Организация семейного досуга в КДУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Обобщение информации об организации семейного досуга в КДУ, в целом достигнута, основные задачи решены:
Определить общие понятия семьи, как социально-культурного института.
Определить сущность и специфику семейного досуга.
Обосновать социально – культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи.

Содержание

Введение.
Глава I Семейный досуг как важнейшая сфера жизни современной семьи
§1. Общие понятия семьи как социально-культурного института
§2. Сущность и специфика семейного досуга
§3. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.
§4. Формы и методы организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях.
Глава II Определение путей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации семейного досуга.
§1. Обобщение опыта организации семейного досуга.
§2. Комплекс мероприятий по организации семейного досуга «Лето всей семьёй»
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 39.24 Кб (Скачать документ)

Под открытостью  семьи понимаются добрые отношения  с родственниками, с соседями, с  друзьями и знакомыми, с различными общественными организациями, в  том числе образовательными учреждениями. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов семьи об его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает семейный коллектив. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный xapaктep. Данный документ базируется на следующих правовых нормах: Конституции России, Всеобщей декларации прав человека, Международном пактe об экономических, социальных, культурных правах и многих других. В документе указывается цель социальной семейной политики, которая захлючается в обеепечении государством условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, что достигается реализацией принципов самостоятельности и независимости семьи от государства; равенства всех ее членов; приоритетом интересов каждого ребенка, независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; обеспечением полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членом семьи; равенства мужчины и женщины. В документе декларируется приоритет общечеловеческих ценностей; отношения партнерства семьи и государства; принятия на себя государством обязательств по безопасности и защите семьи от нищеты и лишений. Документ гарантирует стабильность государственной семейной политики. В свете этого документа разрабатывается ряд программ и мероприятий, которые реализуются с различной степенью эффективности.

§3. Роль культурно-досуговых  учреждений в организации семейного  досуга.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений  и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации  семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей  в РФ не имеют увлечений (ими могут  быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть  семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Дифференцированный  подход к оценке организации семейного  досуга позволил выделить следующие  уровни:

Оптимальный уровень  определяется тем, что досуг носит  социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие  глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект  созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей  и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие  двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная  поддержка способствуют организации  регулярной совместной деятельности в  семье, формированию гуманных семейных традиций.

Допустимый уровень  подразумевает характер досуга как  активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного  активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и  ориентирована на овладение определенными  духовными ценностями. Данный уровень  свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном  уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации  семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень  организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной  литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности  в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного  досуга приводит, как правило, к раздельному  проведению.

Нулевой уровень  имеет социально отрицательный  и делинквентный характер досуга.

Одним из путей  совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях  дополнительного образования детей  педагогического процесса, направленного  на решение задач по обучению родителей  и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

    §3. Формы и методы работы КДУ с семьей.

   Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

В основе организации досуга с семьей по месту жительства  лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха  с различными просветительными  и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие  форм и методов организации  и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения,  клубы по интересам, вечера  отдыха, массовые семейные  праздники  и др.)

Беседы – к ним относятся  также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей  всех возрастов, так и отдельно для  детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности  решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы –  это способ «взрослым» ненадолго  ощутить себя детьми и окунуться  в мир детской психологии. Совместно  участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать  себя одной командой. Популярны такие  виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)»  и др.

Рекреативный семейный отдых –  туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры  и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов  и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности –  редко встречающаяся, нон очень  популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более  камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны  и развлекательно-образовательные  формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории  в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

§1. Комплекс мероприятий по организации семейного досуга в летнее время.

В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы – время для экскурсионных  поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и пришкольных лагерях, организации детских площадок и  подростковых клубов по месту жительства. Цель КДД летом – максимально  и социально заполнить свободное  время детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название мероприятия

Цель мероприятия

Форма

Время проведения

1

«Мама, папа, я – спортивная семья».

Объединение детей и родителей  в процессе участия в спортивных состязаниях. Повышение уровня культуры семейного досуга.

Конкурс, эстафеты.

Период летних каникул.

2

«А ну-ка, бабушки (дедушки)».

Привитие уважения к старшему поколению.

Конкурс.

Период летних каникул.

3

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Сближение членов семьи с помощью  совместного отдыха на природе.

Семейный поход

Период летних каникул.

4

«Когда вся семья вместе –  так и душа на месте»

Развитие и повышение уровня культуры семейных отношений

Творческий вечер

Период летних каникул.

5

«Лучший замок из песка»

Выявление лучших творческих способностей среди семей города.

Конкурс

Период летних каникул


 

 

Заключение.

    Цель исследования: Обобщение информации об организации семейного досуга в КДУ, в целом достигнута, основные задачи решены:

  1. Определить общие понятия семьи, как социально-культурного  института.
  2. Определить сущность и специфику семейного досуга.
  3. Обосновать социально – культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи.
  4. Обобщение опыта организации семейного досуга.
  5. Определить роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.
  6. Разработать комплекс мероприятий по организации семейного досуга в выходные дни.

 гипотеза подтверждена. В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

Необходим поиск новых подходов к решению  масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становлеине семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с..
  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
  3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
  4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.-48с.
  5. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа  - М.: 2004.
  6. Культурно-досуговая деятельность М 2002
  7. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.
  8. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.

Информация о работе Организация семейного досуга в КДУ