Общественное мнение как социальный институт2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат

Описание

Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей. Оно органически связано с понятием общественности. В социологическом понимании общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни. По мнению С.С. Фролова, понятие «общественность» используется социологами в двух различных смыслах:
1) рассеянное в пространстве множество людей

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 25.25 Кб (Скачать документ)

. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ  КАК СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ 

Г. Спенсер был  одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли [5]. Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших  сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры  и порядок в обществе, так как  они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и  делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость  поведения человека. Благодаря социальным институтам люди также имеют все  основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность  будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне. 

Совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения  в соответствии с этими правилами, — это социальный институт [5]. 

1.1 ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ  И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ 

Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей. Оно органически  связано с понятием общественности. В социологическом понимании  общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам  социальной жизни. По мнению С.С. Фролова, понятие «общественность» используется социологами в двух различных  смыслах: 

1) рассеянное в  пространстве множество людей,  обладающих сходными интересами  в отношении некоторого объекта,  например, общественность, поддерживающая  политическое движение или партию; 

2) множество людей,  разделенных между собой по  признаку отношения к определенному  событию социальной жизни, способных  оценивать это событие, влиять  в известных пределах на его  ход и обсуждать его последствия  [8]. 

Общественность как  единое целое существует благодаря  наличию такого явления, как социальная коммуникация [3]. Свободная циркуляция информации и распространение ее системой СМИ позволяют каждому  конкретному индивиду формировать  собственное мнение по поводу происходящих в обществе событий, а также ориентироваться  на реальных и потенциальных единомышленников, находить себе референтную группу, с мнением которой он чувствует себя солидарным. 

 Общественное  мнение – это общее мнение  людей (практичеки) всего общества или его подавляющего большинства, а не отдельных групп. Общественное мнение – это социальный институт общества. Обычно считается, что общественное мнение может выражаться на совещательном уровне. 

 В частном смысле  – это совокупность суждений  и оценок, характеризующих консолидированное  отношение массового сознания  к наиболее значимым и актуализированным  проблемам, событиям и фактам  экономики, политики, культуры, общественной  жизни и т.д. 

 Есть позиции,  имеющие чисто буржуазные и  идеалистические корни, определяющие  общественное мнение как мнение  не столько населения, сколько  определенной группы людей, (хотя  это уже, очевидно, мнение группы  людей, а не общественное мнение). Эта позиция обусловлена следующими  причинами. Неосновная причина  связана с тем, что термин  «public» в труде Ж.Г. Тарда «Общественное мнение и толпа», актуализировавшего понимание общественного мнения в современном смысле, означал ту часть общества, которая имеет собственное мнение. Более того, в средние века в Европе феномен общественного мнения существовал только в среде элит, сводился, фактически, к мнению единомышленников. Вторая, главная причина связывается с желанием манипулировать мнением народа, для чего оно сводится к мнению определенной группы контролируемых лиц (например, оппортунистических профсоюзов) [3]. 

 В другом определении,  принятом в социальной философии  Новейшей философии, общественное  мнение – такой социальный  институт общества, который призван  обеспечивать стабильное функционирование  механизма перманентного реагирования  на социально значимые проблемы  и формирования устойчивых стереотипов,  адекватно отражающих реальные  социально-экономические и политические  условия. Механизм перманентного  реагирования заключается (должен  заключаться) в формировании общественных  оценок и вынесении суждений  по социально-значимым проблемам,  а также в коррекции социального  поведения различных слоев общества  и социально-экономического развития [5]. 

Общественное мнение - это совокупность суждений и оценок, выносимых различными группами и  слоями по поводу событий общественной жизни и насущных социальных проблем. Именно в общественном мнении проявляется  социальная активность большинства  населения, прямо не задействованного в политическом и законодательном  процессах. Общественное мнение выражается в массовом одобрении или осуждении  определенных действий и поступков. Чем больше в обществе процент  населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, гражданственностью, тем сильнее  и эффективнее общественное мнение. 

Развитое общество обладает соответствующими институциональными структурами, функционирующими в качестве узаконенных каналов выражения  общественного мнения. К таким  каналам относятся выборы органов  власти, разделение властей, наличие  гарантированных гражданских свобод, в частности, свободы избирательного права, свободы слова, печати, собраний, совести, участие масс в законодательном  процессе путем проведения референдумов, деятельность средств массовой информации и т.д. 

Видный российский правовед В.В. Лапаева, определяя общественное мнение как «состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам», справедливо подчеркивает тем самым, что об общественном мнении как социальном институте вообще может идти речь только применительно к тому обществу, где обеспечена полнота и свобода его открытого выражения [4]. То есть наличие общественного мнения - это качественная характеристика уровня общественного сознания и социальных отношений в целом. Согласно такой точке зрения, общественное мнение как социальный институт существует только в обществе, достигшем состояния гражданского. 

При всей привлекательности  и справедливости такого понимания  общественного мнения представляется все же, что корни и основа его  институционализации в гражданском  обществе кроются в том самом  «народном мнении», о котором  идет речь в приведенной В.В. Лапаевой цитате из поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» [4]. На возможность латентного существования общественного мнения писал еще декабрист М.С. Лунин: «Народ мыслит, несмотря на глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью послушать мнения, которые мешают ему выразить». 

Не стоит считать, что «досовременные» общества в принципе лишены такого явления, как общественное мнение. Оно существует и там, однако его содержание, уровень и формы выражения соответствуют общему уровню социальной организации таких обществ. Кроме того, в таких обществах, как правило, носителями общественного мнения являются узкие социально активные группы населения. 

