Основные направления государственной социальной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 09:17, контрольная работа

Описание

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика – социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Задачи контрольной работы:

– рассмотреть сущность и основные направления социальной политики;

– проанализировать социальную защиту населения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..……3

1 Сущность и основные направления социальной политики…………………………………..5

Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных
государств в данной области……………………………………………………………….8

2 Экономическая эффективность и социальная справедливость…………..………………......12

3 Социальная защита населения……………………………………………………………….…14

Заключение…………………………………………………………………………………….…17

Список используемой литературы………………………………………………………….…..

Работа состоит из  1 файл

т.о.н печать!!!!!!!!!1.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

     Экономическая эффективность – это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью – это отражение противоречия между производством и потреблением.

     В современных условиях применяется  более широкое понятие социально-экономической  эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

     Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань – до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

     Развитие  современной рыночной экономики  предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе – и трудосберегающих технологий.

     В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы. 

     3 Социальная защита населения

     Социальная  защита населения – система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

     Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, инвалидности, жилищные пособия, пособия на получение образования, медицинская помощь, гарантирование государством минимального уровня доходов. Непосредственная цель производства в условиях рынка – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.

     Система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих условиях делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, переквалификация, обучение профессиям, пользующихся спросом. [10, с. 45].

     В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться большая  часть населения, а не только беднейшие  слои. Для сохранения определенного  уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни.

     Система социальной защиты населения выполняет  функцию поддержания реального  сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).

     Основные  цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

     В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством  РФ.

     В области трудовых отношений и  оплаты труда был принят Федеральный Закон РФ от 09.01.1997, № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда». Он выражен в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

     Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения является Закон Российской федерации «О занятости населения в Российской федерации» 1991г., который в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 20.04.1996г. и 21.07.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный Закон от 17.10.1999 г. № 175-ФЗ. В Законе говорится о государственной политике в области содействия занятости населения, полномочиях федеральных органов власти с субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

     Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере занятости  населения необходимо отметить ряд правовых норм касающихся обеспечения занятости граждан. Среди них Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на чернобыльской АЭС» и др. [14, с. 218].

     Пенсионное  законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных актов. Наиболее важным является Федеральный Закон  «О государственных пенсиях в  РФ» от 20.11.1990 г., № 1340 (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. (в редакции от 21.07.1998 г.); Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от 15.05.1001 г. № 1244–1 и Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ. Законы регулируют условия и нормы обеспечения государственными пенсиями. [14, с. 219].

     В области государственного социального  страхования и здравоохранения  выступает Федеральный Закон  «Об основах обязательного социального  страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ, Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изменениями) и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования является: оплата медицинским учреждениям расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий. [14, с. 220]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе проведения работы, была достигнута основная ее цель, т. е. были изучены теоретические основы социальной политики, а именно сущность и основные направления социальной политики, принципы социальной защиты населения, и на основе полученных теоретических данных был произведён анализ особенностей современной социальной политики России.

     Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп.

     Социальная политика государства осуществляется с помощью социальной защиты и социальной гарантии. Социальная защита включает: воспроизводство квалифицированной рабочей силы, наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду, борьбу с безработицей. Социальные гарантии – это обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей.

     На  сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики в современной России является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.

     С превращением в конце ХХ века человеческого  потенциала в главный фактор развития изменилась роль социальной сферы в экономике. Она стала определяющим фактором экономического развития, может быть, в еще большей степени, чем финансовая или экономическая политика. Можно признать, что в начале XXI века социальная политика в ведущих странах мира стала приоритетной по отношению к финансово-экономическому блоку. Я считаю, что уже в ближайшие годы политический курс развития России также будет определяться, прежде всего, ее социальной политикой. 

     Таким образом, социальная политика, – это  одна из важнейших составляющих жизни  любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире. 
 

 

Список использованных источников

     1 Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: Учебник М: Инфра-М, 2006

     2 Борта Ю. Сенсация: лечиться в России опасно // Аргументы и факты. 2007. № 5.

     3 Булатова А.С., Экономическая теория: Учебник 2-е издание. – М.: БЕК, 2002

     4 Воробьев Е.М., Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2008

Информация о работе Основные направления государственной социальной политики Российской Федерации