Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:40, реферат
Целью работы является изучение опыта экономистов разных стран, раскрытие всей сущности понятия «качество жизни населения».
Задачи работы:
- Изучение подходов к определению качества жизни;
- Определение критериев и показателей качества жизни;
- рассмотреть методологию определения качества жизни;
- изучить методологию определения качества жизни муниципальных образований (в качестве примера).
Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:
1. Синтетические
стоимостные показатели (ВНП, фонд
потребления, совокупные
2. Натуральные
показатели, измеряющие объём потребления
конкретных материальных благ (обеспеченность
личным имуществом, потребление
продуктов питания, число
3. Показатели,
демонстрирующие пропорции и
структуру распределения
Показатели качества жизни
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
И.В. Бестужев-Лада
ориентирует категорию «
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:
1) Увеличение
роли человеческого фактора в
экономике народного хозяйства,
2) Возрастанием
прямых и косвенных затрат
общества в производстве, где
здоровье населения служат
3) Необходимостью
количественного измерения
Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лил ощущаемого человеком качества жизни.
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, специалисты пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Методика определения качества жизни
В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей.
Совокупность объективных свойств включает:
· Материальную
(физическую, вещественную) базу для
существования человека. В нее
входят: состояние окружающей среды,
материально-технические
· Политические
условия существования
· Экономические
условия существования
· Нравственную обстановку в обществе.
· Возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свободу выбора вида социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на собственное мнение.
Список этих свойств не замкнут и может быть расширен.
Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни в предложенной постановке, следует решить три основные задачи:
· Дать описание каждого из показателей, составляющих количественную характеристику качества.
· Определить меру сравнения для каждого из показателей количественной характеристики.
· Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое понятие, которое характеризуется как уровень качества жизни.
В таблице 1 приведены некоторые параметры составляющих количественной характеристики объективных потребностей.
Таблица 1
Виды объективных потребностей | Составляющие количественной характеристики | Параметр количественной характеристики | |
объективных потребностей | |||
Материальная
база для существования человека
Состояние окружающей среды |
Научно-обоснованные
требования по отдельным параметрам,
характеризующим состояние Степень удовлетворения потребностей Финансовые затраты |
Нормы предельно
допустимых концентраций вредных веществ.
Требования законов, постановлений и стандартов. Опрос общественного мнения. Требуемые капиталовложения для решения экологических задач, % от бюджета |
|
Условия труда | Научно-обоснованные
требования к параметрам эргономики,
освещенности, влажности и т.д.
Финансовые затраты Степень удовлетворения потребностей |
Показатели
стандартов ССБТ
Требуемые капиталовложения для технического перевооружения производства, % от бюджета Статистические данные по числу профзаболеваний, % от работающих |
|
Жилищные условия | Технические и
санитарно-гигиенические Обеспеченность жильем |
Показатели
стандартов и СНиП
Статистические данные |
|
Используемые товары | Показатели
технического уровня и качества различных
видов продукции
Потребительские свойства продукции Безопасность продукции Степень удовлетворения потребностей Трудовые затраты, в том числе интеллектуальные |
Требования
стандартов на продукцию
Объем товарооборота ТНП, отнесенный к общему товарообороту на внутреннем рынке, в %. Число новых ТНП, появившихся на рынке, отнесенные ко всей номенклатуре видов товаров, имеющих обращение на рынке в данный период ,% Сроки обновления ассортимента |
|
Образование | Обязательные
требования к программам и продолжительность
обучения на разных уровнях образования
Степень удовлетворения потребностей Финансовые затраты Трудовые затраты |
Образовательные
стандарты (нормы для преподавателей,
учебных заведений и Данные о числе получивших диплом о высшем образовании в возрасте 23-30 лет, % от общего числа представителей данной группы населения. Объем капиталовложений в образование, % от бюджета Число учебных заведений, в которых введены новые прогрессивные методики преподавания, отнесенное к общему числу учебных заведений, %. |
|
Здравоохранение | Научно-обоснованные
требования к уровню, возможностям
и объективным потребностям населения
в услугах медицины.
