Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:33, реферат
Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «социализация личности»
2. Исследовать основные этапы социализации личности.
Введение………………………………………………….3
1. Понятие социализации………………………………4
2. Фазы и этапы социализации……………………….. 7
2.1. Детство…………………………………………….8
2.2. Подростковый возраст………………………….10
2.3. Ранняя зрелость, или молодость……………….12
2.4. Средний возраст, или зрелость………………...14
2.5. Пожилой возраст, или старость………………..16
2.6. Смерть……………………………………………19
Заключение……………………………………………...21
Список использованной литературы…………………22
Глоссарий……………………………………………….23
Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность. Покинув родительский дом, молодые люди в возрасте около 20-ти лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в ВУЗе или службу в армии, как начало самостоятельной жизни. Они также могут устроиться на работу и продолжать жить дома. В данном возрасте молодые люди имеют приблизительно равные шанс остаться жить с семьей или уехать, начав самостоятельную жизнь.
Важнейшая задача на этом этапе - установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности - непрекращающийся процесс.
Важным контекстом развития взрослых являются семьи. Людям, начинающим совместную жизнь после свадьбы, приходится решать задачи определения своих ролей. Есть люди, выбирающие одинокий образ жизни, стремясь к большей автономии и свободе.
В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны супругов, возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей (конфликты и разногласия). Особенно трудно приходится родителям, воспитывающих детей в одиночку. Родителям-одиночкам бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить эмоциональную поддержку. Это является для них еще большей стрессовой ситуацией.
Работа
может определять наш социальный
статус, уровень доходов, престиж, распорядок
дня, наши социальные контакты и возможности
личного развития. Для человека работа
означает способ зарабатывания денег,
либо что-то большее, помогающее развиваться,
большое значение в этом случае играют
дружеские отношения с
Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же, кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития.8
Эриксон называет этот период «творческой активностью – застоем». На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?9
Продолжительность этого этапа может меняться в зависимости от того, как конкретный человек реагирует на разнообразные социальные, физические и психологические признаки его наступления.
На всем протяжении среднего возраста для представителей обоих полов особое значение приобретает связь между людьми (отношения в семье и с друзьями). Люди среднего возраста играют роль связующего звена между младшим и старшим поколениями. Происходит переопределение в отношениях между родителями и детьми.
В середине жизни, когда существенно меняется характер семейных отношений, люди больше полагается на друзей, чем на членов семьи. С юности и до конца среднего возраста люди, при выборе друзей, ценят индивидуальные, неповторимые стороны личности своих друзей.
Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в середине жизни оценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, что им удалось достичь. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Иногда люди в этом возрасте теряют работу, что приводит к сильным стрессам.10
В
последнее время социологи
Социолог Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев в пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчеркивает, что, в то время как другие этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и так далее, в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы принимать ее как новый и неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит все новые радости и блага - увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся все более одинокими, - их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни еще и тем, что роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку они мало связаны с определенными нормами или идеалами.11
В
конце жизненного пути человек приобретает
опыт, понимание жизни и мудрость,
но одновременно теряет силы, функциональную
подвижность нервной и мышечной
ткани и внешнюю
Жизнь
на пенсии имеет свои преимущества
и недостатки. Можно больше времени
уделять семье, отдыхать, гулять, следить
за своим здоровьем, заниматься тем,
что вызывает особый интерес. Однако
при этом, как правило, ухудшается
здоровье, уменьшаются доходы, появляется
или обостряется чувство
С
выходом на пенсию резко изменяется
не только образ жизни человека,
но и его социальный статус, положение
в обществе. Чем более высокого
социального положения достиг человек
до выхода на пенсию, тем труднее
ему будет смириться с
Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становится благом, для других – сущим наказанием. Многие изнывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в ранние годы. Если их нет, то есть пропущена какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата.
Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к старости – с потерями.12
В средневековой Европе смерть была гораздо более видимой, чем сейчас. В современном мире значительная часть людей умирает в замкнутой обстановке больниц, лишенная контактов с близкими и друзьями. Сегодня на Западе смерть рассматривается скорее как конец индивидуальной жизни, чем как часть процесса обновления поколений. Ослабление религиозных верований изменило наше отношение к смерти. Как правило, смерть становится для нас предметом, не подлежащим обсуждению. Страх перед смертью воспринимается как данность, и поэтому врачи и родственники часто скрывают от смертельно больного человека, что он скоро умрет.
По мнению Элизабет Кюблер-Росс, адаптация к неизбежности смерти — это сжатый процесс социализации, включающий несколько стадий. Первая стадия — отрицание, когда индивид отказывается принимать то, что с ним происходит. Вторая — гнев, в особенности у тех, кто умирает относительно молодым и испытывает обиду за преждевременный уход из жизни. За этим следует стадия торговли. Индивид заключает сделку с судьбой или с Богом, обязуясь умереть спокойно, если ему, например, удастся увидеть важное событие, такое, как свадьбу или день рождения. Далее индивид может впасть в депрессию. Наконец, если эту стадию удается преодолеть, он, возможно, приходит к стадии приятия, когда перед лицом надвигающейся смерти устанавливается спокойствие.
Кюблер-Росс отмечает, что, когда она опрашивала аудиторию, выяснялось, что людей больше всего страшит в умирании неизвестность, боль, разъединение с любимыми или оставшиеся незавершенными проекты. По ее мнению, такие представления в действительности лишь вершина айсберга. Большая часть того, что мы связываем со смертью, подсознательна, и если мы хотим умереть в согласии, следует извлечь это на свет. Подсознательно люди не могут представить свою смерть иначе как некое злобное начало, пришедшее наказать их — как они неосознанно думают о серьезной болезни. Если он смогут понять, что эта ассоциация иррациональна — что, например, неизлечимая болезнь не есть наказание за прегрешения — процесс будет менее болезненным. 13
В традиционных культурах, в которых дети, родители и старики часто живут в одном доме, обычно четко осознается связь между смертью и сменой поколений.
Индивиды ощущают себя частью семьи и общества, которые продолжаются бесконечно, не зависимо от мимолетного личного существования. В таких условиях на смерть можно было смотреть с меньшей тревогой, чем в динамично изменяющихся социальных условиях индустриального мира. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой образ «Я» на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой образ «Я», личность социализируется.
На
основе этого усвоения в ходе социализации
происходит формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря
которым человек становится дееспособным
участником социального взаимодействия,
полноправным и активным членом общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