Организация семейного досуга в КДУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Обобщение информации об организации семейного досуга в КДУ, в целом достигнута, основные задачи решены:
Определить общие понятия семьи, как социально-культурного института.
Определить сущность и специфику семейного досуга.
Обосновать социально – культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи.

Содержание

Введение.
Глава I Семейный досуг как важнейшая сфера жизни современной семьи
§1. Общие понятия семьи как социально-культурного института
§2. Сущность и специфика семейного досуга
§3. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.
§4. Формы и методы организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях.
Глава II Определение путей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации семейного досуга.
§1. Обобщение опыта организации семейного досуга.
§2. Комплекс мероприятий по организации семейного досуга «Лето всей семьёй»
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 39.24 Кб (Скачать документ)

                                Содержание 

Введение.

Глава I Семейный досуг как важнейшая сфера жизни современной семьи

§1. Общие понятия  семьи как социально-культурного института

§2. Сущность и специфика семейного досуга

§3. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.

§4. Формы и методы организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях.

Глава II  Определение путей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации семейного  досуга.

§1. Обобщение  опыта организации семейного досуга.

§2. Комплекс мероприятий  по организации семейного досуга «Лето всей семьёй»

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

 Выбор  темы данной курсовой работы  определена следующими обстоятельствами:              

   Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация семейного досуга.

     Семейный  досуг – это коллективная деятельность, содержание и формы проведения  которой зависят от уровня  культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных  склонностей и интересов. Семейный  досуг скрепляет семейные отношения  общими радостями и приключениями.

    Семейный  досуг имеет самостоятельную  педагогическую ценность: с одной  стороны семейный досуг направлен  на поддержание семьи как целостной  системы, с другой стороны оказывает  воспитательное и развивающее  воздействие на все стороны  жизнедеятельности членов семьи,  приобщают их к освоению богатств  духовной культуры, реализует то  лучшее, что есть в человеке, позволяет  преодолеть личные недостатки  посредством творческой активности.

   Очевидно, что отдыхая совместно,  и общаясь  в условиях свободного времени,  участвуя в совместных конкурсах  и программах, родители и дети  учатся быть ближе. Совместный  семейный досуг  помогает поколениям  находить общий язык, учиться  терпимости и вниманию по отношению  друг к другу.

  Немаловажную роль  в деле организации семейного  досуга могут играть  КДУ,  которые,  к  сожалению, уделяют недостаточно  внимания организации  семейного  отдыха.

   Низкое качество организации семейного досуга определяют отсутствие или крайне низкая культура семейного досуга, однообразие интересов и предпочтений современной семьи, а также узкое понимание проблем организации досуга семьи специалистами учреждений культуры и неудовлетворительное использование возможностей, средств и методов СКД в работе с этой аудиторией.

Объект исследования: Семейный досуг.

Предмет исследования: Особенности организации досуга современной семьи в КДУ.

Цель  исследования: Обобщение информации об организации семейного досуга в КДУ.

   Объект, предмет и цель исследования  обуславливают необходимость следующих  задач:

  1. Определить общие понятия семьи, как социально-культурного  института.
  2. Определить сущность и специфику семейного досуга.
  3. Обосновать социально – культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи.
  4. Обобщение опыта организации семейного досуга.
  5. Определить роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.
  6. Разработать комплекс мероприятий по организации семейного досуга в выходные дни.

Гипотеза: Гипотеза исследования состоит в том, что на современном этапе работа КДУ по организации семейного досуга   неэффективна и неактивна    в силу того, что не изучаются и не учитываются особенности организации досуга данной аудитории.

Во введении мы определяем актуальность выбранной темы.

Работа состоит  из введения, двух глав:

Первая глава: Семейный досуг как важнейшая сфера жизни современной семьи.

Вторая глава: Определение путей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации семейного  досуга.

Первая глава  состоит из 4-х параграфов:

§1. Общие понятия  семьи как социально-культурного института

§2. Сущность и  специфика семейного досуга

§3. Роль культурно-досуговых  учреждений в организации семейного  досуга.

§4. Формы и методы организации  семейного досуга в культурно-досуговых  учреждениях.

Вторая глава состоит  из одного параграфа:

§1. Комплекс мероприятий  по организации семейного досуга «Лето всей семьёй

 

 

 

 

 

Глава I

§1. Общие понятия семьи как социально-культурного института.

   Отечественная  философская мысль определяет  семью как ячейку общества  и важнейшую форму организации  личного быта, основанную на супружеском  союзе и родственных связях.

   В словаре  русского языка С.И. Ожегова  под семьей понимается группа  живущих вместе близких родственников  или объединение людей, сплоченных  общими интересами. При этом семьянином  является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

   Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т.е.  отношениях между мужем и женой,  родителями и детьми, братьями  и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими  общее хозяйство на основе  единого семейного бюджета. Жизнь  семьи характеризуется материальными  и духовными процессами. Через  семью сменяются поколения людей,  в ней человек рождается, через  нее продолжается род. Семья,  ее формы и функции напрямую  зависят от общественных отношений  в целом, а также от уровня  культурного развития общества. Естественно, чем выше культура  общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.  Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

   Известную часть  времени ребенок проводит с  товарищами во дворе, а часто  вне двора, на прогулках, на  площадках, катках, иногда на улице.  Чем старше становятся дети, тем  товарищеское окружение играет  большую роль. Взять на себя  полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: Более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

   Активное приближение  родителей к жизни детей вовсе  не трудное дело и доставляет  даже удовольствие. Каждый родитель  вырабатывает такое устройство  семейного быта, которое наиболее  соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг к другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

   Проблемы современной семьи: Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушила ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

   Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

   §2. Сущность и специфика семейного досуга.

      Семейный досуг понимается как социокльтурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.

      Досуг в семье – это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики: - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

- выполняет специфическую  роль, которая направлена на поддержание  семьи как целостной системы,  коллектива;

- препятствует  проникновению в нее таких  враждебных разрушительных сил,  как алкоголь, скука, взаимное  психологическое пресыщение и  отчуждение;

- оказывает развивающее  воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный,  общекультурный уровень;

- сплачивает  общностью интересов, переживаний;

- является действенным  средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить  природу, приобретают культуру  восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

   Наличие  опыта самореализации в семенной  досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1.Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

2.Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3.Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4.Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

   Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей».

  Выделяются особо значимые для досуговой деятельности ценности семьи, к которым относятся такие понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность. Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных  и других обязательств перед обществом  за судьбу каждого ее члена. Семья  – коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями.

Информация о работе Организация семейного досуга в КДУ