Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 17:22, реферат

Описание

1.) Основные разновидности социологического опроса
2.) Анкета и требования к ее составлению
3.) Вопросы анкеты, их разновидности и назначения
4.) определение основных понятий

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 30.50 Кб (Скачать документ)

     Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

     Композиция  анкеты.

     Титульный лист;

     Вводная часть;

     Основная (содержательная часть);

     Социально–демографическая часть.

     Примечание: титульный лист можно исполнять  вместе с вводной частью.

     Во  вводной части описывается цель исследования, характер использования  результатов, а также способ заполнения анкеты.

     Следует также проанализировать вводную  часть:

     Наличие и правильность обращения респонденту.

     Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

     Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

     Примечание: Не рекомендуется использовать обращения  или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так  как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

     Не  забыли ли вы сделать указание на анонимность  опроса?

     Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

     Есть  ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

     Не  забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

     Удалось ли с помощью вводной части  заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

     Основная  часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

     Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам  формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими  качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

     Ответы  на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

     Структура и последовательность вопросов в  анкете по сути дела представляют собой  установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение  интереса, завоевание доверия, подтверждение  уверенности опрашиваемых в своих  возможностях, дальнейшее поддержание  беседы.

     Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

     В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках  респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

 

  Определение основных понятий

1.Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

2. При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

3. Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

4. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

5. Формализованное интервью. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

6. Фокусированное интервью. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью.  
7.Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. - Мн_, 2004
  2. Добреньков В. И., Кравченко А И Социология: в 3-х т. - М.. 2004.
  3. Качалов И.Л. Социология: Учебно-метод. Пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обучения / И.Л.Качалов. - Мн.: БГУИР, 2004.
  4. Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2003.

5. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. проф. А.Н.

Елсукова - Мн., 2004.

6. Социология: Учебник  для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2000.

Информация о работе Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии