Основное назначение и область применения анализа документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание

Понятия и основные виды социологических исследований. Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленных на получение информации, значимой для целей исследования. Этапы и процедуры данного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие социологического исследования 5
1.2 Основные виды социологических исследований 6
2 МЕТОД «АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ» 14
2.1 Краткая характеристика и этапы и процедуры анализа документов 14
2.2 Процесс анализа документов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

32728 в Социологический анализ документов.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

      В зависимости от выдвигаемых целей  повторный сбор информации может  проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

      Особый  вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

      Такова  в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

      Качество  социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть  проведение пробного исследования. Оно  является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.4

      Образно говоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать.

      Сказанное вместе с тем не означает, что  сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить.

      Если  планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит  выявить самую общую реакцию  общественного мнения на тот или  иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.

 

       2 МЕТОД «АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ»

 

 

      2.1 Краткая характеристика  и этапы и процедуры  анализа документов

 

      Анализ  документов – метод систематического анализа документов, направленных на получение информации, значимой для целей исследования.

      Основное  назначение: извлечь содержащуюся в  документе информацию об изучаемом  объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления.

      Область применения. Любое социологическое  исследование на всех его этапах: в  ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследования. В одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации. Может служить в качестве основного (единственного) метода сбора информации и сочетаться с другими методами. Применяется в анализе всех сфер жизни.5

      Основные  нормативные требования. Четкая и достаточно полная оценка значимости документа с точки зрения целей исследования, его надежности и достоверности содержащейся в нем информации; перевод языка документа на язык концепции исследования, его гипотез; систематичность сбора информации; недопустимость субъективизма при восприятии и осмыслении содержания документа; однозначность  толкования регистрируемых признаков; ориентация на возможности измерения (квантификации) документальной информации.

      Ограничения в применении. Вся документальная информация относится к числу  вторичных сведений. Ее достоверность  и надежность зависят от позиций  и замыслов автора (коммуникатора). Для подтверждения обобщающих выводов  об исследуемом явлении необходимо использование нескольких источников документальной информации или других методов социологии.

      Программа анализа документов. Ведущая задача в ее составлении – построение системы опорных понятий и  их интерпретация. Эта задача решается в ходе процедур выделения категорий, единиц анализа, единиц счета.

      Документ  как объект анализа. Им является специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный  для фиксации, передачи и хранения информации. Документы одновременно содержат в себе два рода сведений. Во-первых, информация о фактах, событиях, результатах деятельности индивидов, коллектива, общества в целом. Во-вторых, в самом документе, его содержании, структуре, стиле, средствах выражения представлена авторская позиция, оценка.

      Предмет анализа документов – это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.6

      Контент-анализ – строго формализованный метод  анализа текстовой информации. Его  процедуры включают: выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), последующий подсчет частоты их употребления в тексте, установление соотношений различных элементов текста друг с другом, соотношений с общим смыслом, назначением, объемом информации текста. Важной задачей контент-анализа служит установление соотношения текстовой и внетекстовой реальности (т.е. той реальности, которую отображает текст). В ходе контент-анализа исследователь должен учитывать не только то, что вошло в содержание текста, но и то, что осталось вне его рамок. Этот метод совмещает в себе количественный и качественный анализ. Наиболее эффективно его применение при изучении массовой документальной информации.

      Категории анализа – смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, являющиеся результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Требования  к категориям анализа: должны выражать теоретические понятия исследования, иметь соответствующие им признаки (смысловые единицы) в тексте. Основная задача сбора информации в ходе анализа – поиск индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы, идеи, темы (например: "Справедливое распределение благ"). Категории анализа выражаются определенными признаками (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность, значимость выраженной в категории идеи, проблемы.