О существовании  представлений об общественном мнении в античное время говорит тот  факт, что многие философы той эпохи  оперировали сходным понятием «публичного  мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристократии (Платон) или  как мнение арифметического большинства (Протагор) [5]. 

Существует общественное мнение и в современных тоталитарных обществах. Однако и здесь оно  имеет свою специфику. Она заключается  в том, что оно принципиально  не свободно, то есть подвергается систематическому направленному давлению со стороны  идеологизированных средств массовой информации, органов пропаганды, активных носителей тоталитаристских взглядов среди населения. Поэтому в таких обществах общественное мнение превращается в послушное орудие власть имущих и играет в их игру, имитируя свободную и добровольную поддержку массами господствующей политики и идеологии. Например, когда в ходе официальных кампаний по критике того или иного автора или литературного произведения в редакции советских газет и журналов приходили тысячи писем в стиле «Я Пастернака не читал, но считаю...», это, к сожалению, было выражением сформированного пропагандой и взращенного на невежестве масс и цензурных запретах общественного мнения той поры. 

1.2 ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ

Как социальный институт развитого общества общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяют следующие социальные функции общественного мнения [5]: 

1. Оценочная - основная  гносеологическая функция общественного  мнения. Она включает в себя  выражение заинтересованно-ценностного отношения массового социального субъекта к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни. Реализуя эту функцию общественного мнения, субъект выражает свое одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность. 

2. Познавательная - органически связанная с оценочной функция, в силу которой общественное мнение выступает как средство и способ социального познания. 

3. Адаптационная  - это функция общественного мнения, связанная с ролевыми ожиданиями  и реализуемая в процессе социализации. Общественное мнение наряду с  семьей, школой и другими социальными  институтами участвует в социализации, активно формируя у субъекта  стремление выполнять принятые в обществе нормы и правила и оправдывать возложенные на него ролевые ожидания. 

4. Функция культуронаследования основывается на способности общественного мнения к социальной трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры. Общественное мнение служит хранителем и носителем традиционных моральных ценностей, так называемой «народной мудрости», ритуалов и обычаев, предрассудков и стереотипов. 

5. Целеполагающая - функция  общественного мнения, связанная  с его участием в определении  стратегических целей политики  и социального управления. 

6. Консультативная  - функция, выполняемая общественным  мнением в ходе референдумов, когда власть обращается к  нему за советом по поводу  назревших первостепенных социальных, политических, экономических проблем.  На основе анализа советов  общественно го мнения власти  корректируют свои решения и  методы управления. 

7. Управленческая  функция объединяет в себе  регулятивную и номенклатурную  функции. Она состоит в регулятивном  воздействии общественного мнения  на социальные субъекты и процессы. Общественное мнение в своей  регулятивной функции обеспечивает  реализацию определенных норм  социальных отношений [7]. 

Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда имеет отрефлексированный, концептуальный характер и далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма. Массовое сознание - это сложное образование многоуровневой природы, в котором выделяется уровень идеологии и уровень обыденного сознания, где присутствуют и глубоко укоренившиеся классовые, групповые, этнические предрассудки, и привычные мыслительные стереотипы. 

На обыденное сознание людей оказывают влияние разнообразные  слухи, недоразумения, недопонимания. Именно поэтому современная исследовательница  Э. Ноэль-Нойман настаивает на проведении дистинкции между обыденным и общественным мнением. Наконец, массовым сознанием часто успешно манипулируют с помощью специально разрабатываемых технологий подачи информации [6]. 

В силу всех этих факторов общественное мнение имеет далеко не однозначное содержание. Особенно стремительно оно меняется и становится разнородным  и плюралистичным в периоды социальных перемен. Так, в период перестройки и последовавшее за ней десятилетие в массовом сознании россиян произошла настоящая революция. Население получило неограниченный доступ к информации, долгие годы находившейся под официальным запретом; было издано множество книг, о выходе которых ранее невозможно было и помыслить; изменилось до противоположного направление официального идеологического давления. Возникли новые социальные группы со своими ценностными ориентирами и представлениями. 

Однако в то же время значительно актуализировались  таившиеся в коллективном бессознательном  расовые и этнические предрассудки, повысился уровень агрессивности  и настороженности по отношению  к «чужаку», усилилось отчуждение между социальными группами и  слоями по принципу «имущих» и «неимущих». 

Состояние общественного  мнения в современном российском обществе красноречиво характеризует  тот факт, что 50% опрошенных выступают за возвращение смертной казни как высшей меры наказания [3]. Как мы уже отмечали выше, возрос и продолжает расти уровень правового нигилизма, индифферентности по отношению к правовым и политическим проблемам, недоверия к государству и правоохранительным органам. Все это говорит о сложности переживаемого современным российским обществом периода, которая отражается и на состоянии общественного мнения [3]. 

 В основе появления  общественного мнения лежат объективные  интересы. Носителями интересов  выступают, прежде всего, граждане  как частные социальные субъекты, интересы которых образованы  в соответствии с их социальным  и экономическим положением в  обществе и характером деятельности. Но проблема заключается, прежде  всего, в их осознании и выражении.  А для субъектов, наделенных  правомочиями вырабатывать программы  социально-экономического переустройства, проблема заключается в признании  объективности интересов, выраженных  посредством общественного мнения, и правомерности общественных  претензий, готовности увидеть  в общественном мнении не только  «предрассудки» и «бесконечные  заблуждения», но и истину. 

Информация о работе Общественное мнение как социальный институт2