Основные этапы социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:33, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «социализация личности»
2. Исследовать основные этапы социализации личности.

Содержание

Введение………………………………………………….3
1. Понятие социализации………………………………4
2. Фазы и этапы социализации……………………….. 7
2.1. Детство…………………………………………….8
2.2. Подростковый возраст………………………….10
2.3. Ранняя зрелость, или молодость……………….12
2.4. Средний возраст, или зрелость………………...14
2.5. Пожилой возраст, или старость………………..16
2.6. Смерть……………………………………………19
Заключение……………………………………………...21
Список использованной литературы…………………22
Глоссарий……………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 46.46 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию

     Саратовский государственный институт имени  Н. Г. Чернышевского 
 
 
 
 

     Контрольная работа по социологии

     на  тему «Основные этапы социализации личности»

     студентки 233 группы 2 курса заочного отделения

     социологического  факультета

     Ельчиной  Риммы Константиновны 
 
 
 

     Проверила: Везеницына В. С. 
 
 

     Саратов, 2010

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение………………………………………………….3

  1. Понятие социализации………………………………4
  2. Фазы и этапы социализации……………………….. 7
    1. Детство…………………………………………….8
    2. Подростковый возраст………………………….10
    3. Ранняя зрелость, или молодость……………….12
    4. Средний возраст, или зрелость………………...14
    5. Пожилой возраст, или старость………………..16
    6. Смерть……………………………………………19

    Заключение……………………………………………...21

    Список  использованной литературы…………………22

    Глоссарий……………………………………………….23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с набором установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

     Для своей контрольной работы я выбрала  тему: «Основные этапы социализации личности». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее этапы.

     Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.

     Задачи:

     1. Раскрыть смысл понятия «социализация личности»

     2. Исследовать основные этапы социализации личности.

 

  1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

     По  сравнению с животными человек  вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой  социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают  знания, взгляды, принципы, усваивают  правила поведения, необходимые  для успешной жизни в обществе. Даже физически сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

     Одновременно  с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

     Социализация  – это внедрение человека в  общество, овладение им навыками и  привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного  общества.1

     Если  процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется  тем сильнее, чем активнее индивид  вступает в систему социальных отношений.

     Благодаря социализации простой биологический  организм трансформируется в личность – истинно социальное существо.

     Без социализации общество не смогло бы просуществовать  более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих  навыков и представлений, которые  необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.2

     Под социализацией понимается процесс  вхождения индивида в социум, что  порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре  личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

     Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и  от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться.3

     В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее  воздействие, первичная и вторичная  социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее  социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние  на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно  окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой  социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.4 Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.  Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

     Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как  биологические предпосылки, так  и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду и  предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая  как предметный мир вещей, так  и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира.

 

  1. ФАЗЫ И  ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

     Процесс социализации личности состоит из 3-х фаз. В первой происходит адаптация индивида, то есть осваивание им  различных социальных норм и ценностей, обучение умению быть как все, уподоблению всем, «потеря» на время свою личности. Вторая фаза определяется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в последней фазе, при нормальном исходе, происходит вхождение индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его отрицательным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность способна защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, неоднократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и личность, и сами социальные группы постоянно изменяются.

     Социализация  включает в себя различные этапы, стадии. Рассмотрим их подробнее. 
 
 

    1. ДЕТСТВО

     Какие бы определения ни давали общества категории детства, социализация детей  начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые  процессы. В детстве закладывается  фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.5 Большинство детей – довольно «податливый материал» в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, то есть у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов. Известно, что в возрасте от трех до восьми лет на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Все больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками; ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.6

     Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют  несколько ролей.

     В дошкольном возрасте дети рассматривают  собственное «Я» и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного «Я» и распознавать различия между физическими и психологическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними. 
 
 
 

    1. ПОДРОСТКОВЫЙ  ВОЗРАСТ

     В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально  значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные  с половым созреванием, детям  часто приходится брать на себя обязанности  взрослых уже в возрасте 13 лет  или даже раньше. По мере превращения  населения европейских стран  из преимущественно сельского в  городское изменялась и роль детей  в обществе. Дети уже не выполняли  в семье значимой экономической  функции, потому что рабочее место  сделалось отделенным от дома. С  течением лет обязательное посещение  школы, законы о детском труде  и специальные юридические уложения, касавшиеся «подростков», привели к  тому, что понятие «подросток»  укоренилось и стало реальной социальной категорией.

      В подростковый период у индивидов  происходят изменения в росте  и развитии, которые можно считать  поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших  и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются со взрослыми по физическому  сложению, росту, силе. Эти изменения  сопровождаются быстрым развитием  органов деторождения, что свидетельствует  о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода  состоит в формировании достаточно устойчивой личности. Растущих и развивающихся подростков, сталкивающихся с происходящей в них физиологической революцией и с необходимостью решать реальные взрослые задачи, прежде всего заботит то, как они выглядят в глазах других в сравнении с их собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, даже если для этого им требуется назначать вполне приличных людей на роли своих противников. И они всегда готовы к официальному признанию прочных идолов и идеалов в качестве стражей финальной идентичности.7

     Взгляд  Эриксона на подростков согласуется  с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст  как период «бурь и стрессов». При вступлении в подростковый возраст  мальчики и девочки перестают  считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами  и женщинами.

     Хотя  средства массовой информации энергично  муссируют тему разницы поколений, проблема «разрыва между поколениями» в целом представляется слишком  упрощенно. Исследования позволяют  предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие  на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большое  влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий  подростка, порой такое влияние  может оказаться довольно негативным, связанным с употреблением спиртного  и наркотических веществ. Члены  семьи оказывают на подростка  огромное влияние, когда речь заходит  о выборе профессии, будущих целях  в жизни, о моделях поведения  и жизненных ценностях, ориентирах. Нередко большая часть молодых  людей считает нужным проводить  четкую границу между системой ценностей  своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено  тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся  с взглядами членов их семей.

Информация о работе Основные этапы социализации личности