Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:10, контрольная работа
Наша первая существенная характеристика дефиниции общества — это «особый тип социальной организации, координирующий и объединяющий людей в границах определенной территории или географического и исторического пространства»1.
Теперь определившись с понятие «общество», мы далее в нашей контрольной работе рассмотрим «общество», как социокультурную систему.
ВВЕДЕНИЕ………………………..2
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ…………..3
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………….4
3. МАКРОСОЦИЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, И Х СВЯЗЬ И ВЗАИМОБМЕН……………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................15
Тема: Общество как социокультурная система
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем приступить к исследованию того или иного предмета, нужно сначала определится в его точным понимании. Понятие общества в течение многих лет остается предметом острых дискуссий среди социологов. Тем не менее подавляющее число ученых считают, что не следует отказываться от этого, по сути дела, центрального понятия социологии. Противоположной точки зрения придерживаются представители постмодернистской социологии (точнее, социальной философии), заявляющие о том, что, во-первых, любая дефиниция понятия общества обязательно включает определенный политический подтекст, так как «образ мира» и «картина социальной реальности» навязываются людям господствующим в стране политическим режимом. А во-вторых, по их мнению, понятие общества как некой интегративной целостности якобы утратило всякий смысл в силу усиливающейся тенденции несовпадения интересов индивида и общества, «расколотости», «фрагментарности», «децентрированности» последнего и т.д. От подобных взглядов, популярных среди критически настроенных обществоведов Запада, наверное, не стоит отмахиваться и считать их заблуждением. Они имеют право на существование и дают определенную пищу для размышлений, в том числе и нашему российскому читателю, но все дело в том, что здесь «вместе с водой выплескивается и ребенок». Отказываясь от поисков приемлемого определения и понимания общества, социология автоматически утрачивает предмет своей науки.
Социологический подход к определению понятия «общество» отличается строгостью и систематичностью, предполагает особую аргументацию, в основе которой лежит определенное теоретическое видение социальной действительности. Но теорий в социологии, как мы знаем, чрезвычайно много, поэтому будем опираться на те из них, которые исходят из признания общества как определенной объективности или социальной системы особого рода и представляют его как социальную организацию самого широкого масштаба, но, естественно, имеющую свои территориальные границы, сохраняющую свою социальную и культурную целостность.
Итак, наша первая существенная характеристика
дефиниции общества — это «особый
тип социальной организации, координирующий
и объединяющий людей в границах
определенной территории или географического
и исторического пространства»
Теперь определившись с
При социокультурном анализе
Подобного рода абстрактные расчленения реальных объектов для целей их более глубокого научного познания — не только правомерное, но и весьма распространенное явление. В естественных науках примерами аналитического расчленения могут служить такие взаимосвязанные пары понятий, как «материя» и «энергия» — в физике, «сознание» и «мозг» — в психологии, «наследственность» и «среда» — в биологии, и т.п. В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.
Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни. Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др. Стало быть, термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение.
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Прежде всего обратим внимание на специфику социологического толкования культуры, по сравнению с социально-философским, получившим распространение в отечественной литературе. В рамках социально-философского подхода к анализу культуры обычно выделяется два ее уровня — материальный, куда относятся созданные человеком орудия труда и производства, материально-техническая база общества, и духовный пласт культуры, в который включают достижения человека в области искусства, науки, литературы и др. Философы обычно исследуют духовную сторону культуры, ее взаимосвязь с творчеством человека, деятельностью различных социальных групп, характер взаимосвязи разных культурных форм — науки, религии, морали и др.
Гораздо ближе к социологической
трактовке культуры находится культурологическая
дисциплина. Рассматривая культуру как
систему духовного
В социологическом подходе
Нетрудно заметить, что все три
указанных отличительных
Рассматривая первую особенность, следует обратить внимание на то, что культурные стандарты не только направляют и регулируют поведение людей и коллективов (эти термины не следует понимать в механическом смысле, как некую жесткую детерминацию), но вместе с тем помогают людям организовать свою общественную жизнь.
Итак, можно дать следующее определение:
культура представляет собой систему
социально приобретенных и
Рассмотрим вначале более
Высший ценностно-смысловой
В любом обществе независимо от его
политического строя существует
своя особая система жизненно важных
для него фундаментальных, высших ценностей
и смыслов, не всегда формулируемая
в явном виде. В доиндустриальном
обществе феодального типа высоко ценились
знатность и родовитость
Говоря о том, что культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, следует помнить, что высокой степенью культурной и социальной интеграции отличались первобытные общества как по причине относительной простоты социального устройства, так и в силу жесткой регуляции поведения индивидов посредством традиций, обычаев и обрядов, господства религиозного сознания. Иная ситуация наблюдается в большинстве современных обществ. Несмотря на наличие общеразделяемой системы ценностей, без которой не могут нормально существовать ни одна нация, ни один народ, тем не менее, в любом современном обществе имеется множество различных субкультур, каждая из которых имеет свою локальную систему ценностей и верований, свою конвенциональную мораль, обычаи и образ жизни. Это относится к многочисленным религиозным сообществам, национально-этническим общностям, молодежным, феминистским и прочим движениям и группировкам. Нередко исповедуемые ими мораль и ценности находятся в противоречии с господствующими культурными стандартами, одобряемыми большинством населения. В таком случае на приверженцев этих субкультур в обществе смотрят как на представителей девиантной культуры. Так было, например, в США в 60—70-х годах XX в. в период возникновения молодежной контр культуры, представители которой, особенно знаменитые «хиппи», полностью отвергали господствующие в обществе мораль и культуру. В 70-е годы на положении девиантной культуры в нашей стране находилась современная молодежная рок-музыка. Тоталитарный режим любым способом стремился доказать ее вредность для молодежи.
На основе фундаментальных ценностей
общества формируются ценностные ориентации
личности, под которыми принято понимать
устремления, желания, потребности
человека, выступающие для него в
качестве важнейших целей