Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:07, реферат
Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814г. Поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
1. Краткая биография об Огюсте Конте.
2. Контовская классификация наук.
3. Социология в представлении Огюста Конта
4. Социологические методы
5. Социальная динамика
6. Позитивная политика
7. Место Огюста Конта в истории социологии.
Список литературы
Военно – космическая академия имени А.Ф.Можайского
Реферат по социологии на тему:
Огюст Конт - основатель социологии.
Подготовил: курсант 185 учебной группы
курсант Бычков А.В.
Проверил: Курбатов О.Б.
Санкт – Петербург
2010
Введение:
Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. Поступил в Высшую
политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и
республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На
философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе
о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-
Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял
позитивное как органическое, определенное, точное.
Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное – противоположность химерическому.
2. Полезное – противоположность бесполезному.
3. Достоверное – противоположность сомнительному.
4. Точное – противоположность смутному.
5. Положительное – противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту – не разрушать, а организовывать.
Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию
человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную
республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он
был чужд как левому лагерю – бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам,
так и правому – монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка
и прогресса», но потерпел крах.
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному
числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно
еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при
котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым
законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных
наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть
определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные
результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому
(от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от
простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные
науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является
наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла
раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно
связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как
опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является
систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из
предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук
Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и
конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые
применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая
абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5
абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и
социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются
наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет
позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология
вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об
обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он
переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это
переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а
необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным
исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным
феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от
описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в
позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя
наступление позитивной стадии
человеческого ума и
Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу
науки над схоластикой и метафизикой.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и
метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих
философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-
просветители), разумной воли индивидов.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как
совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной
жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в
состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность –
историчность. Поэтому Конт
уважительно относится к
рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая
цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые
управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на
мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она
впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других
абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить
исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.
Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей
человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим
согласием, характеризуемое
гармоническим
элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество
(цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные
поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном
процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,
целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к
общественной жизни.
Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных
элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,
вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных
комбинаций одних и тех же элементов.
Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности
импсризма – с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также
экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования
социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные
данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он
утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако
указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические
должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует
позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить
факты. Это – порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для
создания теории – наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со
сложностью приобретения
необходимой научной
исследователя от помех ненаучного характера – предрассудков, распространенных
мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы
предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми
понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только
наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и
культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков – все это
может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный
эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под
влиянием специально созданных для целей исследования условий.
Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование
патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных
потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный
организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь
лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии – это сравнительный
метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин,