Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:10, контрольная работа
Наша первая существенная характеристика дефиниции общества — это «особый тип социальной организации, координирующий и объединяющий людей в границах определенной территории или географического и исторического пространства»1.
Теперь определившись с понятие «общество», мы далее в нашей контрольной работе рассмотрим «общество», как социокультурную систему.
ВВЕДЕНИЕ………………………..2
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ…………..3
2. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………….4
3. МАКРОСОЦИЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, И Х СВЯЗЬ И ВЗАИМОБМЕН……………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................15
Ввиду неоднозначности понятия
«ценностные ориентации личности»
и различных толкований в отечественной
и зарубежной науке уточним его
содержание. Во-первых, ценностная ориентация
является ведущим компонентом
Понятие ценностной ориентации позволяет выразить в элементарной форме основную идею личности — идею соотнесенности общества и культуры с индивидом, выражает личную значимость культурных ценностей, определенность и направленность различных видов духовной и практической деятельности. Она формируется в процессе социализации личности, воспитания, образования, усвоения общественных ценностей, идеалов, верований, идеологии, социальных норм и обычаев, традиций и др. В-третьих, при выполнении различных социальных ролей в различных социальных группах ценностные ориентации личности играют исключительно важную роль, так как они программируют, направляют и координируют поведение человека в данной ситуации.
В связи с новым витком модернизации в российском обществе интерес представляет вопрос о культурных основаниях, ценностных структурах, лежащих в основе индустриально развитого общества, которое в литературе последних лет именуется просто «современным обществом», в противоположность обществу традиционному.
По мнению многих исследователей,
ценностное ядро западного индустриально
развитого общества составляют так
называемые либерально-
Более конкретно присущие современному
индустриальному обществу ценностные
стандарты раскрываются в различных
областях общественной жизни. В сфере
экономической безусловной
Отмеченные выше наиболее характерные черты ценностной структуры «современного» общества выступают притягательной силой для стран и государств других регионов мира, поскольку этот тип социального устройства обладает более высокими адаптивными свойствами по сравнению со странами, имеющими другую социально-экономическую и политическую организацию, что и служит мощным мотивом модернизации этих стран по пути экономического и культурного прогресса.
В ряде социологических исследований
зафиксированы «усиление в
3. МАКРОСОЦИЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, И Х СВЯЗЬ И ВЗАИМОБМЕН.
Социокультурный подход содержит в себе потенциальную возможность системного, целостного взгляда на общественную жизнь. Эта тенденция может быть реализована путем переноса на макроуровень социологического анализа уже известного нам понятия социальной интеграции, которая как раз и предполагает интегрирующую роль различных компонентов культуры — ценностей, религиозных верований, идеологий, обычаев и традиций, выступающих в качестве общеразделяемых, т.е. принимаемых большинством членов данного общества. Другое принципиальное предположение касается процесса социализации, в ходе которого индивид усваивает господствующие в обществе ценностно-нормативные образцы поведения и посредством выполняемых им ролей интегрируется в социальную систему (подробнее о социализации см. в следующем разделе).
Однако в полной мере системную
модель общества на базе принципов
социокультурного подхода можно
создать лишь при условии обращения
к методологии структурно-
Наиболее известная попытка
создания макромодели общества, синтезирующей
социокультурный подход с методологией
структурно-функционального
С учетом последнего замечания рассмотрим в самых общих чертах макросадиалогическую теорию Т. Парсонса. Постулируя принципиальую важность для нормального функционирования социальной системы любого уровня, в том числе и макроуровня четырех функциональных требований, или императивов, — адаптации, целедостижения, поддержания господствующего в обществе «ценностного образца» и интеграции, — американский ученый выделяет соответствующие им четыре фундаментальные социетальные структуры — экономическую подсистему, политическую, культурную и социетальное общество (понятие, в значительной мере аналогичное популярному в нашей литературе термину «гражданское общество»).
С точки зрения Парсонса, становление современного общества, к которому он относит США и страны Западной Европы, стало возможным благодаря трем крупным социальным изменениям в истории нового времени. Первым таким значительным событием явилось отделение социетального общества от господства религии, что было характерно для средневековой Европы, сопровождающееся развитием светских искусств и науки в эпоху Возрождения и религиозной реформации. Вторым этапом было отделение гражданского общества от политической системы, точнее от монархического государства, чему способствовали политические буржуазные революции XVII—XVIII вв., давшие толчок становлению демократического государства, расширению гражданских прав и свобод. Третий крупный скачок в социальном развитии Европы на пути становления общества современного типа был связан с промышленной революцией, становлением рыночной экономики и дифференциацией последней от социетального общества. По мнению Т. Парсонса, северо-западный регион Европы, образуемый Англией, Голландией и Францией, сыграл роль своеобразного лидера в социально-экономическом и политическом развитии современного общества. На каждом этапе формирования и вычленения новых социетальных структур возможно появление социальных напряжений и конфликтов в обществе, но они, по мнению Парсонса, преодолеваются в ходе «генерализации ценностей», т.е. на каждой исторической ступени структурной дифференциации общество перестраивает господствующую систему культурных стандартов в плане ее либерализации, ослабления нормативного принуждения. Это особенно хорошо видно на примере ослабления регулятивной функции религии и соответствующего усиления регулятивной функции светской морали.
Подобная аргументация в пользу выделения четырех указанных социетальных структур довольно часто встречается в западной социологической литературе, и отнюдь не всегда она связана с использованием неоэволюционистской фразеологии. Проблема взаимоотношения рыночного хозяйства и государства активно обсуждалась еще классиками английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль), а многие фундаментальные вопросы взаимоотношения экономики, политики и общественного развития были предметом анализа и размышления в трудах социологов-классиков — К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Заслуга Т. Парсонса заключается в том, что он сумел сформировать довольно стройную концептуальную модель взаимосвязей (взаимообмена) между основными социетальными структурами, пытаясь сочетать в своей форме механизмы системной и социальной интеграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С позиций социологической теории
можно предполагать, что наша страна
находится в самом начале длительного
и противоречивого процесса формирования
новых либерально-
Хочется добавить, что давно всем
известно, что живя в обществе нельзя
быть свободным от общества и рано
все демократические и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология, М., 2002.
2.Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
3.Голосенко И. А., Козловский
В. В. История русской
4.Громов И. А., Мацкевич А. Ю.,
Семенов В. А. Западная
5.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Краткий курс. М.,2002.
6.Кравченко А. И. Социология. М., 2000.
7.Комаров М.С. Социология. М.: 2003