Основные этапы социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:33, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение содержание социализации личности, ее этапов.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «социализация личности»
2. Исследовать основные этапы социализации личности.

Содержание

Введение………………………………………………….3
1. Понятие социализации………………………………4
2. Фазы и этапы социализации……………………….. 7
2.1. Детство…………………………………………….8
2.2. Подростковый возраст………………………….10
2.3. Ранняя зрелость, или молодость……………….12
2.4. Средний возраст, или зрелость………………...14
2.5. Пожилой возраст, или старость………………..16
2.6. Смерть……………………………………………19
Заключение……………………………………………...21
Список использованной литературы…………………22
Глоссарий……………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 46.46 Кб (Скачать документ)

 

    1. РАННЯЯ  ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ МОЛОДОСТЬ

     Последние тенденции в развитии западного  мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность. Покинув родительский дом, молодые люди в возрасте около 20-ти лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру учебу в ВУЗе или службу в армии, как начало самостоятельной жизни. Они также могут устроиться на работу и продолжать жить дома. В данном возрасте молодые люди имеют приблизительно равные шанс остаться жить с семьей или уехать, начав самостоятельную жизнь.

     Важнейшая задача на этом этапе - установление своей  идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности - непрекращающийся процесс.

     Важным  контекстом развития взрослых являются семьи. Людям, начинающим совместную жизнь  после свадьбы, приходится решать задачи определения своих ролей. Есть люди, выбирающие одинокий образ жизни, стремясь к большей автономии и свободе.

     В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство требует новых  ролей и обязанностей со стороны  супругов, возлагает на них ответственность  и наделяет новым социальным статусом. Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей (конфликты  и разногласия). Особенно трудно приходится родителям, воспитывающих детей  в одиночку. Родителям-одиночкам  бывает трудно сохранить круг своих  друзей и получить эмоциональную поддержку. Это является для них еще большей стрессовой ситуацией.

     Работа  может определять наш социальный статус, уровень доходов, престиж, распорядок дня, наши социальные контакты и возможности  личного развития. Для человека работа означает способ зарабатывания денег, либо что-то большее, помогающее развиваться, большое значение в этом случае играют дружеские отношения с коллегами.

     Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы и семейных обязанностей, что удается  не каждому. Те же, кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития.8

 

    1. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ, ИЛИ ЗРЕЛОСТЬ

     Эриксон называет этот период «творческой активностью  – застоем». На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?9

     Продолжительность этого этапа может меняться в  зависимости от того, как конкретный человек реагирует на разнообразные  социальные, физические и психологические  признаки его наступления.

     На  всем протяжении среднего возраста для  представителей обоих полов особое значение приобретает связь между  людьми (отношения в семье и  с друзьями). Люди среднего возраста играют роль связующего звена между  младшим и старшим поколениями. Происходит переопределение в отношениях между родителями и детьми.

     В середине жизни, когда существенно  меняется характер семейных отношений, люди больше полагается на друзей, чем  на членов семьи. С юности и до конца  среднего возраста люди, при выборе друзей, ценят индивидуальные, неповторимые стороны личности своих друзей.

     Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности  и изменений. Многие люди в середине жизни оценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, что им удалось  достичь. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Иногда люди в этом возрасте теряют работу, что приводит к сильным стрессам.10

 

    1. ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ, ИЛИ СТАРОСТЬ

     В последнее время социологи начали изучать еще один тип социализации: социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть  вспять из-за ослабления физических и  психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. Некоторые пожилые люди перестают  играть активную роль в обществе из-за расстройства здоровья, финансовых затруднений  и эмоциональных переживаний. Эта  тенденция вызывает беспокойство в  США. В обществах, где с большим  уважением относятся к традициям, например в Японии, старики пользуются почетом; в Америке же пожилых  людей «отправляют на выгон» когда они уходят на пенсию, - неожиданно они становятся совсем ненужными обществу.

     Социолог  Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев в пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчеркивает, что, в то время как другие этапы  социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и так далее, в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы принимать ее как новый и неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит все новые радости и блага - увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся все более одинокими, - их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни еще и тем, что роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку они мало связаны с определенными нормами или идеалами.11

     В конце жизненного пути человек приобретает  опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.

