Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 17:22, реферат

Описание

1.) Основные разновидности социологического опроса
2.) Анкета и требования к ее составлению
3.) Вопросы анкеты, их разновидности и назначения
4.) определение основных понятий

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 30.50 Кб (Скачать документ)

     Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии 

План 

     
  1. Основные  разновидности социологического опроса
  2. Анкета и требования к ее составлению
  3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначения

      4.) определение основных понятий

  1. Основные разновидности социологического опроса
 

     Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

     Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

     Интервьюирование  предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

     В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов — экспертные опросы или оценки.

     Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч  респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. Эти организации  специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем.

     Особенность этой информации состоит в том, что, она собирается для научных целей  — изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «вопросники» интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов — группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

     Поскольку в советское время социологические  опросы не практиковались, то никто  не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение существует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение — это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии белорусских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире — буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.

     Наряду  с опросами населения важнейшим  источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений  трансформации экономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспертам. В этом и состоит основная особенность  экспертных опросов и их отличие  от опросов массовых. Однако «добывать» экспертов для опроса очень трудно, поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные  «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подобные вопросы  не знают и не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении  в науке, школьников — об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать  правилу: при проведении опросов  не выходить за рамки информированности  опрашиваемых. 

     
  1. Анкета  и требования к  ее составлению
 

     Наиболее  распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или  индивидуальным.

     Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

     При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

     Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и  о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

     Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы  о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента  выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

     Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

     Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не “навязывают” респонденту вариант  ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они  дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

     Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в  ряде случаев или остаются без  ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю  приходят вопросы, сформулированные в  косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

     Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление  адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные  вопросы). 

     
  1. Вопросы анкеты, их разновидности  и назначения
 

     Вопросы в анкете формулируются максимально  конкретно и точно. Нельзя допускать  неясностей и двусмысленности.

     Анкета  состоит :

  1. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
  2. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

     Созданию  анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются  гипотезы, сформулированные задачи, которые  предстоит решить в ходе социологического исследования.

     Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать  особенностей формулировки вопросов в  анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные  результаты.

     Анкета  заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все  комментарии должны быть предельно  ясны для респондента.

     Основные  принципы построения анкеты состоят  в следующем:

     Первый  принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой  построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для не посещающих его и снова - для всех респондентов.

     Разделение  групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

     Учет  особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

     Второй  принцип - непременный учет специфики  культуры и практического опыта  опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного  листа. Например, при опросах рабочих  вряд ли разумно пространно объяснять  научные цели проводимой работы. Лучше  подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует  указать и практические, и научные  цели исследования.

     Третий  принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в  разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

     В таком случае следует частные  вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

     Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного  листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока»  неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

     Пятый принцип касается распределения  вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Информация о работе Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии