Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:07, реферат
Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814г. Поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
1. Краткая биография об Огюсте Конте.
2. Контовская классификация наук.
3. Социология в представлении Огюста Конта
4. Социологические методы
5. Социальная динамика
6. Позитивная политика
7. Место Огюста Конта в истории социологии.
Список литературы
цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью
установления общих законов существования и развития общества.
Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с
человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение
различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то,
что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа
эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает
последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это
- исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений.
Исторический метод – метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений,
взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание
какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или
тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом
основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью
соответствует системе общих законов развития человечества.
Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при помощи
исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий
биологической теории человека.
Социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он
решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым отделом
науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.
Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая черта
социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между историей и
социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет
различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает
знамением своего времени – важнейшим признаком позитивизма и одновременно его
главным итогом.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью
контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из
представлений о существовании естественных законов общественной жизни,
открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе
(здесь, очевидно, он исходил
из концепции французских
просветителей).
Плодотворная мысль о естественно – историческом характере общественных
закономерностей, а также постановка вопроса о необходимости опоры нетвердый
теоретический фундамент при проведении социологических исследований – вот
какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования, применяемых
в социологии.
Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и
социальную динамику Социальная
статика изучает условия
функционирования общественной системы. Социальная статика – это теория
общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает
законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества,
по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная
динамика – это базовые социальные институты: семья, государство, религия,
разделение труда. Социальная динамика – это законы развития и изменения
социальных систем.
Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все
части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.
Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий,
которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.
Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих
гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной политикой,
которая должна эти принципы реализовать.
Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью,
государство, религию – с точки зрения их общественных функции, их роли в деле
социальной интеграции.
Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз,
основанный и взаимный симпатии. Роль семьи – служить посредником между
индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его
преодолевать природный эгоизм.
Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко
выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость
укрепления авторитета и власти мужчины – отца и мужа.
В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для
успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится
жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет
социальной динамикой,
Социальная динамика – это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без
названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от
многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт
создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по
Конту, означает развитие но восходящей линии.
В общественном развитии Конт выделяет:
1. первичные факторы;
2. вторичные факторы;
Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К
вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность
человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая;
3. иозитивная.
Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного
устройства.
делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм.
· при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в
них богов;
· политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа,
вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).
Создается гармония между средневековым государством и религией.
2. Метафизическая стадия (1300 – 1800г.) характеризуется разрушением
старых верований – фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.
Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к
упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии. Эмансипация
личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы
объединить умы.
Стремление к революционным изменениям – значит идти против исторического
закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал
философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок.
Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой
идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит
интегрируемую общественную роль.
3. Последняя – позитивная эра. Ее основные признаки: распространение
науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на
смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное
развитие всех элементов
жизни гарантирует
пользу всего человечества.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1. победа альтруизма над эгоизмом;
2. рост социальных чувств;
3. обеспечение легкой и приятной жизни;
4. быстрое развитие материальной культуры общества;
5. справедливость и мир.
Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть
закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.
Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил
исторический подход, а либеральному индивидуализму – точку зрения общества
как целого.
Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной,
когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию
положительной программы социальной политики.
В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным
стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие
интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс
«позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика»
превратила философию в религию, окончательную и совершенную.
Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен
почитать как высшее существо, которому он обязан.
Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности
в обществе, всеобщую любовь.
Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль
ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями
позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.
Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в
брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать
позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей
всего мира.
Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой
в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить
эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов.
Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а
собственников – как служителей человечества,
В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном
патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из
которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий делами
промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках
всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть
необходимо отделить от ивдитического и хозяйственного управления, и она
должна находиться в руках философов и деятелей искусства.
Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па
ликвидацию частной
людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.