Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 17:22, реферат
1.) Основные разновидности социологического опроса
2.) Анкета и требования к ее составлению
3.) Вопросы анкеты, их разновидности и назначения
4.) определение основных понятий
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
Композиция анкеты.
Титульный лист;
Вводная часть;
Основная (содержательная часть);
Социально–демографическая часть.
Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.
Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть:
Наличие и правильность обращения респонденту.
Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
Есть
ли указание на то, что делать опрашиваемым
с полностью заполненной
Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В
4-ой части содержаться блоки
Определение основных понятий
1.Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
2. При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
3. Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
4. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
5. Формализованное интервью. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
6.
Фокусированное интервью. Оно имеет
своей целью сбор мнений, оценок по поводу
конкретной ситуации, явления, его последствии
или причин. Респондентов в этом виде интервью
заранее знакомят с предметом беседы.
Предварительно заготавливают и вопросы
для такого интервью.
7.Свободное интервью отличается минимальной
стандартизацией поведения интервьюера.
Этот вид опроса применяется в тех случаях,
когда исследователь приступает к определению
проблемы исследования. Свободное интервью
проводится без заранее подготовленного
вопросника или разработанного плана
беседы; определяется только тема интервью.
ЛИТЕРАТУРА
5. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. проф. А.Н.
Елсукова - Мн., 2004.
6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2000.
Информация о работе Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии