Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:09, реферат
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
введение
Объект и предмет социологии
Понятие «общество».
Возникновение общества
Общественное развитие К.Маркса
Социальная структура общества
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Толчком
к исследованию социальных вопросов
послужило развитие производства. Используя
естественные ресурсы, расширяя таким
путем сферу производства, люди столкнулись
с ограниченностью этих ресурсов, в результате
чего единственным способом увеличения
производительности стало рациональное
использование рабочей силы, или, другими
словами, людей, занятых в производстве
материальных благ. Если в начале XIX в.
производители служили дополнением к
ресурсам и механизмам, и только механизмы
надо было изобретать и совершенствовать,
то в середине века стало очевидным, что
сложной техникой могут управлять лишь
грамотные, заинтересованные в своей деятельности
люди. Кроме того, усложнение всех сфер
жизнедеятельности людей поставило проблемы
осуществления взаимодействия между ними,
управления этими взаимодействиями и
создания социального порядка в обществе.
Когда эти проблемы были осознаны и поставлены,
возникли предпосылки формирования и
развития науки, изучающей ассоциации
людей, их поведение в этих ассоциациях,
а также взаимодействия между людьми и
результаты таких взаимодействий.
Объект и предмет социологии
Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в различии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся. В.А. Ядов считает, что ключевым понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально - профессиональные, этнонациональные и территориальные, государственные общности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа).
Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:
Предмет
любой науки - это не просто некое
явление или процесс
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный порок еще присущ.
Так что же является предметом социологии? По Конту, социология - это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
Сорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной стороны, и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой”.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Задачей
социологической науки является
типологизация социальных систем, исследование
связей и отношений каждого
Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом , социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).
Социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я – теория, изучающая то общее, что присуще всем этим объектам.
Социология
занимает общее, а не частное место среди
общественных и гуманитарных наук, она
дает научно обоснованную об обществе
и его структурах, обеспечивает понимание
законов и закономерностей взаимодействия
его различных структур. Положение социологии
по отношению к специальным общественным
дисциплинам то же самое, что положение
общей биологии по отношению к анатомии,
физиологии, морфологии, систематике и
к другим специальным биологическим отраслям
знания. Положение общей части физики
- к акустике, электронике, учению о свете
и т. д.
Понятие «общество».
В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.
Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. "Толпа" - подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.
У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей - живых "клеточек" общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) - это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения.
Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.
Социальный институт - это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров.
В обществе существуют социальные статусы - социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена. Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они выглядят мягко. В закрытых обществах такая лестница работает жестко и даже внешне выглядит выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий.