Опросный метод социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:41, практическая работа

Описание

презентация
Методы социологического исследования
Важнейшим методом социологического исследования является изучение документов.
Документом в конкретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке .
информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.

Работа состоит из  1 файл

ПЕЗЕНТАЦИЯ .ppt

— 511.00 Кб (Скачать документ)
 

Назад

Виды интервью 

    • Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.
    • Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
    • Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
    • Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.  
 

Назад

Основные цели интервью 

  • Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента
  • Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого
  • Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают".
 

Назад

Преимущества метода интервью перед письменным опросом 

  • Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем
    1 .
    При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 
    2. Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 
    3. Можно видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации. 
  • Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает "эффект избирательного слушания", что снижает качество получаемой информации
     
 

Назад

Структура вопросника интервью 

  • Основные
  • Контрольные
  • Вопросы-фильтры
  • Вопросы-ловушки
 

Назад

Информация о работе Опросный метод социологического исследования