      Текст в контент-анализе рассматривается  как определенная коммуникативная  система элементов (совокупность сведений, оценок), имеющая относительно замкнутую  структуру в соответствии с концепцией или замыслом автора. Текст состоит из простых или сложных высказываний, в которых заключены определенные мысли. Текст может рассматриваться как определенная наблюдаемая реальность, как проблемная ситуация, где условно могут быть выделены, во-первых, субъекты – действующие лица, во-вторых, предикаты – действия субъектов, свойства и результаты их действий, то, о чем они высказываются.

      Единицы анализа – части текста, которые  могут быть поставлены в соответствие с категориями анализа. За единицу анализа может быть принято слово, высказывание, часть текста, объединенная определенной темой, автором, героем, социальной ситуацией, текст в целом.7

      Единицы счета – количественная характеристика единицы анализа; фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака категории анализа; 2) объем внимания, уделяемый категории анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могут быть приняты: количество печатных знаков, абзац, площадь текста, выраженная в сантиметрах. Для газетных и других стандартных текстов – ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.

      Классификатор контент-анализа – методический документ, предназначенный для выделения  и регистрации признаков текстовой  информации. В классификаторе в общую  таблицу сводятся все категории/подкатегории анализа и единицы текста.

      Бланк (протокол) анализа документов – методический документ, фиксирующий результаты сбора документальной информации в содержательной или закодированной форме.

      Этапы и процедуры анализа документов8

      1. Подготовительный этап.

      1.1. Разработка программы анализа  и сбора документальной информации. Постановка целей, задач.

      1.2. Выделение объекта и предмета  исследования, формулирование гипотез.

      1.2.1. Составление классификатора. Выделение  категорий, единиц анализа, единиц  счета.

      1.2.2. Выборка документов. Составление  списка документов выборочной совокупности. Составление таблицы, включающей сведения о количестве выборочной документальной информации и ее распределении по временным интервалам и видам документов.

      1.3. Проектирование инструментария (бланков,  протоколов, карточек), его размножение.

      1.4. Подготовка программы обработки,  анализа данных.

      1.5. Организация условий анализа: место (учреждение, помещение), порядок получения и сдачи документов).

      2. Оперативный этап.

      2.1. Отбор документов, их внешний  анализ.

      2.2. Измерение и регистрация данных в бланках, протоколах, карточках, углубленный анализ.

      2.3. Первичная обработка бланков,  уточнение записей, составление  сводных/суммирующих таблиц.

      3. Результирующий этап.

      3.1. Сбор учетных документов.

      3.2. Ручная обработка данных.

      3.3. Перевод на машинные носители.

      3.4. Статистическая обработка по  программе анализа. Исчисление  показателей. Выявление их надежности.

      3.5. Доказательство/опровержение гипотез  на основе полученных данных.

      3.6. Анализ эффективности метода. Степень  соответствия полученных данных целям исследования.

      3.7. Выводы и рекомендации. Составление  отчета. 

      2.2 Процесс анализа документов

 

      Протокол  анализа документов

      (примерный  перечень признаков, характеризующих  процесс анализа, содержание документов  и результаты анализа, регистрируемые в протоколе)

      1. Элементы внешнего анализа.

      Документ. Что он собой представляет? Каков  его вид, статус, форма, подлинность?

      Автор. Кто он? Его компетентность? Что  побудило к созданию документа? Какие  цели преследовал? Какие другие документы  этого типа создал или в создании каких участвовал?

      Обстановка  в той сфере, к которой относится  документ, до его создания, после. Как  он согласуется с событиями, обстоятельствами, другими аналогичными документами? Какое общественное действие имел? Имеются ли упоминания о нем в других документах? Какие?

      Содержание  документа (общая оценка). Какая тема/проблема поднята? О ком и о каких действиях идет речь в тексте? Какой тип, жанр изложения (доказательства) используется? Какие виды фактических данных приводятся? Насколько содержание отвечает первоначальному замыслу?

      Достоверность информации, содержащейся в документе. Насколько она соответствует  описываемой реальности? Есть ли подтверждения  или опровержения из других источников? Какого рода информация в нем более  достоверна, какая менее?

Информация о работе Основное назначение и область применения анализа документов