Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:33, реферат
Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «социализация личности»
2. Исследовать основные этапы социализации личности.
Введение………………………………………………….3
1. Понятие социализации………………………………4
2. Фазы и этапы социализации……………………….. 7
2.1. Детство…………………………………………….8
2.2. Подростковый возраст………………………….10
2.3. Ранняя зрелость, или молодость……………….12
2.4. Средний возраст, или зрелость………………...14
2.5. Пожилой возраст, или старость………………..16
2.6. Смерть……………………………………………19
Заключение……………………………………………...21
Список использованной литературы…………………22
Глоссарий……………………………………………….23
Федеральное агентство по образованию
Саратовский
государственный институт имени
Н. Г. Чернышевского
Контрольная работа по социологии
на тему «Основные этапы социализации личности»
студентки 233 группы 2 курса заочного отделения
социологического факультета
Ельчиной
Риммы Константиновны
Проверила:
Везеницына В. С.
Саратов, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………...
Список использованной литературы…………………22
Глоссарий……………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с набором установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Для своей контрольной работы я выбрала тему: «Основные этапы социализации личности». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее этапы.
Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.
Задачи:
1.
Раскрыть смысл понятия «
2. Исследовать основные этапы социализации личности.
По
сравнению с животными человек
вступает в мир удивительно «
Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.
Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.1
Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений.
Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо.
Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.2
Под
социализацией понимается процесс
вхождения индивида в социум, что
порождает изменения в
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться.3
В
структуру социализации включаются
социализант и социализатор, социализирующее
воздействие, первичная и вторичная
социализация. Социализантом является
индивид, подвергающийся социализации.
Социализатор – окружение, оказывающее
социализирующее влияние на человека.
Обычно это агентуры и агенты социализации.
Агентурами социализации являются институты,
оказывающие социализирующее
Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира.
Процесс социализации личности состоит из 3-х фаз. В первой происходит адаптация индивида, то есть осваивание им различных социальных норм и ценностей, обучение умению быть как все, уподоблению всем, «потеря» на время свою личности. Вторая фаза определяется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в последней фазе, при нормальном исходе, происходит вхождение индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его отрицательным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность способна защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, неоднократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и личность, и сами социальные группы постоянно изменяются.
Социализация
включает в себя различные этапы,
стадии. Рассмотрим их подробнее.
Какие бы определения ни давали общества категории детства, социализация детей начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.5 Большинство детей – довольно «податливый материал» в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, то есть у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов. Известно, что в возрасте от трех до восьми лет на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Все больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками; ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.6
Большинство
шестилетних детей могут
В
дошкольном возрасте дети рассматривают
собственное «Я» и свой разум просто
как части тела. Однако в 6-8 лет они уже
начинают различать разум и тело и понимать,
что люди уникальны не потому, что выглядят
по-разному, а потому что у каждого человека
свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно
приходить к определению собственного
«Я» и распознавать различия между физическими
и психологическими свойствами. Число
критериев, на основании которых дети
создают представления о других людях,
постоянно растет по мере взросления детей.
Самое интенсивное развитие имеет место
в период с 7 до8 лет, затем темпы изменений
в концептуализации замедляются. Фактически
различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают
более значительными, чем различия между
8-летними и 15-летними.
В
большинстве стран подростковый
период не рассматривается как социально
значимый в жизненном цикле индивида.
Хотя все молодые люди претерпевают
физиологические изменения, связанные
с половым созреванием, детям
часто приходится брать на себя обязанности
взрослых уже в возрасте 13 лет
или даже раньше. По мере превращения
населения европейских стран
из преимущественно сельского в
городское изменялась и роль детей
в обществе. Дети уже не выполняли
в семье значимой экономической
функции, потому что рабочее место
сделалось отделенным от дома. С
течением лет обязательное посещение
школы, законы о детском труде
и специальные юридические
В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются со взрослыми по физическому сложению, росту, силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. Растущих и развивающихся подростков, сталкивающихся с происходящей в них физиологической революцией и с необходимостью решать реальные взрослые задачи, прежде всего заботит то, как они выглядят в глазах других в сравнении с их собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, даже если для этого им требуется назначать вполне приличных людей на роли своих противников. И они всегда готовы к официальному признанию прочных идолов и идеалов в качестве стражей финальной идентичности.7
Взгляд Эриксона на подростков согласуется с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст как период «бурь и стрессов». При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами.
Хотя
средства массовой информации энергично
муссируют тему разницы поколений,
проблема «разрыва между поколениями»
в целом представляется слишком
упрощенно. Исследования позволяют
предположить, что и семья, и сверстники
имеют одинаково важное воздействие
на жизнь большинства подростков.
Группа сверстников оказывает большое
влияние в вопросах формирования
музыкальных вкусов и личных пристрастий
подростка, порой такое влияние
может оказаться довольно негативным,
связанным с употреблением