     Жизнь на пенсии имеет свои преимущества и недостатки. Можно больше времени  уделять семье, отдыхать, гулять, следить  за своим здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Однако при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются доходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости человеку приходится готовиться чуть ли не всю  жизнь, формируя такой характер и  такие личные качества, которые помогли  бы успешно адаптироваться к ней.

     С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение  в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек  до выхода на пенсию, тем труднее  ему будет смириться с неизбежными  материальными ограничениями, наступающими в старости.

     Увеличение  свободного времени в пожилом  возрасте для одних становится благом, для других – сущим наказанием. Многие изнывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются  в ранние годы. Если их нет, то есть пропущена  какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата.

     Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к старости – с  потерями.12

 

    1. СМЕРТЬ

     В средневековой Европе смерть была гораздо  более видимой, чем сейчас. В современном  мире значительная часть людей умирает  в замкнутой обстановке больниц, лишенная контактов с близкими и  друзьями. Сегодня на Западе смерть рассматривается скорее как конец  индивидуальной жизни, чем как часть  процесса обновления поколений. Ослабление религиозных верований изменило наше отношение к смерти. Как правило, смерть становится для нас предметом, не подлежащим обсуждению. Страх перед  смертью воспринимается как данность, и поэтому врачи и родственники часто скрывают от смертельно больного человека, что он скоро умрет.

     По  мнению Элизабет Кюблер-Росс, адаптация  к неизбежности смерти — это сжатый процесс социализации, включающий несколько  стадий. Первая стадия — отрицание, когда индивид отказывается принимать то, что с ним происходит. Вторая — гнев, в особенности у тех, кто умирает относительно молодым и испытывает обиду за преждевременный уход из жизни. За этим следует стадия торговли. Индивид заключает сделку с судьбой или с Богом, обязуясь умереть спокойно, если ему, например, удастся увидеть важное событие, такое, как свадьбу или день рождения. Далее индивид может впасть в депрессию. Наконец, если эту стадию удается преодолеть, он, возможно, приходит к стадии приятия, когда перед лицом надвигающейся смерти устанавливается спокойствие.

     Кюблер-Росс отмечает, что, когда она опрашивала аудиторию, выяснялось, что людей  больше всего страшит в умирании неизвестность, боль, разъединение с  любимыми или оставшиеся незавершенными проекты. По ее мнению, такие представления  в действительности лишь вершина  айсберга. Большая часть того, что  мы связываем со смертью, подсознательна, и если мы хотим умереть в согласии, следует извлечь это на свет. Подсознательно люди не могут представить свою смерть иначе как некое злобное начало, пришедшее наказать их — как они неосознанно думают о серьезной болезни. Если он смогут понять, что эта ассоциация иррациональна — что, например, неизлечимая болезнь не есть наказание за прегрешения — процесс будет менее болезненным. 13

     В традиционных культурах, в которых  дети, родители и старики часто  живут в одном доме, обычно четко  осознается связь между смертью  и сменой поколений.

     Индивиды  ощущают себя частью семьи и общества, которые продолжаются бесконечно, не зависимо от мимолетного личного  существования. В таких условиях на смерть можно было смотреть с  меньшей тревогой, чем в динамично  изменяющихся социальных условиях индустриального  мира. 14

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой образ «Я» на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой образ «Я», личность социализируется.

     На  основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. 
 
 
 
 
 

 

     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов В. А. Социология. Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
  2. Гидденс. Э. Социология. 2004
  3. Исаев Б. И. Срциология. Краткий курс. Изд-во: «Питер», 2007. – 224 с.
  4. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2002
  5. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000
  6. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/под ред. А.О.Бороноева, М.А.Василика. – М.:Гардарики,2000
  7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994.
  8. Эриксон. Э. Детство и общество. Erik Erikson "Childhood and Society", 2nd ed., 1963

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени   М. В. Ломоносова. www.lib.socio.msu.ru. 26.09.2010
  2. Википедия. www.ru.wikipedia.org . 29.09.2010

Информация о работе Основные этапы социализации личности