ  деятельности. Это квазисоциальная форма деятельности. Это собственно и не деятельность, а отношение между людьми в процессе деятельности, рассматриваемое через призму правовых и нравственных норм.

 В исторически изменяющихся  типах материальной и духовной  культуры изменяются виды деятельности, ускоренными темпами совершенствуются  средства деятельности, но остается  неизменным функциональное предназначение (логика) элементов структуры деятельности. Так, независимо от того передвигается  человек на осле или на сверхзвуковом  самолете, и осел, и сверхзвуковой  самолет остаются средством передвижения. Будет ли шахтер добывать уголь  при помощи отбойного молотка  или угольного комбайна, добытый  уголь всегда будет результатом  труда шахтера, а лава угля  в забое - предметом его труда.  В силу этого структура деятельности  относится к видам деятельности  как субстанция к модусам. Многообразие  видов деятельности возможно представить как модификации формально однотипной структуры деятельности, как эмпирический и логический уровни анализа.

 Тогда, как вид деятельности - вполне определенный факт бытия человека, обозначающий переход бытия человека в бытие личности (в этом состоит глубокий философский смысл определения М. С. Каганом личности как "персонифицированной социальной деятельности")27 логическая структура акта деятельности - всеобщий методологический принцип, свободный от психологических и социальных "примесей", применяемый для исключительно философского анализа сущности человека.

 Если вид деятельности есть  эмпирическая, а посему и относительная  реальность для себя бытия  человека, структура деятельности - абсолютная реальность бытия  человека как рода.

 Резюмируя сказанное об общественном  бытии человека, можно сделать  следующий вывод: общественное  бытие человека есть жизнь  человека в обществе. Стержнем  общественного бытия, его субстанцией  является человеческая деятельность. Общественные отношения - это  социальная форма общественного  бытия. Единство деятельности  и общественных отношений образуют  способ общественного бытия человека. Как не бывает деятельности  вне общественных отношений, также  не бывает общественных отношений  вне деятельности. Общественные  отношения деятельностны, а деятельность всегда и исключительно социальная деятельность.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием  новых, качественно специфических  простран¬ственно-временных структур.

Пространственные структуры, характеризующие  общественную жизнь, не сводятся ни к  пространству неживой природы, ни к  био¬логическому пространству. Здесь возникает и исторически разви¬вается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функцио¬нально расчленено на ряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного  обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных  циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное про¬странство природы с точки зрения природных свойств не разли¬чаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального простран¬ства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древ¬них мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядочен¬ного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное раз¬личие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

Привычные нашему здравому смыслу представления  о про¬странстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность простран¬ства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный — мир «чистых сущностей».

Чтобы понять особую природу социального  пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организа¬ция обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой  изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое пред¬ставлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных об¬ществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.

Идея направленности времени и  ориентация на будущее воз¬никли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталисти-ческая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в боль¬шей мере это ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.

Таким образом, социально-историческое время течет неравно¬мерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественно¬го прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преоб¬разований это ускорение, своеобразное спрессовывание историче¬ского времени, его насыщение социально значимыми историче¬скими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож¬ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз¬личных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры  на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и  развития как важ-ного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.

Мы проанализировали проблему бытия  в ее сущности, в динамике развития сущего. Из самого его определения  следует, что высшее звено в цепи развивающегося бытия (на уровне живых  систем планеты) — человек. Он являет собой особый феномен. Вот почему мы вполне логично посвящаем эту  тему рассмотрению именно человека как  высшего звена в цепи земных живых  систем. Один древний мудрец сказал, что для человека нет более  интересного объекта, чем сам  человек.

Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой  философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что  стало одним из основных мировоззренческих  и методологических принципов науки, философии и политики демократических  государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и  к которому все должно возвращаться. Фирдоуси писал:

Информация о работе Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство