О.Конт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:01, контрольная работа

Описание

Общество, по Конту, – сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым9. Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, тем, следовательно, совершеннее будет и общество. Значит, чтобы развивать общество, нужно развивать отдельных людей.

Содержание

Введение 3
1. Социология и социальная философия О. Конта5
2. Закон интеллектуальной эволюции человечества. 7
3. Гармонизация общества. 10
Заключение 12
Литература 14

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 32.72 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

3

1. Социология и социальная  философия О. Конта.

5

2. Закон интеллектуальной  эволюции человечества.

7

3. Гармонизация общества.

10

Заключение

12

Литература

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще в глубокой древности  люди стали задумываться над теми вопросами, которые объективно относятся  к области исследования социологии. Это означает, что социология, не имея собственного названия, уже существовала с того момента, как человеческие коллективы стали вырабатывать идеи о самих себе, о своей организации, о способах функционирования общества, о современной жизни людей  и правилах, которые эту совместную жизнь регулируют.

Социология (societas (общество) и греческого logos (учение)), в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Значит, из самого определения вытекает, что главный объект ее – общество. Социология – относительно молодая наука, имеющая довольно четкие хронологические рамки своего появления.

Становление ее как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок как или иначе фиксировались в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения. 

До этого различные  учения о функционировании и развитии общества выступали как составные  части общефилософских концепций  мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды  на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религий и искусства  были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков Нового времени.

Обычно возникновение  социологии связывают, и вполне справедливо, с именем французского философа Огюста Конта (1798–1857), не особенно выдающегося, как скажем Кант или Гегель, но зато весьма проницательного, творившего в  середине XIXв. Конт родился в Монпелье в 1798г. в семье чиновника. Первая половина XIXв. – чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Росту богатства и власти буржуазии сопутствуют нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830г., Июльская монархия, Революция 1848г., Вторая республика, Вторая империя – основные политические вехи этого периода.

Все эти события оказали  влияние на мировоззрение Конта. Рано отойдя от принятых в отцовской семье католицизма и монархизма, Конт выработал агностическую установку по отношению к традиционной религии. Естественнонаучное образование, полученное в Политехнической школе в Париже, и республиканские настроения, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, обусловили характер теоретических воззрений Конта. Исключенный из школы за вольнодумство, Конт стал домашним учителем математики. Его первые небольшие сочинения были посвящены математическим вопросам. Изучая труды знаменитых французских математиков конца XVIII – начала XIXв., например Луи Лагранжа, Гаспара Монжа, Конт познакомился с проблематикой философии науки. Из широкого круга авторов, труды которых читал молодой Конт, особое влияние на него оказали Монтескье и Кондорсе, первый – своим утверждением о зависимости политико-правовых явлений от естественных законов, второй – формулировкой закона прогрессивного развития человечества и концепцией истории, в которой главное место занимала эволюция общественных идей, институтов и отношений. Живо интересуясь политической экономией, Конт критически отнесся к учениям буржуазных либеральных экономистов, проповедовавших свободу конкуренции, которая должна была привести, по их мнению, к общественной гармонии свободных и независимых индивидов. Противопоставляя этим учениям идею общественного единства, политической интеграции индивидов и классов, Конт опирался на концепции традиционалистов, их трактовку общественного порядка.

Общество, по Конту, – сложная  система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах  которого можно судить только по соотношению  с целым9. Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, тем, следовательно, совершеннее будет и общество. Значит, чтобы развивать общество, нужно развивать отдельных людей.

Цель работы – раскрыть основные этапы введения в научный  оборот термина «социология», понятия  социальной статики и динамики, закон  «трех стадий», «позитивную» социологию Конта.

 

 

 

 

 

 

1. Социология и  социальная философия О. Конта.

 

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе»  или «учение об обществе». Впервые  его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях –  «Курс позитивной философии» (Т.1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) – он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего  анализа общественных явлений. 

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение  объективная потребность определить роль и место человека в жизни  общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций  в условиях функционирующего гражданского общества. 

В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные  концепции, стремящиеся объяснить  сущность происходящего с тех  или иных теоретико-методологических позиций.

