Огюст Конт - основатель социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:07, реферат

Описание

Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814г. Поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Содержание

1. Краткая биография об Огюсте Конте.
2. Контовская классификация наук.
3. Социология в представлении Огюста Конта
4. Социологические методы
5. Социальная динамика
6. Позитивная политика
7. Место Огюста Конта в истории социологии.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Огюст Конт - основатель социологии.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

Военно – космическая  академия имени А.Ф.Можайского

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему:

 

Огюст Конт - основатель социологии.

 

 

 

 

 

Подготовил: курсант 185 учебной группы

курсант Бычков А.В.

Проверил: Курбатов О.Б. 

 

 

Санкт – Петербург

2010

Введение:

 

  1. Краткая биография об Огюсте Конте.
  2. Контовская классификация наук.
  3. Социология в представлении Огюста Конта
  4. Социологические методы
  5. Социальная динамика
  6. Позитивная политика
  7. Место Огюста Конта в истории социологии.
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткая биография об Огюсте Конте.

Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.

Родился во Франции в семье  финансового чиновника. В 1814 г. Поступил в Высшую

политехническую школу, из которой  был исключен за антисинорхизм и

республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На

философские воззрения Конта  большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе

о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал  у Сен-

Симона.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который  определял

позитивное как органическое, определенное, точное.

Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное – противоположность химерическому.

2. Полезное – противоположность бесполезному.

3. Достоверное – противоположность сомнительному.

4. Точное – противоположность смутному.

5. Положительное – противоположность отрицательному.

Назначение позитивной философии  по Конту – не разрушать, а организовывать.

Основные труды  О.Конта:

1. «Курс позитивной философии»  в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе  позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию

человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную

республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он

был чужд как левому лагерю – бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам,

так и правому – монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка

и прогресса», но потерпел крах.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Контовская классификация наук.

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к  ограниченному

числу простых и ясных  положений, например, к законам Ньютона, было популярно

еще в 18 веке. Однако Конт стремился  к органическому синтезу наук, при

котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым

законам физики. Конт пытался  рассмотреть вопрос о том, как  каждая из основных

наук относится к своей  позитивной системе и какое ее направление, то есть

определить науку с  двух сторон: ее существенные методы и  ее основные

результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени  и последовательности возникновения), логическому

(от абстрактного к  конкретному), по сложности предмета  исследования (от

простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные

науки расположились в  следующем порядке: математика, астрономия, физика,

химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является

наиболее абстрактной, простой  и отдаленной от практики и поэтому  возникла

раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно

связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как

опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является

систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему  наук, анализ из

предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации  наук

Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и

конкретные. Абстрактные  науки изучают законы определенных явлений, которые

применяют эти законы к  частным областям. Например, биология – общая

абстрактная наука, применяющая  общие законы биологии. Конт выделил 5

абстрактных, теоретических  наук: астрономия, физика, химия, биология и

социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются

наибольшей сложностью и  в то же время зависимостью от других, что объявляет

позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология

вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об

обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он

переосмыслил ее предмет  и методы исследования, он назвал ее социологией. Это

переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а

необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным

исследованиям детальных  законов, свойственным обществу и общественным

феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от

описательной «социальной  физики» - А. Кегле. Превращение социологии в

позитивную науку завершает  систему позитивной философии, тем  самым знаменуя

наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого  общества.

Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу

науки над схоластикой  и метафизикой.

 

  1. Социология в представлении Огюста Конта

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и

метафизическим спекуляциям  об обществе и человеке. Критикуя предшествующих

философов-метафизиков, которые  создали утопии, обвиняя их в том, что они

понимали общество как  создание человеческого разума (французские  философы-

просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как

совершенствуется разум  человека и его психика под  влиянием общественной

жизни.

Общественные явления, отличие  от биологических, постоянно находятся в

состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность –

историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который

рассматривал общество с  исторической точки зрения.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая

цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые

управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на

мнениях.

Область социологических  исследований открылась Контом очень  широко. Она

впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции  других

абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной  действительностью, по Конту, из которой  должен исходить

исследователь социологии, является общество, взятое с его  целостности.

Под обществом Конт понимал  органическое единство всего человечества, всей

человеческой цивилизации  или какой-то его большой части, связанным с всеобщим

согласием, характеризуемое  гармоническим функционированием  его и структурных

элементов. Он включал в  предмет социологии не только современное  общество

(цивилизации), прошлые поколения,  которые оказывают влияние на современные

поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном

процессе.

Конт стоял у истоков  системного подхода изучения общества как единого,

целостного, социального  организма, он заложил основу системного подхода к

общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что  Конт не понимал диалектики социальных

элементов и структуры  и рассматривал элементы социальной жизни как простые,

вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных

комбинаций одних и  тех же элементов.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

  1. Социологические методы

Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности

импсризма – с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также

экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования

социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно  получить исходные

данные социологии.

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он

утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако

указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические

должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что  отсутствует

позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать  и обобщить

факты. Это – порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для

создания теории – наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со

сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает

исследователя от помех ненаучного характера – предрассудков, распространенных

мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая  бы

предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми

понятиями.

Конт указывал, что в  качестве метода социологии выступает  не только

наблюдение, но и косвенное  свидетельство, то есть изучение исторических и

культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков – все это

может поставлять социологии постоянные средства для позитивного  анализа.

Вторым важным методом  в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный

эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под

влиянием специально созданных  для целей исследования условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование

патологических явлений  в обществе, возникающих под влиянием общественных

потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный

организм, являются основные законы общественного организма, поскольку  болезнь

лучше позволяет познать  норму,

Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии – это сравнительный

метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин,

Информация о работе Огюст Конт - основатель социологии