Основные факторы развития социальной среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:18, реферат

Описание

Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Содержание

1. Введение.
2. Основные факторы развития социальной среды организации.
2.1. Потенциал и социальная инфраструктура организации.
2.2. Условия работы и охраны труда.
2.3. Социальная защищенность.
2.4. Социально-психологический климат коллектива.
2.5. Материальное вознаграждение.
2.6. Использование досуга.
3. Социальная политика государства
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 35.75 Кб (Скачать документ)

     В    структуре    социально-психологического    климата     коллектива

взаимодействуют  три  основных  компонента:  психологическая   совместимость работников,  их  социальный  оптимизм,   нравственная   воспитанность.   Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения,  интеллекта,  воли и  эмоций  личности,  во  многом  определяющих  ее  стремление  к   полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству другими. Выражая отношение работников к совместному делу  и  друг  другу,  социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие  мотивы,  которые не  менее  действенны,  чем  материальное  вознаграждение  и   экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают  у  него  напряжение  сил  или  спад энергии, трудовой  энтузиазм  или  апатию,  заинтересованность  в  деле  или безразличие. 

5. Материальное вознаграждение. 

     Материальное   вознаграждение   труда   выступает   узловым    пунктом

социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы  на рабочую  силу,  компенсация  трудовых  затрат  работников,  их  общественный статус  и  вместе  с   тем   семейные   бюджеты,   удовлетворение   насущных потребностей людей в жизненных благах.

     Оплата труда должна основываться  на социальном минимуме – на том,  что необходимо  для  поддержания  достойного  уровня  жизни  и   воспроизводства работоспособности человека, получения им  средств существования  не  только для себя, но и для своей семьи. Заработная плата  в  индустриально  развитых странах составляет примерно две трети общих денежных  доходов  населения.  В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии  студентов и  учащихся  образовательных  учреждений,  пособия  на  детей  и  уходу   за ребенком,   стоимость   натуральных    продуктов    подсобного    хозяйства, используемых  на  личное  потребление,  а  также  доходы  от  собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства  на  рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.

     Расходную часть семейного, по  преимуществу  потребительского,  бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение  различных взносов (в том числе проценты за  кредиты),  на  покупку  товаров  краткосрочного  и длительного  пользования  –  продуктов  питания,  одежды,  обуви,  предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату  жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных  услуг.  Баланс  расходной  и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых  семьей  в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на  одного  человека.

Среднедушевой доход и соответствующие  расходы  отражают  степень  семейного достатка, качество и уровень ее жизни. 

6. Использование досуга. 

     Внерабочее время образует еще  одну группу  факторов  социальной  среды организации.  С  ними  связаны   устройство  домашнего   быта   работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

     Временной ресурс работающего  человека распадается  в   будний  день  на

рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, разнится она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время  в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время  включает  затрату 9-9,5 часов на  удовлетворение  естественных  физиологических  потребностей человека  (сон,  личная  гигиена,  прием  пищи  и  т.п.).  Оставшееся  время занимают передвижение на работу  и  обратно, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время – досуг.

     Очевидно,  что  изменение   продолжительности   любого   из   названных

временных  отрезков  автоматически  приводит к удлинению или   сокращению других. Потому-то  так  актуальны  в  плане  социального  развития  проблемы продолжительности   рабочего   дня,   жилищного    строительства,    выпуска производительной,  удобной,  доступной  по  цене   электробытовой   техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых  предприятий  и  служб по  оказанию  услуг  населению.  В этом  заключен  значительный  социальный резерв, в том числе для увеличения продолжительности свободного времени.

     Досуг занимает особое место  в гармоничном развитии человека-труженика. Величина, структура, содержание, культура использования  свободного  времени влияют  на  гуманистическую  наполненность  образа   жизни,   мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности. 

   Социальная политика  государства 

     Наряду с условиями непосредственной  социальной  среды  на  социальное

развитие  организации воздействуют  и  более  общие  факторы,  от  которых  в значительной, а  нередко  решающей  степени  зависят  поведение  и  трудовой настрой персонала, эффективность совместной работы. Имеются  в  виду  прежде всего факторы, влияющие на  отдельные  отрасли  экономики  или  регионы,  на положение дел в стране – находится ли она в  данный  момент  на  подъеме,  в расцвете сил либо,  напротив,  переживает  спад,  кризис,  испытывая  резкое усиление социальной напряженности.

     С социально-экономическим и духовно-нравственным  состоянием  общества теснейшим  образом  связаны  реализация  личных  прав  и  свобод   человека, утверждение индивидуальности  и  развитие  коллективных  начал,  своеобразие исторического  пути  населяющих  страну  народов,  сложившиеся  традиции   и нравственные  устои.  Речь  идет,  в  частности,  об  особенностях  трудовой морали, этике  личного  и  общественного  поведения,  критериях  гражданской добродетели.

     Конечно,  общезначимым  фактором  социального  развития   является   и

социальная  политика государства. Проводимая правительством, всеми ветвями  и органами  власти,  она  призвана  аккумулировать,   фокусировать,   отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели его  развития.