Финансовые затраты Трудовые затраты |
Средняя продолжительность
жизни
Обеспеченность местами в стационарах Объем капиталовложений в здравоохранение, % от бюджета Технический уровень оснащенности медицинских учреждений. |
|
Политические
условия
Правовая защищенность |
Степень удовлетворения
потребностей
Трудовые затраты Финансовые затраты |
Опрос общественного
мнения с оценкой уровня правовой
защищенности, % от выборки
Число принятых за период законов и постановлений, направленных на укрепление правовой защищенности, отнесенное к общему их числу, %. Наличие и полнота структур и служб, обеспечивающих действия механизма реализации законов, % от бюджетных ассигнований для обеспечения действия указанных структур и служб |
|
Экономические
условия
Состояние производства |
Материальные
затраты
Энергетические затраты |
Число предприятий,
прошедших техническое Объем потребляемых предприятиями энергоресурсов, отнесенное к общему энергопотенциалу, %. |
|
Эффективность промышленности | Национальный
валовой продукт
Конкурентоспособность и экспортнопригодность |
Общий показатель
ВНП, его динамика, а также удельный
показатель ВНП на душу населения.
Удельные затраты сырья, энергии на единицу продукции и на душу населения. Отношение экспорта товаров различных категорий к общему объему экспорта |
|
Нравственная обстановка в обществе | Традиции, обычаи.
Нравственные принципы |
Религиозные нормы
Национальные, региональные, клановые нормы поведения. Семейные устои (% разводов, браков) Уровень преступности |
|
Возможность проявления личности | Конституционные свободы | Степень реализации конституционных свобод в обществе | |
Как видно
из таблицы, уровень качества жизни
определяется на основе экспертных оценок
и социологических опросов. Полный
комплекс таких исследований весьма
сложен и не разработан. Отдельные
попытки определения уровня жизни
опираются на традиционные приоритеты
и имеют относительный
В настоящее время по этим параметрам можно проводить оценку соответствия той или иной характеристики качества жизни установленным нормативам, другими словами, - сертификацию.
Поскольку качество жизни - многофакторное понятие, для его оценки важно учесть все составляющие. В качестве одной из формул, учитывающих все показатели можно привести следующую:
где - относительный текущий показатель количественной характеристики первого рода;
n - число показателей по характеристикам первого рада;
- - относительный
текущий показатель
m - число показателей второго рода;
- текущая
величина относительного
L - число показателей качества, ограниченных нормами стандартов.
Как видно из формулы, для Qж именно вторая составляющая суммы в знаменателе оказывает наиболее сильное влияние на обобщенный показатель с тенденцией его увеличения. Наличие нормы, определяемой стандартом, позволяет перейти от относительного параметра к величине его относительного отклонения, которая имеет более значительный отрицательный градиент.
Рассмотрим в качестве подхода к определению качества жизни определение качества жизни муниципальных образований.
Оценка
качества жизни населения отдельного
государства, региона складывается
из оценки качества жизни населения
отдельных муниципальных
Мониторинг
социально-экономической
Качество жизни населения - интегральный показатель, всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального, медико-биологического благосостояния каждого человека.
Оценка качества жизни предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном (преимущественно ретроспективном) или в пространственном (межтерриториальном или межгрупповом) аспекте.
Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние населения определенной территории в определенный момент времени и отражает динамику развития между измерениями. Проведение таких сопоставлений позволяет производить оценку влияния проводимых преобразований на жизнь населения на основе системы частных и комплексных индикаторов, характеризующих качество жизни отдельного человека, группы лиц, населения муниципального образования, региона или страны в целом.
В настоящее время используются различные методики оценки качества жизни населения государства, регионов [1-3].
Методики оценки качества жизни, используемые для межстрановых сравнений, не могут быть применены для муниципальных образований. Муниципальные образования, входящие в состав региона, существенно отличаются друг от друга.
Поэтому
для оценки уровня качества жизни
населения и эффективности
Ряд отечественных
и зарубежных ученых считают, что
создание методики, способной охватить
весь комплекс показателей качества
жизни населения и пригодной
для любой территории, практически
невозможно [4]. Свою позицию они обосновывают
тем, что различие предметов потребления,
неодинаковые экономические и социальные
возможности, климатические условия
и природные ресурсы не позволяют
привести их к единому показателю.
В соответствии с этим повышается
актуальность как теоретических, так
и эмпирических исследований, связанных
с разработкой показателей
Для выявления
качества жизни населения муниципального
образования и эффективности
проводимой социальной политики в данной
статье предложена система показателей,
позволяющая проводить
- соответствие
показателей целям развития