Общественное мнение как социальный институт2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат

Описание

Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей. Оно органически связано с понятием общественности. В социологическом понимании общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни. По мнению С.С. Фролова, понятие «общественность» используется социологами в двух различных смыслах:
1) рассеянное в пространстве множество людей

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 25.25 Кб (Скачать документ)

 В социальной  Новейшей философии определяется, что при определенных условиях  общественное мнение способно  стать институциональным методом  (средством) как для формирования  целей, выработки программ, диагностики  общественных трансформаций и  корректировки реформирующего воздействия,  так и в качестве когнитивного  элемента трансформации социально-экономических  стереотипов общества. Условием  является становление организационных  форм общественного обсуждения  и участия. В этом случае  для общественного мнения значение  имеет публичность высказываний, а конечная цель – воздействие  на политиков. 
 

1.3 НЕЗАВИСИМОСТЬ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 

Развитие и усиление независимого и свободного общественного  мнения возможно только в обществе, институты и структуры которого допускают такое состояние. Полнота  развития независимого общественного  мнения составляет атрибут гражданского общества, в котором социальное управление в значительной степени перерастает  в самоуправление, а социальный контроль - в общественное саморегулирование. 

В гражданском обществе общественное мнение представляет собой  полноценный социальный институт, функция  которого заключается в эффективном  контроле над политической властью, исключающем с ее стороны злоупотребления, нарушения человеческих прав и свобод. Современный социолог У. Бек пишет  по этому поводу: «Один из последних  шагов на этом пути - правовая защита и содержательное наполнение свободы  печати, которая в сочетании со СМИ (газетами, радио и телевидением) и новыми техническими возможностями  создает многообразно дифференцированные формы общественного мнения. Даже если эти последние отнюдь не преследуют благородных целей просвещения... и, возможно, порождают или усиливают безмолвность, неконтактность, даже глупость, то все же остается фактическая или потенциальная контрольная функция, которую управляемое СМИ общественное мнение исполняет относительно политических решений» [1]. 

Важнейшим отличием общественного мнения от других социальных феноменов является отсутствие естественного  механизма самообнаружения, поскольку упоминавшиеся выше каналы его выражения зачастую подконтрольны определенным социальным силам и служат объектами манипулирования с их стороны. Для того чтобы узнать и тем более подвергнуть исследованию подлинное мнение масс населения, существуют специальные методики социологических опросов. 

Кроме того, как пишет  В.Ф. Костюкевич, «общественное мнение» как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории впервые введший это понятие в научный оборот Вернер Гейзенберг. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы обычно называемого общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста [5]. 

Поэтому трудно сказать, что все же это такое - общественное мнение: мнение ли это конкретных и  реальных людей, представляющих тот  или иной социальный слой или субкультуру, или же это некая абстракция, полученная в результате обобщения их высказываний. Ответы одних и тех же людей  на одни и те же вопросы социологических  исследований могут меняться под  влиянием изменений в формулировке вопросов, тона опрашивающего, настроения опрашиваемого и т.д. 

 Обычно для  общественного мнения значение  имеет проводимая в отношении  него государственная политика (но  не следует скидывать со счетов  интересы и других государств), конечная цель которой – воздействие на общество. 

 Ближе всех  к пониманию истинной природы  общественного мнения был Гегель, который разглядел нравственные  основы общественного мнения  и увидел в нем не столько  «предрассудки» и «бесконечные  заблуждения», сколько истину его  содержания. В общественное мнение, по Гегелю, входят «принципы справедливости, подлинное содержание и результат  всего государственного строя,  законодательства и вообще общего  состояния дел в форме человеческого  здравого смысла...». Он трактует  общественное мнение как «всеобщее,  субстанциальное и истинное»,  которое отражает «правильные  тенденции действительности» и  «связано в нем со своей  противоположностью, со стоящим  само по себе своеобразным  и особенным мнением многих»  [2]. 

Для снижения уровня неопределенности в исследовании общественного  мнения существует ряд параметров, позволяющих осуществлять процедуру  его измерения. К таким параметрам относятся: 

— направленность общественного  мнения - преобладающая в ответах  оценка того или иного социального  явления, события, политического решения  и т.д.; 

— интенсивность - показатель твердости и определенности выражения  общественного мнения. Интенсивность  проявляется в особенностях формулировки, которая может обладать определенной степенью уклончивости, а может быть жесткой и не допускающей толкований; 

— степень интеграции - показатель единства общественного  мнения, которое может быть почти  единодушным, а может характеризоваться  значительной расщепленностью, наличием глубоких разногласий [3]. 

Разработка специальных  социологических вопросников для  выявления общественного мнения предполагает учет всех особенностей аудитории. В первую очередь необходимо учитывать, что общественное мнение - это собирательный результат  ответов представителей самых разных социальных и статусных групп, этносов, половозрастных категорий, которые  могут и обычно имеют различные, часто даже противоположные и  взаимоисключающие мнения по многим вопросам. Поэтому вопросники составляются так, чтобы в выборку попали в  соответствующих пропорциях представители  всех классов и социальных групп. Кроме того, состав возможных ответов  должен быть как можно более полным, то есть следует включать все предполагаемые варианты. 

Будучи комплексным  социальным явлением, общественное мнение обладает собственной структурой, которую  можно в целом описать как  заинтересованное оценочно-ценностное отношение субъекта к объекту. В  структуре общественного мнения можно выделить три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. С точки зрения практической реализации, общественное мнение имеет два структурных  аспекта: общественная оценка (суждение) и общественная воля. 

2. ФОРМИРОВАНИЕ И  ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Основной проверяемой  гипотезой является то, что СМИ  играют особую роль в формировании общественного мнения и для общественного  мнения значение имеет проводимая в  отношении него государственная  политика. Как пишут многие исследователи, например [5, 7], любой современный  политический режим, даже самый репрессивный стремится создать иллюзию включенности общественного мнения в реальные процессы принятия властных решений, старается  заигрывать с ним. Соответственно, возникает проблема максимально объективной оценки характера взаимоотношений власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов.

Информация о работе Общественное мнение как социальный институт2