    В задачи социальной политики входят стимулирование  экономического  роста  и подчинение производства интересам потребления, усиление  трудовой  мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни  и  социальной защиты   населения,   сохранение   культурного   и   природного    наследия, национального  своеобразия  и  самобытности. Государство должно  выступать гарантом   социальной    направленности    экономики.    Для    эффективного осуществления своих регулирующих  функций  оно  располагает  такими  мощными рычагами воздействия, как национальный бюджет, система налогов и пошлин.

     Государственная   социальная   политика   –    это    целенаправленная деятельность государства, ставящая  своей  целью  ослабление  дифференциации доходов, смягчение  противоречий  между  участниками  рыночной  экономики  и предотвращение социальных конфликтов  на  экономической  почве.  Посредством государственной  социальной  политики  в  рыночной   экономике   реализуется принцип  социальной   справедливости,   предполагающий   определенную   меру выравнивания положения  граждан,  создание  системы  социальных  гарантий  и равных стартовых условий для всех слоев населения. 
 
 
 
 

   Заключение. 

     Перемены в жизни общества, вызываемые  ускорением научно-технического и социального  прогресса,  ведут  к  возрастанию  роли  человеческого  фактора трудовой  деятельности  и  значения  личностных  качеств   работников.   Это обстоятельство  на  всех   уровнях,   включая   и   организации,   усиливает потребность   в   регулировании   социальных   процессов,    в    грамотном, действительно научном управлении социальным  развитием.  В  настоящее  время социальные службы действуют в  условиях  перехода  от  планового,  чрезмерно централизованного  хозяйствования  к  социально   ориентированной   рыночной экономике.  Их  структура  определяется,  с  одной  стороны,   размерами   и особенностями  организации,  а   с   другой  –   сложностью   решения   как производственно-экономических, так и социальных задач.

     В сегодняшних  условиях  ответственность   руководителей  и  социальных

служб предприятий повышается. При этом необходимо учитывать:

     1. многообразие форм собственности;

     2. последствия приватизации бывшего  государственного имущества;

     3. изменения в  системе  оплаты  труда,  диктуемые развитием рыночных отношений, расширением платности социальных услуг и их удорожанием;

     4. реформирование социального страхования  и  других  видов  социальной защиты населения.

     Забота   о   социальной   сфере   все   больше   перекладывается    на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

     В зависимости от конкретной  ситуации управление  социальным  развитием осуществляется    либо    руководством    организации,    либо    специально уполномоченными   на   то   лицами,   либо   автономными    подразделениями функционального  назначения,  которые  являются  частью  системы  управления персоналом. Типовой вариант организационной  структуры  такой  системы,  как указывалось  выше,  предусматривает  должность  заместителя   директора   по персоналу с подчинением ему соответствующих подразделений.

     Если   организация   располагает   разветвленной   сетью   собственной

социальной  инфраструктуры, управление ею может  осуществляться  отдельно.  В этом  случае  подходит  вариант,  предусматривающий  должность   заместителя директора по  социально-бытовым  вопросам  с  приданием  ему  подразделений, ведающих  соответствующими  объектами  социальной  сферы,  предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых  и

иных  социальных услуг.

     Чтобы действовать в социальной  сфере целесообразно,  нужны  прогнозные проекты, целевые программы, планы – краткосрочные (в пределах одного  года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (до десяти и более лет).  Примером осмысленного  планирования  в  социальной  сфере  могут  служить   программы повышения  качества  трудовой  жизни,  нашедшие  с   середины   70-х   годов распространение в США и ряде других стран, а также относящаяся к 70-80-м годам практика социального планирования на предприятиях бывшего СССР.

     Прогнозирование  и  планирование  –  важнейший  инструмент  управления социальным  развитием,  предполагающий  анализ  состояния  социальной  среды организации, учет воздействующих на  нее  факторов,  разработку  проектов  и программ,  рассчитанных   на   перспективное   использование   потенциальных возможностей.

     Должны приниматься  во  внимание  положение  дел  не  только  в  самой

организации, но также обстановка в отрасли  и регионе, ситуация в стране.

     Существенную  сторону  деятельности   социальной   службы   составляет

использование  разного  рода  стимулов,  побуждающих  коллектив  к  активной работе  по  выполнению  целевых  программ  и планов  социального развития, повышению результативности солидарных усилий.  Сюда  входит  материальное  и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития  полезную инициативу, показывает добрый пример.

     Обязанностью  социальной  службы  являются  постоянный   контроль   за

практической  реализацией намеченных социальных  мероприятий,  информирование коллектива о переменах в социальной среде  организации.  Осуществление  этих функций связано с получением, анализом  и  обобщением  сведений,  касающихся социального  развития,  экспертизой  условий труда   и   быта   работников, подведением  итогов,  оценкой  экономической  и   социальной   эффективности улучшений, достигнутых в социальной среде организации. 

  
 
 
 

  Список использованной  литературы. 
 

1. Баткаева И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1994.

2. Ворожейкин И.Е. История труда и предпринимательства. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1995.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М., 1998.

4. Слуцкий  Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. - М.: ГАУ, 1994.

5. Социальный  менеджмент. Учебник для вузов под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998.

6. Социология  труда . Учебник. /Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. - М.: МГУ, 1993.

7. Управление  персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2000.

Информация о работе Основные факторы развития социальной среды организации