По Конту новая наука  «социология» должна быть позитивной наукой. Суть позитивной науки заключается  в том, чтобы рассматривать все  явления как подчиненные неизменным естественным законам, сведенным, по возможности, к меньшему числу, признавая невозможность познания так называемых первых и конечных причин. Как он считал, до сих пор научно изучались лишь явления астрономические, физические, химические и биологические, и единственный пробел, который необходимо устранить, чтобы завершить позитивную философию – это научно понять общественные явления, создать «общественную физику».

В качестве главной задачи Конт выдвинул создание науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеет дело с реальными фактами  и получает объективные законы, т.е. аналогична наукам о неживой природе, обобщенно именуемым физикой. Он выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую называл социальной физикой, а затем – социологией. Главное  условие создания самостоятельной  социальной науки, по Конту, - это выделение  специфической реальности, не изучаемой  никакими другими науками.

О.Конт объяснял необходимость  введения нового термина не пристрастием к созданию неологизмов, а необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной  позитивным исследованиям фундаментальных  законов, свойственных общественным феноменам. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной  в отличие от описательной «социальной  физики» А.Кетле.

Конт использовал несколько  аргументов, объясняющих переименование «социальной физики» в «социологию». Самый простой, лингвистический  аргумент состоял в том, что создаваемую  социальную науку лучше обозначить одним словом, к тому же именем существительным, чем двумя («социальная физика»), одно из которых, выражающее специфику  объекта, - прилагательное. Определенный «риск» употребления данного неологизма заключался в том, что термин sociologie соединяет корни слов из двух разных языков: латинского soci(etas) и греческого logos, что противоречит строгим правилам словообразования. Но и соблазн был велик: понятие sociologie удачно оказывалось в одном концептуальном и ассоциативном ряду с понятием biologie, которое Конт начал использовать в предшествующем, третьем томе своего «Курса» вместо терминаphysiologie; методы создаваемой социологии он постоянно выверял, соотнося их с методами биологии как уже сложившейся науки. Для Конта особенно важно было заменить прежний термин «социальная физика» новым - «социология» именно в четвертом томе, поскольку с этого тома своего шеститомного «Курса» он начинал специально применять позитивный метод к пониманию общества, к созданию науки об обществе вместо спекулятивной социальной философии. Кроме того, он, видимо, желал отмежеваться от позиции А.Кетле, изложенной в книге «Человек и развитие его способностей, или опыт социальной физики», которая появилась в 1835г. – незадолго до написания Контом четвертого тома «Курса».

Учение Конта основано на представлении о том, что любое  общество держится на согласии умов. Общество существует постольку, поскольку его  члены придерживаются одинаковых верований. Именно образ мыслей отличает разные этапы развития человечества.

 

 

 

2. Закон интеллектуальной  эволюции человечества

 

Конт поставил и решал  проблему функционирования и развития общества как целостного социального  организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.

Центральным звеном философско-социологических  взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий  основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Об открытии этого  закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах.

Таким образом, исследуя ход  развития человеческого ум в различных  областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных  теоретических состояний:

  • теологического;
  • метафизического;
  • позитивного.

Это значит, что человеческий разум в силу своей природы  пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.

Предшествующее состояние  умственного развития является необходимым  условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует  разнообразной природе явлений  и определяется степенью их "общности, простоты и взаимной зависимости". Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме  исторический процесс развития знания от простого - к сложному, от низшего - к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затем астрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать "Социальную физику" (так он вначале называл социологию).

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет "сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее". Это положение взято из "Курса позитивной философии". Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может "раздвоиться" на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Социология, по Конту, есть наука  о мыслительной деятельности. Человек  познает разум только при условии  наблюдения за его деятельностью  и его творениями на протяжении истории  и в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как у психологов, ни методом рефлективного  анализа, как у Канта.

Саму социологию Конт подразделял  на две основные части - социальную статику и социальную динамику. Первая - призвана изучать условия существования  и законы функционирования социологических  систем; вторая - законы их развития и  изменения.

Социальная статика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей  организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные  органы, которые выполняют свои специфические  функции. Но точно также, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучать политику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные  элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию  как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического  единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.

Информация о работе О.Конт